Г.У. Солдатова, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия,
С.Н. Илюхина, <Центр мониторинга рисков и социально-психологической помощи ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Россия
Ключевые слова: цифровая социализация, подростки, социальные сети, деструктивный контент, негативный контент.
В условиях непрерывно возрастающего информационного потока неизбежно встает вопрос не только об умении использовать цифровые возможности, но и о поиске способов профилактики и совладания с информационными онлайн-рисками, которые возникают в результате использования размещенных в сети материалов, содержащих незаконную, неэтичную, деструктивную и потенциально опасную информацию (Солдатова, Рассказова, Нестик, 2017). Исследования дают основания предполагать, что дети и подростки находятся в уязвимом положении вследствие еще неразвитой способности к критической оценке информации (American Academy of Pediatrics, 2016; Drummond, Sauer, Ferguson, 2020). Возрастающая роль цифрового мира в социализации современных детей и подростков как источника формирования норм и ценностей, моделей допустимого поведения и картины мира в целом обязывает с особенным вниманием подходить к вопросам формирования цифровой культуры (Карабанова, Молчанов, 2018).
Целью настоящего исследования было изучение роли агрессии в распространенности деструктивного контента в подростковой и молодежной онлайн-среде. Гипотезы: 1) большая часть подростков и представителей молодежи встречалась с деструктивным онлайн-контентом; 2) одобряют деструктивный контент и распространяют среди сверстников молодые люди с более высоким уровнем агрессии.
Выборку составили 943 человека от 15 до 35 лет (593 девушки — 63,3% и 344 юноши — 36,7%, 6 человек не указали пол) — учащиеся образовательных учреждений из Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Они были разделены на группы: подростки 15–17 лет (497 человек — 52,7%), молодые люди 18–25 лет (331 человек — 35,1%) и 26–35 лет (115 человек — 12,2%).
Диагностика столкновения с деструктивным контентом проводилась посредством вопроса: «В интернете много разной полезной, интересной информации, но нередко встречается неприятная и небезопасная. С какой информацией Вы сталкивались и как с ней поступали? Выберите все подходящие варианты ответа»:
- информация о способах употребления или распространения наркотиков и психоактивных веществ;
- пропаганда экстремизма и терроризма;
- оскорбительный контент;
- картинки и видео с насилием и жестокостью;
- фейковая информация;
- призыв к несанкционированным действиям.
Варианты ответа: игнорировал(ла), лайкал(ла), дизлайкал(ла), репостил(ла), пересылал(ла) друзьям, комментировал(ла), использовал(ла) кнопку «пожаловаться», использовал(ла) кнопку «больше не показывать», создавал(ла) подобный контент, не сталкивался(ась).
Измерение соблюдений правил вежливости осуществлялось с помощью вопроса: «Насколько часто Вы соблюдаете правила вежливости? Выберите один вариант ответа для реальной и виртуальной жизни» (варианты ответа: практически всегда, часто, редко, иногда, практически никогда).
Диагностика уровня агрессии проводилась с помощью методики BPAQ «Опросник уровня агрессивности Басса-Перри» (Ениколопов, Цибульский, 2007).
Данные обрабатывались в программе SPSS Statistics 20.0 с использованием χ2 Пирсона и ANOVA.
С негативным контентом в интернете сталкивались больше половины респондентов. Наиболее распространена фейковая информация, с которой сталкивались 93,3%, на втором месте — оскорбительный контент (88,7%), на третьем — картинки и видео с насилием и жестокостью (79,4%). Две трети подростков, молодежи и взрослых видели в интернете информацию о способах употребления или распространения наркотиков и психоактивных веществ (67,8%), призывы к несанкционированным действиям (69,9%), пропаганду экстремизма и терроризма (64,3%). Со всеми видами негативного контента, кроме фейковой информации, чаще сталкиваются более старшие респонденты, по сравнению с подростками (χ2 = 7,936–60,664, V Крамера = 0,092–0,254, p < 0,05–0,01). Если противозаконный контент модерируется достаточно активно, то неэтичный находится скорее в серой зоне, которую сложнее регулировать.
Подавляющее большинство подростков, молодежи и взрослых предпочитают пассивную стратегию игнорирования (92,4%). Более половины знакомы с инструментами фильтрации контента и выступают в роли активных модераторов цифрового пространства (57,8%), но несколько реже выражают свое недовольство через «дизлайки» (38,8%). Треть распространяют среди сверстников деструктивный контент (27,7%), каждый седьмой может поддержать его «лайком» (15,4%), и лишь единицы создают его сами (4,6%).
Более юные пользователи сети чаще лайкают (χ2 = 10,643, V Крамера = 0,106, p < 0,01), создают (χ2 = 6,421, V Крамера = 0,083, p < 0,05) и распространяют (χ2 = 18,628, V Крамера = 0,141, p < 0,01) деструктивный контент, но при этом они же чаще его дизлайкают (χ2 = 28,631, V Крамера = 0,174, p < 0,01). Юноши чаще лайкают (χ2 = 21,623, V = 0,162, p < 0,01), дизлайкают (χ2 = 11,577, V = 0,119, p < 0,01), распространяют (χ2 = 4,439, V = 0,073, p < 0,05), а также создают (χ2 = 9,279, V = 0,106, p < 0,01) негативный контент. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что основными распространителями деструктивного контента в сети являются мальчики-подростки. Подобный результат говорит нам о том, что подросткам недостаточно быть знакомым с инструментами модерации, но также необходимо уделять внимание развитию ответственного отношения к построению комфортного и безопасного онлайн-пространства для себя и своих сверстников и учиться осознавать последствия своих действий.
Чем реже респонденты соблюдают правила вежливости в реальной жизни (F(4,937) = 6,782, p < 0,01) и в интернете (F(4,937) = 6,354, p < 0,01), тем более высоким уровнем агрессии они обладают. Более агрессивные респонденты также чаще одобряют (F(1,940) = 14,609, p < 0,01) и распространяют (F(1,940) = 5,083, p < 0,05) аутодеструктивный контент. Создание, одобрение и распространение опасного и жестокого контента может быть импульсивным поступком вследствие недостаточного уровня цифровой компетентности и неосознаваемых последствий подобных действий: от разжигания ненависти и общего повышения уровня жестокости, до вовлечения в противозаконные действия.
Подростки и молодежь часто сталкиваются с негативом в сети и нередко выступают в роли распространителей деструктивного контента среди сверстников, вовлекая тех, кто ранее был пассивным наблюдателем, но очень редко оказываются его создателями. агрессия действительно в этом процессе играет не последнюю роль, поскольку именно более агрессивные подростки и молодѐжь чаще всего выступают в роли «распространителей» и «одобряющих». В связи с полученными результатами одним из наиболее актуальных вопросов дальнейших исследований является изучение механизмов распространения деструктивного контента среди сверстников, роли личностных предикторов в этом процессе и разработка мер онлайн-профилактики с учетом данных эмпирических исследований.
Подростки и молодежь задумываются о необходимости формирования позитивной цифровой культуры, выбирая для себя роль активных создателей комфортного и безопасного пространства в сети, следующих позитивным установкам в онлайн-взаимодействии. Цифровая культура, как система норм и правил общения в интернете, а также как основа создания поддерживающих и совладающих позитивных социокультурных практик, — важнейший фактор профилактики различных форм деструктивного и аутодеструктивного онлайн-поведения. Необходимо, чтобы фокус внимания практиков и системы образования был направлен не на систему ограничений, а на создание позитивной среды для цифровой социализации, которая способствует воспитанию ответственных и компетентных пользователей цифровых технологий.
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках проекта № 20-013-00857 «Социокультурные и личностные предикторы деструктивного и аутодеструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи».
Литература
- Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. № 1. C. 115–124.
- Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 37–46.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: смысл, 2017. 375 с.
- American Academy of Pediatrics, Council on Communications and Media. Media and young minds // Pediatrics. 2016. Vol. 138(5). P. e20162591.
- Drummond A., Sauer J.D., Ferguson C.J. Do longitudinal studies support long-term relationships between aggressive game play and youth aggressive behaviour? A meta-analytic examination // Royal Society Open Science. 2020. Vol. 7. No. 7. P. 2003–2073
Комментарии
Добавить комментарий