Разделы психологии:
Т.В. Точилина, АНОВО «Московский международный университет», Москва, Россия
Ключевые слова: подростковый возраст, социальное развитие, нейропсихология, нейронаука, нейрофизиология, нейробиология.
Личностное развитие подростков происходит в социальных условиях, отражающих ценностные ориентации людей и отношения между ними. Процесс социализации подростков определяется их особенностями поведения, мотивами, характером и склонностями. Многие исследователи считают подростковый период одним из наиболее сложных, так как именно в это время происходят биологические изменения, которые влияют на ход личностного и социального развития. В этом периоде начинает проявляться взрослая сексуальность и романтические интересы, и подростки стараются проводить время больше со сверстниками, чем с семьей. Хотя такие изменения в социальном поведении были хорошо задокументированы в литературе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн), в науке пока относительно мало нейрофизиологических объяснений этих поведенческих изменений, а именно — исследований, посвященных изучению мозга подростков и тех нейронных цепей, которые предназначены для обработки социальной информации.
Взаимосвязь между развитием физиологии мозга и изменениями в социальном поведении была рассмотрена в исследованиях зарубежных ученых (Güroğlu, 2020; Nelson et al., 2005; Kafle, Thakali, 2013). Следует обратить внимание, что в последнее время большой интерес ученых направлен на изучение фактов отклоняющегося поведения и эмоционального реагирования (повышенной тревожности, агрессивности и др.) подростков в процессе их социального взаимодействия. Причины данных нарушений связаны с нейродинамическими сбоями в нейронной сети.
В зарубежных исследованиях были открыты участки головного мозга, ответственные за расшифровку социальных стимулов и выявлены основные их свойства. Такие отделы мозга, как нижняя затылочная кора, нижние области височной коры, внутричерепная борозда и веретенообразная извилина расшифровывают стимул как социальный. Дополнительная область вдоль верхней височной борозды (STS) участвует в обработке информации о социальном перемещении. Области в передней части височной коры отвечают за признание в социуме. Таким образом, эти области участвуют в оценке социальных визуальных стимулов, они определяют — является ли стимул живым или нет. Так, способность устанавливать природу стимула имеется уже у маленьких детей. Данные исследования о мозговой активности детей, связанные с обработкой социальной информации (дифференцирование движения живого от неживого) показывают, что при нейровизуализации меняется активация веретенообразной области мозга у детей младенческого возраста. Дети раннего возраста способны отличать социальные стимулы от несоциальных.
Процесс созревания мозга в подростковом возрасте связан с большим набором социальных компетенций. Так, подросток владеет навыками распознавания социальных стимулов, их оценке и апробации этих умений в социальном взаимодействии. Ведущую роль в данном процессе играет префронтальная кора головного мозга. Этот участок отвечает за контроль и регуляцию поведения. Поэтому к подростковому возрасту совершенствуются навыки сдерживания негативных эмоций и развивается целенаправленное социальное поведение. Этот процесс основывается на взаимодействии между дорсальной и вентральной префронтальной корой. Вентральная префронтальная кора головного мозга играет роль как в прямых аффективных атрибуциях, так и в когнитивной репрезентации и регуляции аффективных реакций. Социальные стимулы обрабатываются в данных участках коры мозга последовательно и образуют сеть мозговых операций.
Кроме вышеуказанных мозговых структур за изменения в социальном познании подростков отвечают гормоны. Социальное развитие тесно связано с выработкой эндогенных опиоидов мозга, окситоцина и вазопрессина.
Всплеск гормонов гонад во время полового созревания изменяет эмоциональную обработку социальных стимулов и это проявляется в аффективных реакциях. Гормональные изменения в процессе взросления изменяют способность мозга подростка регулировать реакции на социальные стимулы и интегрировать их в социальное поведение. Так, в исследовании Э. Нельсона и коллег (Nelson et al., 2005) подростки рассматривали лица с негативными эмоциями (страха, гнева). В сравнении со взрослыми у них отмечалась большая активность в миндалине, орбито-лобной коре и передней поясной извилине. Взрослые способны отключать орбито-фронтальную кору головного мозга и избирательно задействовать этот участок мозга в зависимости от цели. Следовательно, взрослые могут не так эмоционально реагировать на негативные социальные стимулы. Данный факт говорит о том, что подростки являются более чувствительными к негативным социальным стимулам по сравнению со взрослыми. Таким образом, эти результаты подчеркивают изменения в развитии аффективного и когнитивнорегуляторного блоках мозга подростков.
Литература
- Güroğlu B. Adolescent brain in a social world: Unravelling the positive power of peers from a neurobehavioral perspective // European Journal of Developmental Psychology. 2020. Vol. 18(4). P. 471–493.
- Kafle А., Thakali M. Social relations: Role of parent and peer relationships in adolescent psychological development. Kemi, 2013. 54 p.
- Nelson E.E., Leibenluft E., Tone E.B., Pine D.S. The social re-orientation of adolescence: A neuroscience perspective on the process and its relation to psychopathology // Psychological Medicine. 2005. Vol. 35(2). P. 163–174.
Комментарии
Добавить комментарий