Московские подростки: как они проводят свой досуг

Л.Ф. Борусяк, А.Н. Россинская, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

В статье приводятся результаты исследования городских образовательных практик московских подростков, которые показали, что они самостоятельно осваивают городское пространство и коммуницируют с ним в различных модусах — интеллектуальном, чувственном, культурном и др. Интерес к городу у подростов пробуждается в семье, семья же наряду с интернетом служит основным источником информации.

Ключевые слова: подростки, городские практики, досуг, московские подростки, образовательный досуг.

Внеинституциональные городские практики подростков пока не часто становятся предметом изучения. В основном в поле зрения исследователей попадают вопросы, связанные с дополнительным образованием (Дополни-тельное образование …, 2019; Образование …, 2020) и организованные культурные практики (Россинская, Асонова, 2018). Однако не меньший интерес представляет и самостоятельное освоение подростками городской среды.

В январе-феврале 2022 года Лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ было проведено исследование городских образовательных практик московских подростков. Целью исследования было выяснить, как московские подростки используют образовательные ресурсы города. При этом в контексте образовательной урбанистики городской ресурс становится образовательным, если индивид наделяет его образовательными смыслами (Буланов и др., 2021). Задачами исследования стали следующие: определить основные практики нахождения подростков в городе; установить наиболее привлекательные для подростков районы и места в Москве, с какой целью или целями они их посещают; выяснить основные типы коммуникации подростков с городом; определить, какими источниками информации о городе подростки пользуются и с какой целью; определить роль семьи и школы в практиках коммуникации с городскими ресурсами, их роль в формировании городской познавательной активности подростков и выяснить, насколько Москва позволяет подросткам удовлетворить свои познавательные запросы.

В качестве метода исследования было выбрано Интервью. Был разработан гайд и проведено 21 Интервью. Респонденты набирались методом «снежного кома» среди московских школьников, учащихся 7–11 класса. Единственным требованием к респондентам было их самостоятельное передвижение по городу.

Контент-анализ Интервью показал, что все респонденты рассматривают Москву как дружественный к ним, привлекательный и позволяющий реализовать свои интересы город. Наиболее популярными среди участников исследования местами в Москве оказались Парк Горького, Китай-город и окрестности, включая парк «Зарядье», а также недавно открытый Дом культуры «ГЭС-2». Парк Горького для подростков — это возможность, особенно в теплое время года, погулять с друзьями, покататься на роликах и проч., а также это любимое, безопасное и удобное место встреч подростковых компаний и представителей субкультур. Китай-город и его окрестности описываются как красивые места, со зданиями, храмами, необычными магазинами, недорогими кафе. Этот район часто становится местом сбора подростков. В целом сохраняется «центростремительность» передвижения под-ростков: поездок в разные части центра города как с рекреационными, так и познавательными целями значительно больше, чем поездок в другие районы или освоение своего района проживания.

В ходе Интервью удалось выявить основные типы коммуникации подростков с городом. К ним можно отнести интеллектуально-познавательную, чувственно-познавательную, культурно-познавательную, спортивно-познавательную и гедонистическую. Интеллектуально-познавательный тип — это прогулки с познавательной целью, когда сам городской объект вызывает интерес. За информацией в таких случаях чаще обращаются к родителям, интернету, иногда к друзьям. Чувственно-познавательная коммуникация происходит, когда город воспринимается органами чувств, ради этого посещают определенные места. Культурно-познавательная коммуникация происходит, когда наибольший интерес вызывают учреждения культуры и искусства, прежде всего, галереи, выставки, музеи. В спортивно-познавательную коммуникацию с городом вступают участники соревнований на знание города. Наконец, гедонистическая коммуникация происходит в кафе, парках и проч.

Интервью показали, что подростки регулярно посещают учреждения культуры и искусства. В музеях или на выставках время от времени бывали практически все респонденты с друзьями, родителями и/или с классом. Одни из них предпочитают современное искусство, другие — более традиционное. Среди наиболее посещаемых мест называли ГЭС-2, Гараж, Флакон, Винзавод, Третьяковку и Новую Третьяковку, ГМИИ им. Пушкина, Мульти-медиа Арт Музей, Музей русского импрессионизма, Музей Москвы, Еврейский музей и центр толерантности, Музей истории ГУЛАГа и др.

Интерес к театрам у подростков существенно ниже. Упоминались посещения театров, в том числе со школой, но часто респонденты не могли вспомнить, какой спектакль смотрели. Ни один человек не назвал среди посещаемых мест библиотеки. Несколько человек назвали любимые книжные магазины.

Интересно рассмотреть, какими источниками информации о городе пользуются подростки. Оказалось, что основным из них является семья. Именно родители, включая бабушек, играют огромную (часто более значительную, чем школа) роль в формировании интереса к городу, его архитектуре, культуре и проч.

Неудивительно, что к интернету как источнику информации о городе обращаются довольно многие. Чаще всего пользуются поисковыми системами или Википедией, где узнают информацию об увиденном в городе. Неоднократно упоминают как источник информации социальную сеть «ТикТок», причем отмечают, что там ее не ищут, а получают случайным образом. Некоторые респонденты следят за новостными лентами и узнают из них об интересных местах и событиях в городе. Лишь очень немногие подписаны на специализированные сообщества в соцсетях, подкасты, другие ресурсы.

Все респонденты отметили, что в школе используют ресурсы города. В первую очередь, это посещение музеев и выставок, реже театров и экскурсий. Важно отметить, что многим запомнился визит в учреждение культуры, но не запомнили, какую выставку или спектакль смотрели. Иногда учителя рекомендуют посещение мест, связанных с изучаемым материалом.

Многие респонденты полагают, что в городе для них созданы все условия для интересной и насыщенной жизни. На вопрос о том, чего не хватает, чаще всего отвечали, что нужно больше рекламы интересного в городе, чтобы не надо было искать, а информация находила их сама. Также им хоте-лось бы получать интересную информацию о городе в социальных сетях от самих подростков, поскольку они лучше понимают ровесников. Многие пожелали, чтобы было больше мест для приятного общения подростков за чашкой кофе или чая.

Таким образом, исследование показало, что московские подростки активно и самостоятельно осваивают и присваивают город.

Литература

  1. Буланов М.В., Россинская А.Н., Асонова Е.А. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 6(40). С. 236–245.
  2. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С.Г. Косарецкий, М.Е. Гошин, А.А. Беликов [и др.]. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 280 с.
  3. Образование за стенами школы: Как родители проектируют образовательное пространство детей / К.Н. Поливанова, А.А. Бочавер, К.В. Павленко, Е.В. Сивак. М.: Изд. дом ВШЭ, 2020. 384 с.
  4. Россинская А.Н., Асонова Е.А. Использование ресурсов города в образовании: вызовы и решения // UniverCity: Города и Университеты. М.: Экон-информ, 2018. С. 35–46.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Борусяк Л.Ф., Россинская А.Н. А.Н. // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 19-23.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки