И.В. Воробьева, О.В. Кружкова ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург
Современный человек регулярно испытывает состояние стресса. По приблизительным оценкам, около 70% россиян переживают стресс постоянно (данные ВЦИОМ). Источники стресса многообразны. Одним из них может являться среда большого города, создающая многочисленные опасные ситуации и выдвигающая по отношению к человеку повышенные требования для его выживания в ней. Так, Х.Э. Штейнбах и В.И. Еленский выделяют следующие факторы, вызывающие стресс у горожан: общая численность населения, приводящая к усилению анонимности, ухудшению качества жизни, навязанному высокому темпу, избытку контактов и др.; организация жизненного пространства, подразумевающая нарушение «экологической эстетики» (Ю.Г. Вешнинский); отсутствие возможности в уединении; плотность заселения. К вопросу описания и классификации стресс-факторов городской среды обращалась и Л.В. Смолова, которая отмечала стрессогенность такого фактора, как опасность преступления по отношению к субъекту в условиях городской среды (в том числе и опасность террористических актов).
Эмпирическое исследование, проведенное среди жителей большого города, позволило выделить девять групп факторов, субъективно оцениваемых горожанами как стрессогенные. Изначально предлагался широкий спектр ситуаций, описывающих особенности городской жизнедеятельности, выделенных как путем наблюдения, так и в результате теоретического анализа. Все вариации предложенных ситуаций сводились к пяти теоретическим группам стресс-факторов города: материальные стресс-факторы; социальные стресс-факторы; территориальные стресс-факторы; объективные стресс-факторы (связанные с нарушением эстетики пространства); субъективно обусловленные стресс-факторы. Однако в ходе изучения эмпирического материала была обнаружена иная группировка стресс-факторов, с позиций субъективной оценки их горожанами:
– стресс-факторы, связанные с затруднениями в ориентации и перемещении в городском пространстве – сложности в выделении функциональных зон пространства, непонятность строения города (его части) и уличной системы, схожие до неразличения места города, неудобство перемещения;
– стресс-факторы, связанные с реальными угрозами жизни, здоровью и благополучию человека – воздействие составляющих данной группы на человека значительно снижает качество жизни горожанина, например, загрязненность воздуха, воды, опасность стать жертвой преступления, отсутствие помощи со стороны других, ДТП, террористические угрозы;
– стресс-факторы, связанные с переживанием социального краудинга – отсутствие персонального пространства, нарушение зональности общения и взаимодействия, принуждение к перманентному общению, множественность и поверхностность социальных контактов, отгороженность людей друг от друга;
– стресс-факторы, связанные с общественным и личным транспортом – необходимость каждодневно пользоваться транспортом и связанные с этим затруднения в перемещении по городу;
– стресс-факторы, вызванные пространственным краудингом – субъективное переживание того, что городская среда подавляет человека обилием объектов, протяженностью территории, высотностью строений;
– стресс-факторы, связанные с перегрузками сенсорных систем в условиях городской среды – множественность сильных раздражителей, обилие рекламы, шума, аномалии света, резкие запахи, многочисленная людская толпа;
– стресс-факторы, связанные со сверхдинамикой городской среды – динамичность изменения облика города, необходимость мгновенной реакции на раздражители, информационная насыщенность и скоростной информационный обмен;
– стресс-факторы, вызванные миграционными процессами и сложностями идентификации – множество малознакомых людей, приезжих, иностранцев, сложности в определении «кто есть кто» и образа поведения по отношению к ним;
– стресс-факторы, связанные с давлением социальных стереотипов – необходимость соответствовать образу горожанина, множество навязанных социальных обязательств, необходимость поддержания формальной коммуникации.
Данные группы отражают субъективную оценку значимости для человека того или иного воздействия на него со стороны городской среды, а не реальное воздействие последней на его жизнедеятельность. Факторами формирования указанных оценок могут выступать свойства индивидуальности, особенности опыта человека, его стереотипы и характеристики деятельности. Индивидуальность, безусловно, не может напрямую предопределять то, как человек будет реагировать на ту или иную ситуацию, но она, по мнению Б.М. Теплова, является «почвой» для формирования поведения.
В качестве фактора, имеющего значение для формирования субъективной оценки степени негативного воздействия городской среды, нами были выбраны показатели формально-динамических свойств индивидуальности. В результате исследования выборки из 300 жителей Екатеринбурга были выявлены взаимосвязи, подтверждающие наличие включения индивидуальности человека в процесс формирования его субъективной оценки стресс-факторов городской среды. Так, некоторые группы стресс-факторов не имеют данной предопределенности (это стресс-факторы, связанные с затруднениями в ориентации и перемещении, с общественным и личным транспортом, с перегрузками сенсорных систем).
Стресс-факторы, связанные с реальными угрозами жизни, здоровью и благополучию человека более значимо оцениваются людьми с повышенной эмоциональностью (положительные взаимосвязи с эмоциональностью интеллектуальной и индексом общей эмоциональности), а также склонными к повышенной коммуникативной активности, что приводит к многочисленным контактам, получению информации о потенциальных угрозах и более реалистичной оценке других людей как источника опасности.
Пространственный краудинг более субъективно значим для человека с низкой психомоторной пластичностью и недостаточной коммуникативной эргичностью. Это люди, не умеющие гибко реагировать и приспосабливаться к дефициту пространства городской среды и склонные к одиночеству. Поэтому субъективно у них рождается ощущение того, что они «задыхаются» в насыщенном предметами и людьми пространстве города.
Ощущение высокого темпа городской жизни, сверхдинамичности его среды более негативно оценивается людьми с низкой интеллектуальной активностью, а также остро переживающими свои неудачи в тех или иных практических действиях. Кроме того, эмоционально чувствительные люди более остро реагируют на вероятность воздействия факторов, связанных с процессами миграции и сложностями идентификации. Они более чувствительны к ситуациям, характеризующимся некоторой неопределенностью социальных позиций взаимодействующих сторон. Пониженные показатели психомоторной сферы стимулируют формирование субъективного ощущения высокого давления социальных стереотипов на долженствующее поведение человека.
мотивация одобрения, фиксируемая контрольной шкалой, обратно пропорциональна оценке значимости социального краудинга и давления общественных стереотипов. То есть у этих людей присутствует некая демонстративная «позиция отрицания» роли их социального окружения и требований последнего в формировании их поведения, суждений, переживаний.
Обнаруженные связи не могут быть интерпретированы однозначно предопределяющими, но являются свидетельством вероятного существования определенных типов людей, имеющих сходные реакции на городской стресс, переживающих его подобным друг другу образом и формирующих относительно близкие поведенческие модели взаимодействия со стрессогенной средой.
Комментарии
Добавить комментарий