А.Ю. Телицына, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники сиротских учреждений, потребительская позиция, меры позитивной дискриминации.
Подростки страшились «взрослой» жизни всегда, но в турбулентные времена неопределенности — особенно. Их ожидания не оправдываются, ресурсы и источники различных благ у воспитанников детских сиротских учреждений с возрастом исчезают.
Меры позитивной дискриминации способствуют возникновению потребительской позиции. Процесс реформирования сложившихся институтов — деинституционализация — вносит свои коррективы. В сферу, которая прежде была строго структурирована и формализована, начинают проникать неформальные формы социальных отношений: наставничество (волонтерство), активности общественных объединений, деятельность авторов корпоративной социальной ответственности и ряд других.
У подростков формируется специфическая ролевая позиция — «позиция сироты», не имеющая поддержки и одобрения в обществе (Осипова, 2019). Кроме этого, несколько изменены внутренние процессы регуляции, возникающие в связи с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль (Ntshuntshe, Taukeni, 2020).
Наблюдаемые нарушения связаны с особенностями организации жизни ребенка в интернатном учреждении, где функция контроля находятся в ведении воспитателей.
Было проведено 42 полуструктурированных Интервью с выпускниками интернатных учреждений в г. Москве. Выявлены проблемы, стоящие перед выпускниками, с их позиции.
Краткая характеристика результатов исследования Интервью позволили не только определить отношение выпускников к постинтернатной поддержке, но и диапазон мнений по широкому спектру вопросов, включая образовательную траекторию, «место в социуме» и др. Аналитические результаты исследования проиллюстрированы цитатами респондентов. Использование цитат участников исследования в аналитическом материале является неотъемлемой составляющей качественного анализа данных, поскольку вносит «живой язык» респондентов в сухую логику изложения аналитического материала, помогает лучше понять целевую аудиторию, подчеркивает отсутствие субъективизма исследователя при анализе данных.
Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Авторы выражают признательность всем выпускникам детских учреждений, которые поделились своими мыслями и приняли участие в Интервью.
Литература
- Осипова Н.В. Реализация мероприятий комплекса мер по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 2. С. 61.
- Ntshuntshe Z., Taukeni S.G. Psychological and social issues affecting orphans and vulnerable children // Addressing Multicultural Needs in School Guidance and Counseling. 2020. P. 20–31.
Комментарии
Добавить комментарий