Трехфазная модель личностных изменений: внедрение метода кинопрофилактики

С.С. Канавина, Общественная организация Иркутской области «Противодействие социально-негативным явлениям», Иркутск, Россия

В статье рассмотрены основные проблемы совершенствования первичной профилактики и авторская точка зрения на пути их возможного решения. Была представлена концепция внедрения принципа системности в профилактику. Вниманию читателей представлен авторский метод кино-профилактики, позволяющий повысить эффективность профилактических мероприятий. Более чем подробно рассмотрена трехфазная модель кино-профилактики, позволяющая реализовывать профилактические мероприятия на совершенно новом уровне.

Ключевые слова: профилактика, кинопрофилактика, временная перспектива, подростки.

сохранение здоровья подростков априорно подразумевает внедрение систематизированного комплекса профилактических мероприятий. Данная возрастная группа является наиболее уязвимой к внешним воздействиям, в частности, со стороны сверстников, активно формирующим предпосылки для развития определенных личностных качеств. Поступающие извне посылы транслируют определенные идеи, убеждения, установки, с которыми занимающийся профилактикой специалист должен уметь работать. Полевое поведение, формируемое принятыми в конкретной социальной группе нормами, снижает общий адаптационный уровень подростков. Задача специалиста — ввести элементы децентрации в мышление подростков с целью формирования у них внутреннего сократического диалога, ведущего к порождению осмысленной, истинной для данного возраста, мысли. Отсутствие богатого личного опыта зачастую детерминирует формирование клипового мышления, деструктивных психологических защит (избегание, отрицание, идеализация разрушительных тенденций и мыслей), отказ от овладения навыками осознанности и совладания с ситуацией. Наиболее ярко данные феномены проявляются в отношении того пласта деятельности подростков, в который тем или иным образом попадают психоактивные вещества. Несмотря на то, что в настоящее время список причин, ведущих к употреблению или, по меньшей мере, хранению и продаже наркотиков, продолжает расширяться, по-прежнему сохраняется более чем ограниченный набор профилактических инструментов. Внедрение современных, интерактивных методов взаимодействия с аудиторией требует огромных финансовых вложений, что в настоящее время для подавляющей большинства занимающихся профилактикой специалистов не представляется возможным.

Для оказания помощи в решении этих проблем приходящие специалисты должны не только проводить мероприятия, но и оказывать информационно-образовательную поддержку педагогам, психологам, воспитателям и социальным педагогам, работающим в образовательных учреждениях.

В первую очередь, поддержка должна обеспечиваться за счет разработки и предоставления антинаркотических материалов специалистам образовательных учреждений. Несмотря на ужесточение внешнего контроля со стороны министерства здравоохранения, статистика лиц, вовлеченных в социально-негативные явления, среди несовершеннолетних по-прежнему остается высокой. Не решенные на глобальном уровне проблемы (наркомания, алкоголизм, суицидальное поведение) требуют внедрения комплексной системы профилактических мероприятий, охватывающей наиболее уязвимые зоны ближайшего развития среди подростков и лиц раннего юношеского возраста. Вдумчивое отношение к собственному здоровью и последствиям реализации программ аутодеструктивного поведения не всегда представляется возможным ввиду особенностей формирования временной перспективы подростков.

Ускоренная коррекция временной перспективы — от гедонистической к ориентированной на будущее — осуществляется специалистом, занимающегося профилактикой, за счет обеспечения целостного систематического воздействия на подростка (как в индивидуальной, так и в групповой работе).

Одним из наиболее эффективных, зарекомендовавших себя на практике, инструментов является кинопрофилактика — своего рода тренажер для проживания сложных жизненных ситуаций, позволяющий через просмотр специальных, превентивно-ориентированных фильмов. Уникальность данных видеоматериалов заключается в самой структуре подачи, основанной на модели организационных изменений К. Левина. Связка минимум из трех профилактических фильмов, будучи соединенной в единый механизм, активизирует не только интерес у подростка, но и апеллирует к символам бессознательного, донося их через сочетание условности и правды, что позволяет более вдумчиво проникать в суть рассматриваемых явлений, событий и действий.

Нам хочется предложить трехфазную модель кинопрофилактики, согласно которой на каждом этапе происходят определенные личностные изменения, ведущие к реструктуризации временной перспективы и, как следствие, Я-образов личности.

  1. «Разморозка» — первый этап, запускающий в сознание мысль о необходимости изменений; принятие того факта, что старая модель поведения является тупиковой, не разрешаемой и требующей выработки новых. Особую роль на данном этапе играет психологическая готовность к изменениям. «Разморозка» требует мощного толчка извне, поэтому для него подходят фильмы, построенные на повышении уровня тревоги.
  2. «Изменение» — длительный, зачастую весьма проблематичный процесс перехода от прежнего образа жизни к новому. Переструктурируя собственную жизнь, человек берет на себя ответственность за то, к каким последствиям они могут привести — как и по отношению к реальному миру, так и к себе самому. Этот процесс в контексте кинопрофилактики является экологичным в плане отсутствия реальных последствий при выборе ошибочного поведенческого паттерна и стимулирует на позитивные изменения.
  3. «Заморозка» — закрепление свершившихся изменений в поведении человека и помощь в адаптации к ним, поскольку те изначально не всегда могут приносить ощущение комфорта. На данном этапе очень важно про-извести грамотную фиксацию желаемых аттитюдов — не как конечное образование, а как очередную ступень на пути саморазвития.

«Заморозка» подразумевает закрепление полученных изменений и мотивирование на достижение новых целей. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является демонстрация фильма, в котором акценты будут расставлены на факторах достижения успеха и на формировании навыка пре-одоления фиксированных форм поведения с целью выйти на новые паттерны, соответствующие временной перспективе будущего.

Конечная цель каждого из представленных этапов — скорректировать жизненный сценарий зрителя и придать ему большую осмысленность, разрушить ранее сформированные автоматизмы и преодолеть фрустрационное состояние аудитории.

Вышеупомянутая комплексность также подразумевает обеспечение специалистов для дальнейшего включения в работы дополнительных материалов, в число которых входят: учебно-методические рекомендации, компьютерные программы для тестирования и обучения, программы проведения профилактических мероприятий, адаптированные техники и упражнения различных психологических направлений, реализация межпредметного принципа во включении элементов профилактики в различные дисциплины (как, например, русский язык, литература, биология, иностранные языки).

К огромному сожалению, работа по интеграции профилактических элементов в различные учебные дисциплины практически не ведется ввиду колоссальной трудозатратности. Однако необходимо подходить к этому факту осмысленно и интегрировать литературные образы, факты из биологии и конечно, русский и английский язык в саму профилактику через кино-профилактику: используемые фильмы в той или иной степени задействуют в себе вышеуказанные компоненты, позволяя специалисту во время дискуссии ссылаться на изучаемые подростками дисциплины с целью повышения их интереса к проблеме.

Многопрофильность специалиста, умеющего работать вне рамок антинаркотической системы, в настоящее время более чем высоко ценится самими подростками, проявляющими большую вовлеченность в рассматриваемую проблему, а, следовательно, и осмысленность, которая способствует гораздо лучшему усвоению материала на личностном уровне.

Литература

  1. Залесский Г.В. Фиксированные формы поведения / Г.В. Залесский // Серия «Достижения в психологии». М.: Институт психологии РАН, 2007. 336 с.
  2. Канавина С.С. Кинопрофилактика наркомании. Иркутск: ООО ПИФ «Круг», 2015. 152 с.
  3. Канавина С.С. Изменение временной перспективы подростков с помощью метода кинопрофилактики // Психологическая наука и практика: инновации в образовании [Электронный ресурс]: материалы пятой конф. психологов образования Сибири. Иркутск, 20–22 июня, 2018 г. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. С. 394–402.
  4. Канавина С.С. Потенциал использования метода кинопрофилактики в превенции социально-негативных явлений // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 75–82.
  5. Левин К. Теория поля в социальных науках. М.: Академический про-спект, 2019. 313 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Канавина С.С. Трехфазная модель личностных изменений: внедрение метода кинопрофилактики // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 56-59.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки