Интеграция подростков, оставшихся в детстве без попечения родителей, в социум большого города

А.Ю. Телицына, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

В Москве было проведено 42 полуструктурированных Интервью с выпускниками (старше 18 лет) интернатных учреждений. Выявлены проблемы, стоящие перед выпускниками, при интеграции в социум мегаполиса с их собственной позиции.

Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники сиротских учреждений, потребительская позиция, меры позитивной дискриминации.

Подростки страшились «взрослой» жизни всегда, но в турбулентные времена неопределенности — особенно. Их ожидания не оправдываются, ресурсы и источники различных благ у воспитанников детских сиротских учреждений с возрастом исчезают.

Меры позитивной дискриминации способствуют возникновению потребительской позиции. Процесс реформирования сложившихся институтов — деинституционализация — вносит свои коррективы. В сферу, которая прежде была строго структурирована и формализована, начинают проникать неформальные формы социальных отношений: наставничество (волонтерство), активности общественных объединений, деятельность авторов корпоративной социальной ответственности и ряд других.

У подростков формируется специфическая ролевая позиция — «позиция сироты», не имеющая поддержки и одобрения в обществе (Осипова, 2019). Кроме этого, несколько изменены внутренние процессы регуляции, возникающие в связи с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль (Ntshuntshe, Taukeni, 2020).

Наблюдаемые нарушения связаны с особенностями организации жизни ребенка в интернатном учреждении, где функция контроля находятся в ведении воспитателей.

Методика

Было проведено 42 полуструктурированных Интервью с выпускниками интернатных учреждений в г. Москве. Выявлены проблемы, стоящие перед выпускниками, с их позиции.

Краткая характеристика результатов исследования Интервью позволили не только определить отношение выпускников к постинтернатной поддержке, но и диапазон мнений по широкому спектру вопросов, включая образовательную траекторию, «место в социуме» и др. Аналитические результаты исследования проиллюстрированы цитатами респондентов. Использование цитат участников исследования в аналитическом материале является неотъемлемой составляющей качественного анализа данных, поскольку вносит «живой язык» респондентов в сухую логику изложения аналитического материала, помогает лучше понять целевую аудиторию, подчеркивает отсутствие субъективизма исследователя при анализе данных.

Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Авторы выражают признательность всем выпускникам детских учреждений, которые поделились своими мыслями и приняли участие в Интервью.

Литература

  1. Осипова Н.В. Реализация мероприятий комплекса мер по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 2. С. 61.
  2. Ntshuntshe Z., Taukeni S.G. Psychological and social issues affecting orphans and vulnerable children // Addressing Multicultural Needs in School Guidance and Counseling. 2020. P. 20–31.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Телицына А.Ю. Интеграция подростков, оставшихся в детстве без попечения родителей, в социум большого города // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 114-115.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки