Электронная библиотека научных публикаций

Результаты: 30 (страница 1, всего 1 стр.)

Единый электронный каталог содержит библиографические записи на все виды документов (статьи психология, научные статьи из периодических изданий и сборников, книги, монографии, диссертации) на русском и других языках.

А.А. Смирнов и история отечественной психологии (Памяти ученого)

Год прошел с тех пор, как советская психологическая общественность простилась с видным ученым и организатором науки А.А. Смирновым. К детальному анализу его творчества еще не раз обратятся психологи.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

Важное направление психолого-педагогических исследований

С каждым годом для исследования и анализа сложных педагогических и психологических процессов и явлений все шире используются математические методы, существенно дополняющие ранее применявшиеся способы качественного анализа.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

дек. 1981

Название издания: 

Внутренняя речь в понимании Л.С. Выготского

Анализ внутренней речи, осуществленный Л.С. Выготским в книге „Мышление и речь", глубоко продуктивен для всего последующего развития психологии, для понимания самого предмета психологии; анализ этот органически включен в основное русло гуманитарной мысли XX века.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для современных исследований психологии личности

В концепции культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского заложен целый ряд идей, которые стали в советской психологии исходными для развития новых исследований и построения оригинальных теоретических положений.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

К вопросу о критерии оценки „зоны ближайшего развития" ребенка

Общепризнанно, что диагностика умственного развития ребенка, основывающаяся, по Л.С. Выготскому, на оценке „зоны ближайшего развития", может быть построена только на использовании диагностического испытания в форме обучающего эксперимента.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

К проблеме занятости учащихся во времени

Взят важный рубеж - завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Дело сейчас за тем, чтобы изжить еще имеющиеся недостатки в работе школы. В частности, правильно отмечают, как говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду КПСС, что слишком усложненные школьные, программы и учебники затрудняют обучение, а это ведет к неоправданной перегрузке ребят.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

сен. 1981

Название издания: 

Индекс: 

  • РИНЦ

К. Левин, Л.С. Выготский: переход от метафизической к диалектической психологии как процесс

В истории психологии наиболее отчетливо обозначены две методологические парадигмы: аристотелевский и галилеевский способы мышления.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

Концепция учебной деятельности школьников

Советская педагогическая психология исходит при постановке и решении теоретических проблем прежде всего из задач практики народного образования, из того социального заказа, который формулируется обществом развитого социализма в решениях партийных и государственных документов, адресованных школе.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

дек. 1981

Название издания: 

Индекс: 

  • РИНЦ

Л.С. Выготский и социальная психология

Исследования роли идей Л.С.Выготского в становлении марксистской социальной психологии практически отсутствуют. Это объясняется, видимо, тем, что прямые высказывания по отдельным социально-психологическим проблемам в его трудах крайне редки.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

Механизм письменной речи и методика обучения письму

Несмотря на реорганизацию процесса обучения навыкам письма и усиление работы над развитием устной речи на базе новых программ начальных классов, сдвиг в развитии письменной речи не обнаруживается.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

О Максе Вертхеймере, основателе гештальтпсихологии

Вниманию читателей предлагается не публиковавшаяся ранее работа Б.М. Теплова о Максе Вертхеймере (1880-1943) - одном из основателей гештальтпсихологии. Судя по тексту, эта статья написана в середине - конце 30-х гг., но для какого издания Борис Михайлович готовил ее - неясно.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

июн. 1981

Название издания: 

О мнимом и подлинном содержании „Психологии искусства" Л.С. Выготского

Подлинное содержание „Психологии искусства" до сих пор остается невыявленным в критической литературе. Одни исследователи (А.Н. Леонтьев) считают, что эта работа Выготского и в наше время сохраняет научную актуальность, другие отрицают это (Т.А. Флоренская).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

О психолингвистических аспектах концепции Л.С. Выготского

В плане современной психолингвистики особый интерес представляют мысли Л.С. Выготского о слове как „малом мире сознания" и тексте как „малом мире культуры".

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

О развитии у младших школьников способности действовать "в уме"

В данной статье мы рассмотрим, как на протяжении трех лет обучения в начальной школе у детей развивается одна из важнейших сторон мышления - способность действовать «в уме» (т.е. мысленно вычислять, рассуждать, планировать)...

