Исследование мотивационной сферы у успешных в обучении подростков

С.О. Кузнецова, Институт общественных наук РАНХиГС, Москва, Россия

Данное исследование направлено на выявление особенностей мотивационной сферы у современных подростков, успешных и неуспешных в обучении. Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием взаимодополняемых методов (опрос, тестирование). В исследовании была выявлена взаимосвязь между успешностью в обучении и мотивами достижения успеха и саморазвития, ориентацией на свободу, позицией школьника, коммуникативными и внешними мотивами. При этом у успевающих в учебе подростков больше выражены такие мотивы, как познавательные, достижения успеха, саморазвития, ориентации на свободу, позиции школьника, тогда как у неуспевающих учеников — коммуникативные, внешние и избегание неудач.

Ключевые слова: подростки, мотивы, мотивационная сфера, успешность в обучении.

Актуальность настоящего исследования продиктована тем, что проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Разработка проблемы мотивации человека как системы движущих сил поведения является принципиально важной как в теоретическом, так и в практическом плане. Это связано с тем, что становление личности, прежде всего, определяется развитием ее мотивационной сферы. Научно доказано, что под влиянием побуждений, подтолкнувших личность к определенному выбору, протекает дальнейший процесс реализации жизненных планов и стратегий. Следовательно, особенности мотивации играют далеко не последнюю роль в процессе формирования личности. Мотивационная сфера является одним из системообразующих компонентов в структуре личности, а мотивы — ядром, определяющим всю психическую активность человека. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение особенностей мотивационной сферы у современных подростков. В ряде исследований показано, что фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фак-тор интеллекта, а характер мотивации является одним из показателей качества образовательного процесса.

Цель данного исследования состояла в изучении мотивационной сферы (мотивы, потребности, интересы) у успевающих в обучении подростков.

Методики исследования. При разработке методического комплекса, использованного в данной работе, учитывались следующие принципы: 1) возможность фиксации как количественных, так и качественных характеристик; 2) валидность и надежность методик; 3) соответствие уровня сложности и времени, необходимого для проведения методик физическим и интеллектуальным возможностям исследуемого контингента. Батарею методик данного исследования составили следующие: методика М.В. Матюхиной для диагностики учебной мотивации школьников (модификация Н.Ц. Бадмаевой), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса, методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса, методика диагностики структуры учебной мотивации школьника.

выборка. Исследование проводилось в период с 2020 по 2021 год в общеобразовательной школе № 1307 (ГБОУ Школа Тропарево) г. Москвы. Всего за указанный период в исследовании приняли участие 86 подростков, обучающихся в 8 классах. Школьники были разделены на две группы: 42 успевающих в учебе школьника (средняя оценка успеваемости которых была от 4,5 балла и выше) и 44 не успевающих в учебе школьников (средняя оценка успеваемости которых была 3,2–3,6 баллов). Обе группы были уравнены по социальному статусу, составу семьи и полу.

Анализируя полученные в исследовании результаты успешных и неуспешных в учебе подростков, важно отметить следующие моменты. Во-первых, наиболее выражены у преуспевающих в учебе школьников познавательные мотивы. У этих подростков преобладает направленность на содержание учебного предмета, ориентация, с одной стороны, на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями, с другой стороны, на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний, а также на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования. Им, как правило, присущи высокая ответственность за результаты учебы, Понимание значимости учения. Познавательная мотивация этой категории учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним. мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к учителю у отстающих детей гораздо менее выражена и отличается рядом особенностей, вызванных длительными неуспехами в работе.

Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на этапах, требующих усилий и сосредоточения, у них нет готовности к напряженной интеллектуальной деятельности. У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избегания) и особые варианты учебной работы — выполнение отдельных стереотипных действий без понимания учебной задачи и должного уровня само-контроля и самооценки.

Кроме этого, у преуспевающих в учебе школьников хорошо развит мотив саморазвития, то есть стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. У таких подростков отмечалось стремление расширить кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет внеучебной программы. У успевающих подростков также хорошо развит мотив достижения успеха — стремление достичь высоких результатов в учебе. Стремясь получить весомые результаты в учебе, они настойчиво работают ради достижения поставленных целей. У слабоуспевающих в школе подростков, как показали результаты исследования, показатели выраженности мотива достижения успеха гораздо ниже, чем у преуспевающих школьников. Мотив ориентации на свободу у преуспевающих учеников выражен больше, чем у отстающих в учебе. При этом главное различие между ними в том, что успешные в учебе подростки стремятся к свободе получения новых знаний, преодолению препятствий в процессе обучения, тогда как слабоуспевающие учащиеся добиваются свободы праздного про-ведения времени, удовлетворения личных меркантильных интересов и потребностей.

мотивация позиции школьника, как показали результаты исследования, также сильнее выражена у успевающих учеников, нежели у отстающих в учебе. При этом успешные в учебе подростки занимают активную жизненную позицию школьника. Хорошо успевая по предметам обучения, они принимают активное участие в общественной жизни школы, проведении различных культурно-досуговых и спортивных мероприятий, активно участвуют в проведении олимпиад по предметам обучения и различных конкурсах. Позиция отстающих учеников, как правило, заключается в следующем: «не трогайте меня, отстаньте от меня, я ничего не хочу и не буду делать». Важно отметить, что у хорошо обучающихся школьников мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. У отстающих в учебе подростков круг общения, как правило, гораздо уже. Из-за плохой успеваемости в школе им труднее утвердить себя в социуме, удовлетворить свое честолюбие и самолюбие. По этой причине они нередко испытывают определенный дискомфорт, а как следствие возрастает потребность в общении с окружающими. Поэтому, как показали результаты исследования, выраженность коммуникативных мотивов у отстающих учащихся гораздо выше, чем у успевающих в учебе школьников. По указанным выше причинам у слабоуспевающих учеников в сравнении с подростками, хорошо успевающими по предметам обучения, значительно выше показатели выраженности внешних мотивов и мотива избегания неудач, обусловленные желанием реализовать себя вне учебной деятельности, вне школы, уйти от ответственности за низкие оценки в учебе. В действиях внешних мотивов привлекательна не учеба сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, авторитет среди сверстников и учителей), а этого зачастую недостаточно для побуждения к учебе.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  1. Результаты проведенного исследования показывают, что статистически значимые различия между группами успевающих и неуспевающих в обучении подростков выявлены по выраженности мотивов достижения успеха, саморазвития, ориентации на свободу, позиции школьника, коммуникативных, внешних мотивов.
  2. У успевающих в учебе школьников больше выражены такие мотивы, как: познавательные, достижения успеха, саморазвития, ориентации на свободу, позиции школьника, тогда как у неуспевающих учеников — коммуникативные, внешние и избегание неудач.
  3. Результаты проведенного исследования могут использоваться в практической деятельности школьных учителей и психологов, а также преподавателей высших учебных заведений, готовящих студентов по указанным специальностям.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Кузнецова С.О. Исследование мотивационной сферы у успешных в обучении подростков // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 63-66.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки