Д.А. Матанцева, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Ключевые слова: сексуальное образование, социализация подростка, нормализация сексуального поведения.
Ситуация с сексуальным образованием в России неоднозначна. Сексуальное образование является частью сексуальной социализации, поэтому важно рассмотреть этот контекст в нашей стране.
Во-первых, по мнению ряда исследователей, большое влияние на формирование повестки сексуального просвещения оказывает РПЦ (Левада-центр, 2020), которая выступает за особую роль семьи и брака, моральных и нравственных ценностей, которые скорее противоречат становлению сексуального просвещения в стране (Журавлева, 2004). Во-вторых, согласно закону РФ (ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями на 31 июля 2020 года)»), распространение информации порнографического характера — «информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера», «представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной», а также «пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения» запрещено для людей моложе 18 лет, соответственно, любое упоминание сексуальной тематики в школе невозможно на законодательном уровне. Но данные статистики свидетельствуют о раннем начале половой жизни и проблемах сексуального характера у юношей и девушек до 18 лет (ЕМИСС, 2018; Официальная статистика…, 2019; ВИЧ…, 2021) — нежелательная беременность, ЗППП. Со стороны подростков есть запрос на знания о сексе до 18 лет (Lloyd et al., 2012). В-третьих, согласно мнению ряда экспертов, существующее российское сексуальное образование молодежи затрагивает в большей степени биологическую и медицинскую сторону вопроса, тогда как сексуальное образование подразумевает также «процесс, направленный на выработку качеств личности, позволяющих провести собственную половую идентификацию» (Снарская, 2009). В рамках репродуктивной политики на государственном уровне происходит смешивание понятий репродуктивной деятельности, сексуальности; идеологизация отдельных аспектов, связанных с созданием гетеросексуальной семьи и табуирование других — гомосексуальные отношения, которые видятся скорее как тормозящие естественный репродуктивный процесс. По данным опросов, ответственность за сексуальное образование и воспитание подростков перекладывается родителями на учителей и наоборот (РБК, 2020).
Существующее образование в школах, по мнению педагогов и родите-лей, разрозненно, нет общей системы и структуры, а содержание этого образования зависит от каждого конкретного преподавателя (Что такое половое воспитание, 2016), и в некоторых случаях существуют различия между реально существующей и официальной программой сексуального образования (программой в широком смысле) (Вместо полового воспитания — половой разврат, 2017). информация становится очень разрозненной — родители транслируют одни нормы и установки, школьная программа — другие доступные информационные ресурсы преподносят третьи нор-мы (Age of first exposure to pornography…, 2017).
Таким образом, учитывая большое количество разрозненных агентов сексуальной социализации, можно говорить об интерсекциональности этого феномена, представленности множеством сообществ. В процессе сексуальной социализации подросток сталкивается с разными нормами, так как включен одновременно в большое количество разных сообществ. Иногда нормы могут противоречить друг другу и в этой ситуации неясно, как в итоге формируется единая картина нормальности в глазах подростка, как происходит нормализация его сексуального поведения.
Тема сексуального образования и сексуальной социализации в социологии связана с понятием гендера и гендерной социализации, которая помогает человеку воспринять существующие в обществе нормы и правила во взаимоотношениях между полами в трудовой, общественной и личной жизни (Журавлева, 2004). Разрабатывается проблематика гендерного равноправия в сексуальном образовании, признания самостоятельной ценности сексуальной жизни вне зависимости от семейного статуса и деторождения (Снарская, 2009). Авторы упоминают трансформацию сексуальности, описанную М. Фуко (сексуальность как связь между телом, самоидентификацией и социальными нормами (Фуко, 1996), поло-ролевой подход Парсонса и Бэйлза, драматургический интеракционизм И. Гофмана, понятие пологендерной системы, введенное Г. Рубин (Темкина, Здравомыслова, 2000). Однако в научном дискурсе не раскрывается проблема формирования гендерных, репродуктивных и физиологических установок сексуальной жизни посредством сексуального образования, их влияния на самоопределение индивида.
В работе планируется выяснить, как сложившаяся противоречивая повестка в рамках сексуального образования формирует нормы сексуального поведения, какие именно нормы конструируются в рамках сексуального образования, как эти нормы сказываются на сексуальном опыте первокурсников и что первокурсники конструируют в качестве нормы. В этом контексте можно сформулировать такие исследовательские вопросы: как в процессе сексуальной социализации конструируются нормы (нормализуется) сексуального поведения, каким образом происходит воспроизводство и интериоризация этих норм среди молодых людей.
Предмет исследования — нормы сексуального поведения в глазах первокурсников. Эмпирический объект — первокурсники НИУ ВШЭ Московского кампуса.
Цель данного исследования — определить, как происходит нормализация сексуального поведения первокурсников НИУ ВШЭ в процессе сексуальной социализации.
В тексте представлено решение двух задач исследования.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что существующее сексуальное образование практически не оказывает влияние на практику молодых людей, так как не соответствует запросам и потребностям, а также осуществляется не вовремя (Gardner, 2015). Получаемые знания в школе не находят отражения в повседневной жизни, так как далеки от происходящего в реальных сексуальных взаимоотношениях (McKee, Watson, Dore, 2014).
В работе использованы качественные методы сбора и анализа данных. В рамках полевого этапа проведены биографические Интервью с применением виньеток, а также проведен качественный контент-анализ. Стоит отметить высокую сенситивность темы и возможность нераскрытия респондентов в биографических Интервью. Нивелировать этот фактор позволит небольшая разница в возрасте между исследователем и изучаемой группой, а также применение метода виньеток в Интервью.
В ходе анализа стало понятно, что сексуальная социализация юношей и девушек происходит по-разному, что связано в первую очередь с разной гендерной социализацией и разными гендерными ролями.
Со стороны девушек есть запрос на экспертность в контексте сексуального самообразования, для юношей в большей степени важно Понимание физиологической стороны секса и обмен опытом. Для девушек подкрепление нормативности сексуального поведения, то есть попытка удостовериться, все ли они делают правильно, все ли их действия нормальны, происходит через родителей (через маму) или через обсуждение с друзьями — для сравнения опыта. Среди девушек ранний сексуальный дебют — до 18 лет — не одобряется, не считается нормой, тогда как среди юношей эта практика считается более социально-одобряемой. При этом информантки упоминают, что в принципе первый сексуальный опыт не является чем-то особенным, а информанты упоминают, что среди юношей сексуальный опыт и опыт с разными партнершами считается маркером взрослости.
Можно выделить общие черты сексуальной социализации девушек и юношей. Первый раз о сексе информанты узнали в начальных классах школы: кто-то столкнулся с визуальным контентом среди одноклассников, кто-то услышал от друзей. В двух случаях респонденты первый раз узнали о сексе от родителей. По воспоминаниям респондентов, это был примерно тот же период, когда другие узнавали в школе от одноклассников, 2–3 класс. И юноши, и девушки первый раз сталкиваются с темой секса вне дома, до этого самостоятельно темой не интересуются. Часть норм сексуального поведения, упоминаемых в риторике первокурсников, формируются скорее до получения сексуального опыта и базируются на различных источниках информации: в случае статей и книг (научные статьи, блоги психологов и сексологов) эта информация более объективная, в случае одноклассников и друзей — субъективная. Часть норм формируется уже после получения сексуального опыта.
Юноши и девушки ощущают себя хорошо осведомленными в теме секса, при этом, рассуждая о необходимом сексуальном образовании, девушки говорят о необходимости экспертного участия в части психологического комфорта, а юноши упоминают тему безопасности. И у девушек, и у юношей есть запрос на близкий контакт с неким «экспертом» в теме секса, с опытным родителем или другом, психологом-сексологом.
Все респонденты упоминают, что в школе нужно сексуальное образование, потому что не все могут ответственно отнестись к информации в интернете. Часть респондентов говорит о том, что вводить сексуальное образование нужно в период полового созревания, в 12–13 лет, некоторые девушки-информантки упоминают, что сексуальное образование нужно вводить в школе с 1-го класса, а лучше с детского сада. В глазах первокурсников сексуальное образование рассматривается в качестве меры предостережения от проблем со здоровьем. Но информанты упоминают и другие темы: анатомия человека, почему люди занимаются сексом, принцип согласия, предостережение от насилия. Это может косвенно говорить о том, что самим первокурсникам такого образования не хватало, однако в Интервью они упоминают, что не испытывали трудностей с самостоятельным поиском информации.
Таким образом, процесс сексуальной социализации обусловлен гендер-ной идентичностью. После первого столкновения с темой секса через неофициальное сексуальное образование — в основном это самообразование, родители и реже друзья — первокурсники начинают формировать нормы сексуального поведения. Затем, получив опыт половых или интимных отношений, первокурсники подкрепляют нормативность при помощи тех же каналов, которые стали источником сексуального образования. На этом этапе для них важно получить социальное одобрение в контексте сексуального поведения. Впоследствии сексуальная социализация продолжается, а нормы либо могут остаться прежними, либо измениться. Респонденты черпают информацию из разных источников и пытаются соотнести нормы, которые транслируются разными сообществами, как это согласуется применительно к жизненному опыту.
Нормы сексуального поведения, упоминаемые респондентами, можно разделить на нормы общения с партнером, нормы сексуальной (интимной) жизни и семейные нормы. Эти нормы упоминаются в Интервью в контексте семьи, личностных отношений, где эмоциональные отношения важнее, чем сексуальные.
Нормы, касающиеся сексуального здоровья, относятся к индивидуальной телесности, представлению первокурсников о себе, своих границах. Эти нормы пересекаются с телесностью партнера, что обуславливается сексуальными взаимоотношениями, то есть телесность индивида пересекается с телесностью партнера. Нормы сексуального и психологического взаимодействия с партнером представляют взаимоотношения в паре в целом. Нормы семейных взаимоотношений представляют собой уже другое поле — институционализацию взаимоотношений и сексуального поведения.
Нормы, различающиеся у девушек и юношей, представляют собой индивидуальное приближение взаимодействия в паре.
Интересно то, что различающиеся нормы характеризуют именно социальную составляющую взаимодействия в паре, то, что связано скорее с институционализацией отношений, а не интимной стороной взаимоотношений. В процессе сексуальной социализации у юношей и девушек формируются разные нормативные ожидания, которые как-то необходимо привести в соответствие с ожиданиями партнера, таким образом, на основе различающихся норм, выстроить гармоничные взаимоотношения.
Сексуальное образование как часть сексуальной социализации должно предложить объяснение того, как, имея разные взгляды и представления, возможно находить взаимоПонимание с партнером и выстраивать отношения.
В риторике информантов можно выделить то, что они считают недопустимым в сексуальных взаимоотношениях: измена, секс без любви, нарушение границ (различные формы насилия, неожиданные сексуальные действия, которые происходят без разрешения, ограничение в общении с противоположным полом). Это говорит о сформированных в большинстве случаев до сексуальных взаимоотношений границах взаимодействия с противоположным полом. Особое внимание первокурсники уделяют сексуальному здоровью, что просматривается в выделенных при кодировании подтемах, которые сложились в итоговые нормы. Так, первокурсникам важно знание сексуальных предпочтений друг друга, сексуальный и эмоциональный комфорт в паре. Эти представления вкладываются в понятие сексуального здоровья, определение которого выделялось в теоретической части работы.
Можно сказать, что нормы, которые упоминают девушки в своей риторике, относятся скорее к ним, как к объектам взаимоотношений, тогда как юноши, упоминая нормы, говорят о себе больше как субъекте взаимоотношений. Это может быть связано с закладывающейся нормой объективизации девушки в патриархальном обществе.
Таким образом, можно сказать, что в риторике респондентов акцент делается на семейных нормах, преобладают традиционные взгляды на сексуальное поведение. Один из респондентов говорит: «наверное, я супер консервативный…». В данном случае можно предположить, что консервативные взгляды молодежи класса интеллектуалов стигматизируются, но, вероятно, могут быть присущи молодому поколению изучаемой социальной группы. При этом такие установки транслируются как респондентами, имеющими сексуальный опыт, так и не имеющими.
Если говорить про гендерное разделение норм, то можно отметить, что на юношей накладывается ответственность за физиологическую сторону секса, считается ненормальным неопытность в этом вопросе, даже в рамках сексуального дебюта. Проявление осведомленности со стороны девушки воспринимается как неодобряемое поведение. В рамках сексуального образования со стороны девушек присутствует запрос на экспертность, отмечается желание хорошо разбираться во всех аспектах сексуальных взаимоотношений. Со стороны юношей есть запрос на обмен знаниями с опытным окружением — друзьями, родителями и запрос на Понимание физиологической стороны сексуального поведения, акцент делается на построении самих взаимоотношений с партнершей. Несмотря на различия в социализации девушек и юношей, важно учитывать разную социализацию и в рамках одного пола, что связано с включенностью молодых людей одновременно в большое количество разных сообществ, транслирующих разные нормы.
Важно отметить, что выделенные нормы сексуального поведения подвержены изменениям в процессе дальнейшей сексуальной социализации и появления опыта полноценных сексуальных и романтических взаимоотношений.
Литература
- ВИЧ-инфекция в Российской Федерации на 31 декабря 2021 г. URL: http://www.hivrussia.info/wp-content/uploads/2022/03/Spravka-VICH-v-Ross... (дата обращения: 10.05.2021).
- Вместо полового воспитания — половой разврат. URL: https://meduza.io/feature/2017/09/01/vmesto-polovogo-vospitaniya-polovoy... (дата обращения: 31.03.2021).
- ЕМИСС, Государственная статистика, Число прерываний беременности. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31595 (дата обращения: 28.03.2021).
- Журавлева И. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // Социологические исследования. 2004. №7. С. 133–142.
- Левада-центр. Великий пост и религиозность. URL: https://www.levada.ru/2020/03/03/velikij-post-i-religioznost/ (дата обращения: 09.11.2021).
- Официальная статистика по ВИЧ в России 2018–2019. URL: https://spid-vich-zppp.ru/statistika/epidemiya-vich-spida-v-rossii-2017.... (дата обращения: 28.03.2021).
- РБК. Россияне поддержали введение уроков сексуального просвещения в школах. URL: https://www.rbc.ru/society/07/09/2020/5f55b0359a79 47192a750dcf?utm_source=amp_full-link (дата обращения: 18.04.2021).
- Снарская O. Сексуальное образование как сфера производства гендерных различий и конструирования представлений о «нации» // Здравомыслова Е., Темкина А., ред., Здоровье и доверие: гендерный подход к репродуктивной медицине. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2009. C. 51–90.
- Темкина А.А., Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000. № 11. C. 15–23.
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Фуко М. воля к знанию. История сексуальности. Т. 1 // Фуко М. воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / пер. с фр. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. С. 97–268.
- Что такое половое воспитание. wonderzine. URL: https://www.won derzine.com/wonderzine/life/life/219555-sex-ed (дата обращения: 30.03.2021).
- Age of first exposure to pornography shapes men's attitudes toward women. American Psychological Association. (2017). URL: http://www.apa.org/ news/press/releases/2017/08/pornography-exposure (дата обращения: 10.12.2020).
- Gardner E.A. Abstinence-only sex education: College students’ evaluations and responses // American Journal of Sexuality Education. 2015. Vol. 10(2). P. 125–139.
- Lloyd S.W., Ferguson Y.O., Corbie-Smith G. et al. The role of public schools in HIV prevention: perspectives from African Americans in the rural South. AIDS Education and Prevention. 2012. Vol. 24(1). P. 41–53.
- McKee A., Watson A., Dore J. It's all scientific to me’: focus group insights into why young people do not apply safe-sex knowledge. Sex Education. 2014. Vol. 14(6). P. 652–665.
Комментарии
Добавить комментарий