Автор(ы): 

Дата публикации: 

окт. 1981

Название издания: 

Индекс: 

  • РИНЦ

О способе опосредствования решения задач "на соображение"

Решение задач «на соображение» является традиционным объектом психологии продуктивного мышления. Многочисленные работы, в которых изучалось решение задач «на соображение», опираются на их определение как таких задач, для решения которых у субъекта нет готовых знаний и схем, нет «сознательно организованного опыта».

Автор(ы): 

Дата публикации: 

янв. 1981

Название издания: 

Индекс: 

  • РИНЦ

Об особенностях работы подготовительных классов

В последние годы все чаще говорят о перегруженности младших школьников. Но каждый из нас знает немало ребят, которые учатся без напряжения, легко усваивают современную программу. Трудности в учёбе - явление отнюдь не всеобщее.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

дек. 1981

Название издания: 

Педагогика и психология

Видимо, навсегда ушли те времена, когда психолог «не понимал» педагога, а педагог - психолога. Если проанализировать многие диссертационные работы последних лет, то бросится в глаза, что целый ряд из них имеют психолого-педагогический характер.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

янв. 1981

Название издания: 

Проблема зависимости-независимости от поля и возможность ее исследования в генетике поведения

В 50-х гг. в американской психологии появляется целый ряд направлений, использующих понятие «когнитивный стиль» для объяснения некоторых индивидуальных различий в способах выполнения когнитивных заданий.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

янв. 1981

Название издания: 

Проблема общественного-индивидуального в психике человека и культурно-историческая теория

Исторически первое и по-прежнему весьма перспективное достижение советской психологии — это выдвижение и систематическая последовательная разработка, начиная с 30-х годов, методологического принципа единства сознания (вообще психики) и деятельности.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

Проблемы психологии познания людьми друг друга

6-12 июля 1980г. в Лейпциге (ГДР) проходил XXII Международный психологический конгресс. По темам, относящимся к психологии познания людьми друг друга, было заявлено около 40 докладов от ученых почти 20 стран, представляющих четыре континента.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

янв. 1981

Название издания: 

Проблемы психологии современного подростка и его общественно полезная деятельность

27 мая - 3 июня 1981г. в Москве состоялась научная сессия, организованная лабораторией психологии воспитания подростка НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

сен. 1981

Название издания: 

Психологические особенности недисциплинированных подростков

Дисциплина в условиях развитого социализма - явление нравственное и политическое, ибо недисциплинированный человек - это человек, выступающий против общества, его нравственных норм. Основы дисциплины, дисциплинированности человека закладываются в детстве, и школа здесь играет огромную роль.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

янв. 1981

Название издания: 

Психолого-педагогические проблемы высшей школы

В Отчете ЦК КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза, с которым выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев, указано на необходимость улучшения качества преподавания в высшей и средней специальной школе.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мар. 1981

Название издания: 

Психофизиологическая характеристика состояния утомления на основе показателей активации

Проблема надежности операторской деятельности по управлению сложными техническими системами с новой остротой поставила отнюдь не новый вопрос о диагностике состояния утомления человека.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

янв. 1981

Название издания: 

Пути разработки идей Л.С. Выготского о роли общения в психическом развитии ребенка

Одним из основных понятий, с помощью которого Л.С. Выготский раскрывает содержание процессов психического развития, является понятие общения.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

Сплоченность как фактор групповой эффективности

Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в коллективе, предложенная А.В. Петровским, и вытекающий из нее стратометрический принцип иерархизации подсистем межличностных взаимоотношений в коллективе позволили по-новому подойти к характеристике сущности социально-психологических явлений в коллективе и их экспериментальному изучению.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

Три грани интериоризации

Идеи Л.С. Выготского не являются вчерашним днем нашей психологии или же только ее сегодняшним достоянием. Подобно тому как мысль свершается в слове, они непрестанно продолжают свершаться в самых различных исследованиях, в значительной степени предопределяя будущее советской психологической науки.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

Три программы перестройки психологии и кризис современного когнитивизма

Развитие когнитивной психологии наталкивается в последние годы на серьезные концептуальные трудности.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

мая. 1981

Название издания: 

Удовлетворенность групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства

В социально-психологической литературе традиционно приняты две интерпретации связи между удовлетворенностью индивидов групповым членством, т.е. своей принадлежностью к данной конкретной группе, и особенностями руководства этой группой.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

янв. 1981

Название издания: 

Формирование предметного кода как основы понимания текста

В структуре мыслительной деятельности процесс понимания текста занимает одно из ведущих мест, что определяется его функцией - установлением содержания языковой информации.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

июл. 1981

Название издания: