Е.А. Делибоженко, АНОВО «Московский международный университет», Москва, Россия
Ключевые слова: интернет-зависимое поведение, игровая зависимость, особенности взаимодействия родителей с ребенком, подростки.
Последние десятилетие проблема интернет-аддикции становится более актуальной, особенно остро встаѐт вопрос интернет-зависимости во время пандемии коронавирусной инфекции. Количество интернет-ресурсов увеличилось в разы, расширились возрастные границы пользователей интернета. Также обострение склонности к интернет-зависимости связано с переходом на дистанционный режим работы во время пандемии, обучение школьников и студентов проходит с использованием интернет-технологий. Одной из форм домашнего задания для учащихся служит прохождение тестов в онлайн-формате, начиная с начальной школы, дети получают задания в форме докладов, презентаций, материал для которых они находят в пространстве интернета. Родителям школьников становится труднее контролировать, а также разграничивать время, проведенное в интернете, связанное с обучением и времяпровождением ребенка в сети.
Нельзя оценить влияние интернета на развитие ребенка только как негативное или только как положительное, с одной стороны, интернет предоставляет новые возможности, с другой — способствует возникновению аддиктивных тенденций. Бесконтрольное использование компьютера способствует формированию интернет-аддикции. Кроме использования интернета как информационной базы и как средство общения, среди подростков остро встаѐт проблема компьютерных игр и формирование зависимости от них. В связи с этим психологам, работающим с подростками, необходимо разрабатывать спектр стратегий интервенции для предотвращения формирования интернет-зависимости, зависимости от компьютерных игр среди детей подросткового возраста. Для разработки коррекционных программ, способов профилактики интернет-зависимости необходимо изучать предпосылки, факторы, способствующие ее формированию.
Проводились десятки исследований по проблеме интернет-зависимости подростков. По данным исследований, подросткам с интернет-зависимым поведением свойственны определенные индивидуально-психологические особенности, такие, как эмоциональная неустойчивость, возбудимость, низкий самоконтроль, отличающиеся при различных типах деятельности в сети (Антоненко, 2014).
Нейропсихологические исследования интернет-зависимых подростков выявили, что у них, по сравнению с условно здоровыми подростками, отмечается нарушение пространственного праксиса, слухомоторной координации, контроля и регуляции деятельности. Недостаточное включение в функциональную систему передних отделов левого полушария снижает возможности планирования, регуляции своей деятельности и времени проводимого в сети. В семьях интернет-зависимых подростков отмечается тип воспитания с чертами гиперпротекции или гипопротекции. Характерно, что в этих семьях при низком уровне запретов в целом количество санкций значительно превышает количество санкций в семьях группы нормы, что говорит о непоследовательности и возможной амбивалентности в воспитании родителями подростка (Малыгин и др., 2015).
Всѐ вышесказанное, очевидно, оказывает непосредственное влияние на стиль коммуникаций и эмоциональную близость подростка с родителями, тем самым способствуя бегству в виртуальную среду. Анализируя проведенные исследования, оказывается очевидным — фактор, влияющий на погружение подростка в виртуальную среду, — это взаимодействие с родителями.
С целью установления взаимосвязи склонности к игровой и интернет-зависимости с особенностями взаимодействия родителей с детьми нами было проведено исследование учащихся 10–11-х классов школ г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 87 подростков (49 девушек, 38 юношей), средний возраст 16,5 лет.
Реализация нашего исследования предполагает решение нескольких задач: выявить уровень выраженности интернет-зависимого поведения и игровой зависимости у старшеклассников общеобразовательных школ, установить характер связи между игровой, интернет-зависимостью и особенностями взаимодействия родителей с подростками.
Для достижения поставленных задач нами были использованы следующие методики: тест Такера на выявление игровой зависимости (модифицированный и адаптированный И.А. Коныгиной), тест на выявление интернет-зависимости Чен (в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова), опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (И.М. Марковской), изучались особенности взаимодействия подростков с мамой.
Проведенное исследование выявило, что из всех обследованных под-ростков 18% имеют признаки зависимости от компьютерных игр, 20% играет в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям, и 62% признаков к игровой зависимости не обнаружили. При оценке интернет-зависимого поведения 18% имеют признаки интернет-зависимости, 47% подростков имеют склонность к возникновению интернет-зависимого поведения и 35% признаков интернет-зависимости не обнаружили. Полученные нами результаты несколько превышают результаты обследования старшеклассников (n = 190) общеобразовательных школ города Москвы, проведенным В.Л. Малыгиным и соавторами в 2015 году: 11% подростков имеют признаки интернет-зависимости, 42% злоупотребляют интернетом, 47% признаков интернет-зависимости не обнаружили (Малыгин и др., 2015). Показатели нашего исследования не исключают вероятность возрастания склонности к интернет-зависимости среди подростков.
Для определения взаимосвязи между особенностями взаимодействия родителей с подростками и шкалой интернет-зависимого поведения и игровой зависимости был использован коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. Корреляционный анализ результатов исследования отразил умеренные и высокие корреляции склонности к интернет-зависимому поведению с некоторыми шкалами опросника изучения взаимодействия родителей с детьми. Так, установлена умеренная отрицательная связь (r = −0,355, р < 0,05) между склонностью к интернет-зависимому поведению и требовательностью родителя к подростку. Чем ниже показатели требовательности, чем менее требователен родитель, тем больше возрастают показатели склонности к интернет-зависимости подростка. Умеренная обратная корреляционная связь была установлена между склонностью к интернет-зависимому поведению и строгостью родителя (r = −0,438, р < 0,05). Таким образом, чем ниже показатели строгости мер, применяемых к ребенку, чем менее жесткие правила, устанавливаемые во взаимоотношениях с ребенком, тем выше показатели склонности к интернет-зависимому поведению. При анализе связи склонности к интернет-зависимости и шкалы контроля по отношению к ребенку, выявлена заметная обратная корреляционная связь (r = −0,567, р < 0,05). Чем ниже оценки по шкале контроль по отношению к ребенку, который может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, тем выше уровень склонности к интернеззависимости. Установлена статистически значимая корреляция между склонностью к интернет-зависимому поведению и согласием между ребенком и родителем, наблюдается высокая прямая связь (r = 0,708, р < 0,05). Чем выше в восприятии подростка степень согласия с родителями, тем выше показатель по шкале интернет-зависимости.
Нами установлена обратная, высокая связь (r = −0,727, р < 0,05) между игровой зависимостью и принятием ребенка родителем. Чем выше показатели отвержения личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, тем выше склонность к игровой зависимости. Связь данной шкалы с интернет-зависимым поведением слабая, отрицательная (r = −0,105, р < 0,05). Про-анализировав результаты шкалы последовательности родителя, которая отражает, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и ее связи с игровой зависимостью, была выявлена обратная, умеренная связь (r = −0,333, р < 0,05). Установлена умеренная отрицательная связь между игровой зависимостью и авторитетностью родителей для подростка (r = −0,420, р < 0,05). Чем ниже авторитетность родителя для подростка, которая отражает насколько мнения, поступки, действия родителя являются авторитетными для ребенка, какова сила их влияния, тем выше уровень игровой зависимости. Также установлена умеренная отрицательная связь между игровой зависимостью и удовлетворенностью отношениями ребенка с родителем (r = −0,378, р < 0,05). Чем ниже степень удовлетворенности отношениями подростка с родителями, что может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительскодетских отношений и возможных конфликтах, тем выше уровень игровой зависимости.
Полученные данные можно использовать для разработки профилактической, психокоррекционной работы с подростками, склонных к игровой и интернет-зависимостям.
Литература
- Антоненко А.А. Интернет-зависимость подростков от компьютерных игр и онлайн-общения: клинико-психологические особенности и профилактика: Дис. … канд. псих. наук. М.: 2014. 105 с.
- Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Хомерики Н.С., Антоненко А.А., Смирнова Е.А. Интернет-зависимое поведение: биологические, психологические и социальные факторы риска формирования у подростков // Профилактика зависимостей. 2015. № 4. С. 61–65.
Комментарии
Добавить комментарий