Подросток в мегаполисе: новая реальность

Подросток в мегаполисе: новая реальность
Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. (5–6 апреля 2022 года, Москва) / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Электрон. текст. дан. (объем 12,3 Мб). — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 126 c.

ISBN 978-5-7598-2493-0.

В сборнике представлены статьи участников XV Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: новая реальность» (5–6 апреля 2022 года, Москва). Статьи, вошедшие в сборник, посвящены развитию подростков в современном обществе и возможностям их психологической поддержки. Рассматриваются семейный, школьный, городской контексты взросления. Обсуждаются риски агрессии и аутоагрессия. Анализируется своеобразие интернет-площадок как пространства для социализации.

Результаты: 27 (страница 1, всего 1 стр.)

1 Автономия подростка в контексте олимпиадного движения школы — развитие таланта или погоня за рейтингом? Богданова Э.И.
Интерес к теме вызывают вопросы, связанные с развитием и угнетением автономии московских школьников в контексте Олимпиадного движения школ. Из-за того, что школы заинтересованы в поступлении и удерживании учеников с высоким олимпиадным потенциалом, стоит задача проанализировать, как данная деятельность отражается на самих подростках и какие изменения происходят в школе при развитии олимпиад.
2 Взаимосвязь параметров самоотношения и уровня спортивных достижений у подростков и юниоров, занимающихся боксом Волков Р.С., Сачкова М.Е.
Настоящее исследование посвящено выявлению параметров самоотношения и их взаимосвязи с уровнем спортивных достижений в подростково-юношеский период. В работе представлены результаты эмпирического исследования, участниками которого стали 360 спортсменов: 180 подростков (15–16 лет) и 180 юниоров (17–18 лет), занимающихся боксом.
3 Взаимосвязь склонности к игровой и интернет-зависимости с особенностями взаимодействия родителей и подростков Делибоженко Е.А.
Рассмотрена проблема, связанная с увеличением количества подростков со склонностью к интернет-зависимому поведению. В работе описывается характер взаимосвязи между склонностью к интернет-зависимому поведению и особенностями взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста, а также взаимосвязь между игровой зависимостью и особенностями взаимодействия родителей с подростками.
4 Интеграция подростков, оставшихся в детстве без попечения родителей, в социум большого города Телицына А.Ю.
В Москве было проведено 42 полуструктурированных интервью с выпускниками (старше 18 лет) интернатных учреждений. Выявлены проблемы, стоящие перед выпускниками, при интеграции в социум мегаполиса с их собственной позиции.
5 Исследование мотивационной сферы у успешных в обучении подростков Кузнецова С.О.
Данное исследование направлено на выявление особенностей мотивационной сферы у современных подростков, успешных и неуспешных в обучении. Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием взаимодополняемых методов (опрос, тестирование). В исследовании была выявлена взаимосвязь между успешностью в обучении и мотивами достижения успеха и саморазвития, ориентацией на свободу, позицией школьника, коммуникативными и внешними мотивами.
6 Кибертравля, роковое патрулирование и другие формы деструктивной активности обучающихся в сети интернет и их профилактика Камин А.А.
В статье рассматриваются основные формы деструктивной активности в сети, их последствия и профилактика кибертравли, как в теоретическом аспекте, так и практический опыт, и основные документы Министерства образования РФ, регламентирующие профилактику деструктивной активности обучающихся в сети интернет.
7 Когнитивные особенности детей и подростков с различной эффективностью многозадачности Вишнева А.Е., Кошевая А.Г., Солдатова Г.У.
Представлены результаты исследования когнитивных особенностей, определяющих эффективность подростков в формате медиамногозадачности (N = 148). Результаты показали, что целенаправленная многозадачность в младшем школьном и в младшем подростковом возрастах связана с развитием управляющих функций, в старшем — с устойчивой нейродинамикой. Нецеленаправленная многозадачность у младших школьников не связана с когнитивными особенностями, у младших подростков связана с развитием аналитических способностей, а у старших подростков — с умением эффективно выполнять сложные задачи на время.
8 Метакогнитивные стратегии обучения в условиях пандемии Персиянцева С.В.
В работе обсуждаются понятия «глобальная стратегия чтения», «стратегия решения проблемы», «поддержка стратегий чтения». Рассматриваются у учащихся приемы работы с академической информацией. Описаны разные виды мотивированного обучения субъектов образовательного процесса. Представлен сравнительный анализ стратегий обучения учащихся до пандемии и во время COVID-19.
9 Московские подростки: как они проводят свой досуг Борусяк Л.Ф., Россинская А.Н.
В статье приводятся результаты исследования городских образовательных практик московских подростков, которые показали, что они самостоятельно осваивают городское пространство и коммуницируют с ним в различных модусах — интеллектуальном, чувственном, культурном и др. Интерес к городу у подростов пробуждается в семье, семья же наряду с интернетом служит основным источником информации.
10 Мотивация чтения московских подростков: возможные последствия дистанционного обучения Березина А.В.
В статье приводятся результаты исследования чтения московских подростков в 2019 и 2022 годах. Проводится их сравнительный анализ. Обсуждаются возможные причины в изменениях репертуара и мотивации чтения подростков, связанные с вынужденным переходом на полное или частичное дистанционное обучение.
11 Отношения подростков с матерью и сиблингом в неполной семье Булыгина М.В., Каминская А.Б.
Рассматривается конфигурация семейных отношений в неполных двухдетных семьях. Показана связь сиблинговых и детско-материнских отношений. Уникальность данного исследования состоит в том, что отношения в неполной семье описаны с позиции всех членов семьи (двух подростков и матери). Показаны отличия иерархического устройства полных и неполных семей и компенсаторная функция сиблинговых отношений, когда дефицит отношений с родителями восполняется эмоционально-теплыми отношениями между братьями/сестрами.
12 Отношения подростков с отчимами в семьях повторного брака Трубникова А.А.
В работе представлены результаты исследования особенностей отношения подростков с отчимами в повторнобрачных семьях. Анализ литературных источников показал важность рассмотрения этой проблемы с учетом психологических сторон подросткового возраста и особенностей бракоразводного процесса и его последствий для семьи и ребенка.
13 Практика комплексной социально-психологической помощи подросткам-суицидентам и их окружению Лямзин М.А., Сюрин С.Н., Сюрина О.В.
Раскрывается опыт работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Образовательный центр ― Созвездие» по оказанию комплексной социально-психологической помощи подросткам в жизненных ситуациях, подталкивающих к суицидам, их родителям и педагогам. Обосновываются ключевые направления такой помощи специалистов Центра «Созвездие».
14 Причины и виды преступлений, совершаемые подростками Глебова А.А.
Подростковая преступность на сегодняшний день — одно из самых частых явлений, с которыми сталкиваются работники правоохранительных органов, юристы, педагоги и психологи. Учитывая доступные способы получения негативной информации из различных источников, включая интернет, рост криминогенного фактора среди детей данной возрастной группы крайне высок, поэтому необходимо обозначить виды и возможные пути предотвращения подростковой преступности.
15 Профдеформация: современные траектории российских девятиклассников Розенфельд Н.Я.
Ускоряющаяся автоматизация труда и события последних лет не могли ускользнуть из зоркого взгляда современного школьника. Изменения на рынке труда накладывают отпечаток и на образовательную сферу, что мы видим на примере изменения спроса на среднее профессиональное и высшее образование. В докладе на данных опроса школьников из регионов исследуются взаимосвязи между образовательными выборами девятиклассников и их жизненными перспективами, которые включают в себя различные аспекты жизни
16 Психологическое сопровождение подростков в условиях дистанционного обучения Васина О.В.
Статья посвящена особенностям психологического сопровождения младших подростков в условиях дистанционного обучения во время пандемии коронавируса. Рассматриваются проведение интернет-занятий со школьниками, а также пример использования интегративной методики автора статьи, объединяющей в себе элементы нарративной практики, арт-терапии и детской нейропсихологии.
17 Разрыв с институциональной нормой в представлениях и практиках школьных учителей Гавриленко П.А.
Школа как педагогическая институция находится в состоянии перманентного реформирования, однако повседневные практики и рутинные представления школьных учителей во многом совпадают с институционально сформированными сценариями, что может как тормозить перемены, так и воспроизводить негативные практики. Данное качественное исследование ставит целью зафиксировать элементы процесса деструктурации в представлениях и практиках школьных педагогов, как носителей институциональных норм и обозначить перспективы для дальнейших исследований.
18 Результаты исследования представлений о взрослении современных юношей и девушек Шилова Н.П.
Приводятся результаты исследования, полученные на выборке 1394 человек от 14 до 23 лет, с использованием авторской проективной методики «Взросление». Цель исследования заключалась в выявлении различий понимания взросления в юношеском возрасте в зависимости от возрастного периода. В рамках исследования было изучено понимание собственного взросления через Восприятие художественного образа юношами и девушками.
19 Родительские стили воспитания как фактор, влияющий на развитие автономии и саморегуляции у подростков Королева Я.П.
В рамках данного исследования комплекс родительских практик и стилей воспитания рассматривается как фактор, влияющий на развитие подростковой автономии и саморегуляции как в школе, так и вне школы. В обзоре раскрываются основные понятия родительского поведения — «стиль воспитания», «родительские практики», «родительский контроль», «психологический контроль», «поведенческий контроль».
20 Ролевой репертуар подростков и родителей онлайн и офлайн: особенности цифровой социальности Рассказова Е.И., Солдатова Г.У., Чигарькова С.В.
Работа посвящена сравнению ролевого репертуара подростков и родителей в онлайне и офлайне (N = 785 чел.). Полученные результаты показывают более разнообразный ролевой репертуар подростков по сравнению с родителями, особенно в онлайне. Для подростков характерно доминирование просоциальных ролевых моделей и сближение ролевой структуры в онлайне и офлайне.
21 Роль агрессии в распространении деструктивного контента молодыми людьми Илюхина С.Н., Солдатова Г.У.
В работе представлены данные о результате исследования роли агрессивности как личностной особенности в одобрении деструктивного онлайн-контента и его распространении среди сверстников подростками и молодежью. Cделан вывод о необходимости дальнейшего изучения личностных предикторов для разработки эффективных мер профилактики столкновения с информационными онлайн-рисками и развития цифровой культуры.
22 Роль сексуального образования в формировании норм сексуального поведения Матанцева Д.А.
Российское сексуальное образование молодежи затрагивает в большей степени биологическую и медицинскую сторону вопроса, тогда как сексуальное образование подразумевает также процесс, направленный на выработку качеств личности, позволяющих провести собственную половую идентификацию. Учитывая большое количество разрозненных агентов сексуальной социализации в существующем в России сексуальном образовании, можно говорить об интерсекциональности этого феномена, представленности множеством сообществ.
23 Социальное развитие подростков с позиции нейронауки Точилина Т.В.
В статье рассматриваются нейробиологические основы изменений в социальном поведении подростков, дается описание биологических факторов, ответственных за социализацию в подростковом периоде.
24 Трехфазная модель личностных изменений: внедрение метода кинопрофилактики Канавина С.С.
В статье рассмотрены основные проблемы совершенствования первичной профилактики и авторская точка зрения на пути их возможного решения. Была представлена концепция внедрения принципа системности в профилактику. Вниманию читателей представлен авторский метод кино-профилактики, позволяющий повысить эффективность профилактических мероприятий.
25 Учебные мотивации и аспекты социальной среды учащихся школ с программами повышенной сложности Павлова А.А.
Исследуется связь между мотивационными портретами учащихся школ с программами повышенной сложности и аспектами их семейной и образовательной среды. Представлены промежуточные результаты. На основе интервью с учащимися предложен список аспектов социальной среды, которые планируется рассмотреть в качестве предикторов мотивационного портрета. Разработан количественный инструментарий для измерения данных аспектов.
26 Чем опасна бедность: социально-экономический статус семьи и психическое развитие детей Виноградова Е.П., Жукова Н.В., Макеев М.К.
В тезисах представлен краткий аналитический обзор ряда современных междисциплинарных исследований о негативном влиянии низкого социально-экономического статуса семьи на общее и психическое развитие ребенка (начиная со здоровья будущих родителей).
27 Что значит быть собой: повседневные представления об аутентичности у младших школьников и подростков в России Байрамян Р.М., Ерофеева В.Г., Нартова-Бочавер С.К., Чулюкин К.С.
В исследовании изучаются повседневные представления об аутентичности у младших школьников и подростков. Для оценки аутентичности было разработано структурированное интервью на основании экзистенциального, гуманистического и субъектного подходов. Респондентами стали 330 школьников из Казани. Обнаружено, что представления подростков об аутентичности становятся более дифференцированными.
Подписка на Подросток в мегаполисе: новая реальность