Отношения подростков с матерью и сиблингом в неполной семье

М.В. Булыгина, А.Б. Каминская, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия

Рассматривается конфигурация семейных отношений в неполных двухдетных семьях. Показана связь сиблинговых и детско-материнских отношений. Уникальность данного исследования состоит в том, что отношения в неполной семье описаны с позиции всех членов семьи (двух подростков и матери). Показаны отличия иерархического устройства полных и неполных семей и компенсаторная функция сиблинговых отношений, когда дефицит отношений с родителями восполняется эмоционально-теплыми отношениями между братьями/сестрами.

Ключевые слова: сиблинговые отношения, отношения с матерью, неполная семья, подростковый возраст.

Сиблинговые отношения зачастую являются одним из немногих стабильных факторов в жизни детей, родители которых развелись. В настоящее время в литературе достаточно подробно описаны особенности детско-родительских отношений в полных, неполных и повторнобрачных семьях и их роль в развитии ребенка. А вот особенности отношений с братьями/сестрами в послеразводной ситуации и неполных семьях исследованы крайне мало. И это при том, что сиблинговые отношения, сами по себе, одни из самых продолжительных на протяжении жизни, они характеризуются высокой частотой взаимодействия, а в подобных случаях, еще и общим опытом детей, переживших развод родителей.

В зарубежных исследованиях (van Dijk et al., 2021), проведенных в неполных семьях, есть данные о том, что теплота и поддержка со стороны братьев и сестер связаны с меньшим количеством внутренних и внешних проблем и более высокой самооценкой детей, а высокий уровень конфликтов между братьями и сестрами — с более проблемным поведением. Работы показывают, что братья и сестры в разведенных семьях, как правило, имеют более поддерживающие отношения, меньше соперничают (Jacobs, Sillars, 2012). Многие взрослые братья и сестры, вспоминая детство, сообщали, что чувствовали себя ближе друг к другу из-за общего переживания развода родителей. В статье Г. Шиэн и др. (Sheehan et al., 2004) также отмечалась значительно более высокая интенсивность аффективных отношений (как враждебных, так и тѐплых) подростков с сиблингом в разведенных семьях, по сравнению с полными. Подростки связывали эмоциональную насыщенность сиблинговых отношений со своим опытом развода родителей, особенно со степенью конфликта между родителями и отсутствием отца в повседневной жизни.

В работе Фейнберга (2012) было выявлено, что в послеразводной ситуации поддержка братьев/сестер не просто дополняет адекватную поддержку родителей, что способствует психосоциальной адаптации детей к новым условиям, но и может служить и самостоятельным источником защиты и подспорья в стрессовых ситуациях. Находясь под влиянием негативных факторов недавнего развода, таких, как конфликты с бывшим супругом, финансовые проблемы, переезд, родители могут меньше реагировать на эмоциональные потребности детей, становиться недоступными для них. В такой ситуации поддерживающие и теплые отношения между братьями и сестрами могут частично компенсировать низкое качество детско-родительского взаимодействия. С другой стороны, родительский фаворитизм, разлука с одним из родителей и недостаток общения с родителями во время развода и в первое время после него могут негативно повлиять на качество отношений между братьями и сестрами, подрывая способность детей к адаптации.

Целью настоящего исследования было выявить особенности взаимодействия подростков с матерями и сиблингами в неполных семьях. В исследовании приняли участие 70 триад (мать и двое детей подросткового возраста) из 35 разведенных и 35 полных семей. Все семьи были двухдетные, разница в возрасте межу детьми от 3 до 6 лет. В неполных семьях все дети про-живали с матерью, время с момента развода родителей составляло не менее трех лет. Использовались методики: опросник «Взаимодействие родителя-ребенка» И.М. Марковской; «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллера, О.В. Черемисина); «Братско-сестринский опросник» (С. Грем-Берман, С. Калтер в адаптации М.В. Кравцовой).

По данным проведенного исследования оказалось, что независимо от типа семьи, у старших детей в отношении сиблинга стремление к доминированию и показатели эмпатии выражены значимо сильнее, чем у младших детей. Младшие сиблинги в большей мере доверяют своим братьям/сестрам, признают за ними ведущую позицию. Это можно объяснить порядком рождения, закрепляющим за старшим ребенком роль лидера.

В отличие от полных семей, у сиблингов из разведенных семей личностные границы очерчены более выраженно. Это может быть связано со структурой семей. В полных семьях супружеская и детская подсистемы представлены четче, выражена иерархия отношений (статус родителей выше статуса детей, границы внутри детской подсистемы более размытые). В семьях, где родители разведены, старший ребенок нередко воспринимает себя как помощник родителя в воспитании младшего, особенно это заметно, если разница в возрасте между детьми больше четырех лет. При распаде супружеской подсистемы нередко возникает парентификация старшего ребенка. Но, несмотря на очерченность границ между детьми, доверительность в общении между сиблингами выражена сильнее, чем в полных семьях, что согласуется с данными зарубежных коллег.

Отношения подростков с матерями в полных и неполных семьях имеют как схожие, так и отличительные аспекты. Схожесть выявлена в уровне требовательности и эмоциональной близости. Старшие дети по сравнению с младшими, независимо от типа семьи, считают мать более требовательной, а младшие дети отмечают большую эмоциональную близость с матерями. Отличие проявилось в восприятии материнского контроля. Подростки из полных семей значимо выше отмечали контроль матери, чем подростки из неполных семей. В неполных семьях дети значимо выше оценили материн-скую последовательность, авторитет и возможность сотрудничества с ней. Оказалось, что в целом подростки из неполных семей больше удовлетворены отношениями с матерью, чем подростки из полных семей.

Результаты сравнения матерей по опроснику ВРР дополняют ответы детей. Матери из неполных семей считают, что они более строги по отношению к старшим детям, но контролируют их меньше, и предоставляют им больше автономии, чем младшим. По отношению к старшему ребенку у них выше уровень эмоционального принятия, они более последовательны, и уровень их сотрудничества выше. Матери из полных семьей считают, что в одинаковой мере контролируют обоих детей, сотрудничают с ними и эмоционально их принимают. Однако в отношении младшего ребенка они более строги и последовательны.

Графические изображения семьи, выполненные матерями (методика «Семейная социограмма»), также подтверждают, что в неполных семьях чаще выделяется старший ребенка, его обозначали более крупно и рядом с собой, что указывает на их более тесные отношения. Учитывая, развод родителей в исследуемой группе произошел более трех лет назад, вероятно, что острая фаза переживания распада супружеского союза уже пройдена, члены семьи адаптировались к новой ситуации и мать, как единственный родитель, постоянно присутствующий в жизни детей, старается последовательно выполнять свои функции, но не через контроль, а через доверие. Отчасти возможно, что функция контроля делегирована старшему ребенку, а сам он воспринимается скорее как взрослый, а не как ребенок.

Результаты корреляционного анализа по критерию Спирмена выявили связи между особенностями детско-материнских и сиблинговых отношений в неполных и полных семьях.

В неполных семьях низкий уровень сотрудничества между матерью и младшим ребенком коррелирует с высоким уровнем сиблингового взаимопонимания (rs = −0,362, при p ≤ 0,05). Прохладные отношения с матерью в представлении старшего ребенка (отвержение, низкий уровень согласия, непоследовательность матери) связаны со сходством взглядов сиблингов, наличием объединяющих символов (при p ≤ 0,05). Чем ниже эмоциональная близость и согласие старшего ребенка с матерью, тем выше уровень доверительности его общения с младшим сиблингом (p ≤ 0,05). Эти результаты свидетельствуют о компенсаторной функции сиблинговых отношений. Эмоциональная теплота и поддержка братьев/сестер может восполнять дефицит общения с родителями. Однако не только проблемы в отношениях с матерью способствуют взаимопониманию детей в семье. Авторитетная позиция матери и удовлетворенность отношениями с ней детей также связаны с высокой оценкой схожести взглядов у сиблингов (при p ≤ 0,05).

В полных семьях мы также можем наблюдать компенсаторный механизм взаимодействия братьев/сестер: дистанцированность, большое количество разногласий, строгость, высокий уровень материнского контроля, по от-ношению к детям коррелирует с повышением качества общения между сиблингами (доверием и пониманием старшим ребенком младшего, психотерапевтичностью общения) (при p 0,01). В то же время чем выше старший ребенок оценивает эмоциональную близость и последовательность матери, тем легче ему общаться с младшим братом/сестрой (rs = 0,530, p 0,01). Возможно, этот результат объясняется низким уровнем ревности и соперничества.

Проведенное исследование показало, что в неполных двухдетных семьях на этапе стабилизации семейной системы (по прохождении не менее трех лет с момента развода) выявляется отличная от полных семей структура взаимодействия детей-подростков и матери. Исчезновение супружеской подсистемы в структуре семьи, снижение уровня участия отца в жизни детей может способствовать парентификации старшего ребенка-подростка. Совместный опыт переживания развода родителей способствует большей доверительности в отношениях между детьми-подростками, при том, что личностные границы у них очерчены ярче, чем у сиблингов-подростков из полных семей.

Данное исследование имеет несколько ограничений — не учтен поло-ролевой состав сиблинговых пар, а также включенность отцов в жизнь детей. Эти аспекты требуют дальнейшего тщательного изучения.

Литература

  1. Jacobs K., Sillars A. Sibling support during post-divorce adjustment: An idi-ographic analysis of support forms, functions, and relationship types // Journal of Family Communication. 2012. Vol. 12(2). P. 167–187.
  2. Sheehan G.R., Noller P., Feeney J., Darlington Y. Relationships during pa-rental separation and divorce // Journal of Divorce & Remarriage. 2004. Vol. 41(1–2). P. 69–94.
  3. van Dijk R., van der Valk I., Buist K. L., Branje S., Dekovic M. Longitudinal associations between sibling relationship quality and child adjustment after divorce // Journal of Marriage and Family. 2021. Vol. 84(2). P. 1–22.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Булыгина М.В., Каминская А.Б. Отношения подростков с матерью и сиблингом в неполной семье // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 23-94.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки