К проблеме занятости учащихся во времени

Разделы психологии: 
Высшее учебное заведение: 

К проблеме занятости учащихся во времени // Вопр. психол.- 1981. - №4.

К проблеме занятости учащихся во времени

А.В. ЗАХАРОВА

Взят важный рубеж - завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Дело сейчас за тем, чтобы изжить еще имеющиеся недостатки в работе школы. В частности, правильно отмечают, как говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду КПСС, что слишком усложненные школьные, программы и учебники затрудняют обучение, а это ведет к неоправданной перегрузке ребят. Последнее же отрицательно сказывается на бюджете свободного времени учащихся, т.е. времени, которое они используют по собственному усмотрению.

Обучение и воспитание не заканчиваются с окончанием школьных уроков. Учитель вместе с родителями организует и направляет деятельность учащихся в свободное от уроков время. Отдых на свежем воздухе, выполнение заданий, работа в кружках, помощь по хозяйству - далеко не полный перечень полезной деятельности школьников. Организация такой деятельности предполагает знание учителем и родителями фактического положения дела с бюджетом свободного времени большинства учащихся. В этом им могут оказать помощь специальные научные исследования.

Нельзя не отметить, что изучение бюджета времени учащихся связано с некоторыми методическими трудностями. Например, сами учащиеся не всегда достаточно точно и четко представляют, как расходуется их время, каковы реальные затраты времени на различные виды деятельности. Кроме того, их ответы на одни и те же вопросы могут иметь разное содержание, так как не все они одинаково понимают сам термин «свободное время».

Наиболее распространенными методами изучения бюджета времени учащихся являются следующие: а) хронометраж времени отдельных учащихся; б) выборочное наблюдение за учащимися; в) опрос компетентных лиц; г) индивидуальные и групповые беседы; д) анализ дневников учащихся, в которых они ведут учет расходования своего времени по просьбе и рекомендациям исследователей («самофотография» временных затрат) и др.

При рассмотрении проблемы занятости учащихся во времени необходимо выделить по крайней мере три комплекса вопросов:

  1. вопросы организации учебных занятий учащихся в школе, их планирования, рационального распределения по дням и неделям;
  2. вопросы, связанные с определением содержания и форм домашних заданий, с формированием у учащихся эффективных приемов их выполнения;
  3. круг вопросов, связанных с анализом бюджета свободного времени учащихся, его содержания и структуры.

В задачи данной статьи входит лишь рассмотрение последних двух, безусловно тесно взаимосвязанных комплексов вопросов.

Проблема домашних заданий, их содержания, объема, способов их выполнения учащимися в последние годы привлекает внимание педагогов и психологов в связи с разработкой научной организации труда учащихся ([1], [2], [4] и др.). При этом все же менее освещенной остается проблема содержания и форм домашних заданий, их конкретизации на уроке в процессе ознакомления с ними учащихся. Некоторые психолого-педагогические аспекты этой проблемы освещены в исследовании И.П. Раченко [6]. Автор отмечает, что в последние годы учителя заметно отошли от прежних правил, когда домашнее задание давалось в конце урока. В 18% наблюдаемых им уроков оно давалось в самом начале урока, сразу после сообщения темы или после опроса учащихся; в 24% случаев задание предлагалось сразу после изучения нового учебного материала, перед закреплением. Однако 50% домашних заданий давалось в конце урока, из них 33% - со звонком или после звонка.

Что и как задают учащимся на дом? По данным И.П. Раченко, большинство учителей (61 %) предлагают ученикам выучить определенный материал, ряд учителей в дополнение к этому рекомендует материал для повторения, индивидуализирует домашние задания по степени сложности, отдельные учителя дают задания по теме предстоящего урока (рефераты, модели, чертежи, схемы, плакаты).

Когда и как учащиеся выполняют домашние задания? Только треть обследованных И.П. Раченко учащихся соблюдают режим дня и готовят уроки в одно и то же время. Однако и у этих ребят учебный режим дня далеко не всегда педагогически целесообразен. Большинство учащихся выполняют домашние задания накануне соответствующего урока. Многие школьники садятся за приготовление домашних заданий сразу по возвращении из школы. Некоторые учащиеся, наоборот, готовят уроки поздно вечером, перед сном.

По данным И.П. Раченко, наиболее слабым звеном выполнения домашнего задания является методика его выполнения, техника умственного труда учащихся: 80% школьников средних и около 70% - старших классов не умеют рационально готовить домашнее задание. Добросовестные учащиеся из-за неумения правильно организовать свой труд тратят на подготовку домашних заданий в 1,5-2 раза больше времени, чем это необходимо. А результаты этих занятий «далеки от оптимальных» [6; 58].

Исследование И.П. Раченко содержит ряд рекомендаций учителю, касающихся различных сторон проблемы домашнего задания (как, когда и какие домашние задания целесообразно давать учащимся, как учить их рациональным приемам учебного труда, выбору оптимального режима работы). При этом автор подчеркивает необходимость повысить эффективность урока, с тем чтобы учащиеся смогли именно на уроке наиболее полно усваивать изучаемый материал.

Как оцениваются затраты времени учащихся на приготовление домашних заданий? Хронометраж, проведенный рядом исследователей, показывает, что старшеклассники, например, ежедневно тратят на приготовление домашних заданий около 3ч. При этом наиболее добросовестные ученики затрачивают на приготовление домашних заданий 5-6ч в день. Многие учащиеся при этом занимаются в воскресенье, затрачивая на приготовление уроков в среднем 4-5ч в день.

Данные о затратах времени на приготовление домашних заданий, дифференцированные по возрастам учащихся, приведены в исследовании Е.М. Горенкова, изучавшего бюджет времени сельских школьников [3].

Сопоставление полученных в этом исследовании данных с нормативными рекомендациями показывает, что средние затраты времени учащихся сельских школ на приготовление домашних заданий не только не превышают гигиенических норм, но практически и не достигают их ни в одной из возрастных групп.

Значит ли это, что проблема перегрузок домашними заданиями для сельских школьников не актуальна? Отнюдь нет.

Выявились очень большие индивидуальные различия в затратах времени учащимися на приготовление домашних заданий: уже в V-VIII классах одни учащиеся тратят на уроки 30-40 мин, другие - свыше 3ч. Больше, чем предусмотрено гигиеническими нормами, тратят на уроки от 30 до 50% учащихся V-VIII классов.

Но особенно большое беспокойство, как отмечает Е.М. Горенков, вызывает перегрузка учебными заданиями именно старшеклассников (17,5% учащихся X классов тратят на приготовление домашних заданий свыше 4ч). Ряд других исследователей также отмечают, что в старших классах особенно явна тенденция сокращения внеурочного времени за счет приготовления домашних заданий (см., например, [5]). Кроме того, исследования свидетельствуют о том, что многие учащиеся значительное время уделяют приготовлению уроков в выходные дни: от одного часа в V-VI классах до 3—4ч в IX—X классах.

Не менее важным аспектом проблемы занятости учащихся во времени, как было отмечено выше, является вопрос об использовании ими своего свободного времени.

Как сами учащиеся понимают содержание и значение понятия «свободное время»? Этот вопрос нам представляется важным потому, что ни в учебных, ни в воспитательных программах школы нет его специального освещения. Исследования свидетельствуют о том, что сами учащиеся, как правило, не задумываются над тем, где и как они проводят свое свободное время, какова его роль в формировании личности. Подростки, например, понятие о свободном времени не связывают с систематической, целенаправленной познавательной деятельностью [7; 10]. Большинство подростков видят назначение свободного времени в отдыхе, развлечениях, общении с друзьями.

Таким образом, стоит задача формирования у учащихся правильных представлений о свободном времени, его содержании, формах и функциях. Высокий уровень представлений прямо связан с высоким уровнем использования свободного времени, низкий уровень представлений - с низким уровнем его использования [7; 15].

Дефицит свободного времени у многих учащихся связан с неумением продуктивно использовать его. Обратимся к данным, характеризующим структуру внеурочного времени школьников, ее основные звенья и временные затраты на них.

Одно из главных мест в бюджете внеурочного времени учащихся городских школ, по данным большинства исследований, занимают зрелищные мероприятия, - в основном, просмотр телепередач и кинофильмов. По единодушному мнению исследователей, учащиеся V-VIII классов ежедневно проводят у телевизоров от 1 до 1,5ч, а некоторые школьники уделяют телевидению до 3ч в день. В дни отдыха это время увеличивается примерно в два раза. Более того, ряд исследователей отмечает, что наблюдается тенденция дальнейшего возрастания затрат времени учащихся на просмотр телепередач (см., например, [5]).

На посещение кино и особенно театров школьники тратят гораздо меньше времени - примерно 0,1% недельного бюджета внеурочного времени [5; 55]. При этом регулярно посещают театры в основном успевающие учащиеся, выделяющиеся среди сверстников более высоким уровнем развития.

Весьма распространенным видом использования учащимися внеурочного времени является чтение. Так, 50% обследованных Н.Ф. Котовым старшеклассников на чтение книг в воскресные и праздничные дни затрачивают до 2ч. Пятиклассники же, по данным этого автора, затрачивают на чтение около 50 мин в день. Вместе с тем в исследовании Н.Ф. Котова отмечается, что «встречаются учащиеся, которые книги читают очень редко или совсем не читают» [5; 57].

Значительное место в досуге учащихся V-VIII классов занимают игры и общение со сверстниками: в среднем этот вид досуга занимает в бюджете свободного времени около 1ч в день.

Общественно полезной деятельностью, по мнению большинства исследователей, регулярно заняты лишь около 30% учащихся, при этом преимущественно девочки.

Занятия по интересам - посещение кружков, секций - в бюджете свободного времени учащихся также представлены недостаточно широко.

Сельские школьники просмотру телепередач уделяют в будни до 1,5ч, в выходные дни - до 2,5ч. Учащиеся VIII-IX классов - в будни около 1ч, в выходные дни - до 2,5ч [3; 62]. Эти данные, как видим, весьма близки данным, касающимся затрат времени на просмотр телепередач городскими школьниками.

Сельские школьники более регулярно, чем городские, уделяют время прослушиванию радиопередач: около 10-15 мин в будни и до 30-40 мин - в выходные дни.

Чтение книг в бюджете свободного времени сельских школьников составляет 35-40 мин в будничный день и около 1ч - в выходной день. В кружках и секциях занимаются около 30 % учащихся, отдавая кружковой работе в среднем 10-15 мин в день. Общественной работой систематически, по данным Е.М. Горенкова, занято около 10 % учащихся, хотя отдельные общественные поручения выполняют около 80% школьников.

Значительную долю внеурочного времени сельского школьника занимает домашний труд, носящий главным образом обслуживающий характер; в будни на него затрачивается от 1ч до 2ч, в выходные дни - от 1,5 до 2ч. Много времени также затрачивают сельские школьники на дорогу в школу, в кружки и обратно - примерно 30-40 мин в день.

В целом можно констатировать, что навыки разумного и эффективного расходования свободного времени у учащихся сформированы далеко не достаточно и в этом направлении необходима специальная работа учителей, особенно классных руководителей.

В психолого-педагогическом отношении важной задачей является определение наиболее типичной для учащихся структуры внеурочного времени, выяснение того, как сами учащиеся представляют эту структуру, ее количественный и качественный анализ в возрастном аспекте.

Для решения этой задачи мы предложили учащимся выполнить следующее:

  1. начертить циферблат часов и отметить на нем по часам (а там, где необходимо, и по минутам), как обычно распределяется их время после школы, что они, как правило, делают (в инструкции подчеркивалось, что в том случае, если дни недели резко отличаются друг от друга по видам занятий, учащиеся могут начертить две или три модели распределения своего времени);
  2. ответить на вопрос, удовлетворяет ли их такое распределение времени; при отрицательном ответе написать, какие бы изменения они хотели внести в данный режим;
  3. описать наиболее типичный режим выходного дня, высказать свои пожелания к распределению времени в дни отдыха.

Таким образом, исследование было направлено на выявление того, какие виды занятий и досуга наиболее часто называются самими учащимися, т.е. являются наиболее актуальными для них; каковы в среднем временные затраты на каждый вид деятельности по представлениям самих ребят; какими наиболее значимыми для учащихся занятиями заполнены их выходные дни; какова мера их удовлетворенности расходованием времени в будни и в воскресные дни.

Задание выполняли учащиеся IV-IX классов (от 100 до 150 учащихся каждой возрастной параллели московских школ).

В результате были выявлены следующие наиболее типичные для всех возрастных групп элементы структуры внешкольного времени учащихся: 1) приготовление домашних заданий; 2) свободный отдых (игры, общение с друзьями, прогулки на воздухе); 3) просмотр телепередач и кинофильмов; 4) занятия по интересам (как самостоятельные, так и посещение кружков и секций); 5) чтение; 6) помощь родителям по дому.

Наиболее актуальным для учащихся является расходование времени (в рабочие дни и в воскресенье) на приготовление домашних заданий, просмотр телепередач и кинофильмов, на свободный отдых. При этом следует отметить, что в выходные дни 66% учащихся отдают время приготовлению уроков. Чтение в качестве актуального вида занятий в свободное от уроков время выступает примерно для половины учащихся: для 44% в рабочие дни и для 48% в воскресенье. Занятия по интересам и помощь родителям в структуре внеурочного времени учащихся занимают менее значимое место, их назвали соответственно 32-31 и 12-29% учащихся.

В воскресенье готовят уроки около 50% учащихся средних классов и абсолютное большинство старшеклассников. При этом в отношении затраты времени на приготовление уроков лучше всех обстоит дело у четвероклассников, хуже всего - у девятиклассников.

Затраты времени на просмотр телепередач весьма актуальны для учащихся всех возрастных групп. Этот показатель в нашем исследовании вполне соотносится с данными, полученными в других исследованиях (в среднем около 2ч в будни и около 3ч в воскресенье). Больше всех на просмотр телепередач в воскресенье времени отводят четвероклассники.

Свободный отдых также оказался весьма актуальным для учащихся IV класса. На это они тратят в среднем около 3 ч в будни и более 3 ч в воскресенье. Учащиеся V-VIII классов тратят на этот вид досуга от 1,5 до 2ч в будни и около 3ч в воскресенье. Исключение составляют девятые классы: свободному времяпрепровождению они отдают около 1ч в будни и около 2ч - в воскресенье.

Занятия по интересам, чтение и особенно помощь родителям по дому занимают у учащихся всех возрастных групп минимальное время: от 0,9 до 1ч. При этом можно отметить следующие тенденции: время на чтение и занятия по интересам несколько возрастает у старшеклассников в воскресные дни, на занятия по интересам в будни - у учащихся V-VII классов. Не может не настораживать тот факт, что многие учащиеся вообще не выделили при распределении своего бюджета внешкольного времени чтения, занятий по интересам и помощи родителям как особых элементов его структуры. На этом основании нельзя делать вывод о том, что эти учащиеся не читают вообще или не имеют конкретных интересов, но можно говорить о том, что эти занятия не являются для них достаточно актуальными, постоянными и систематическими.

Весьма демонстративную картину мы получили при выявлении степени удовлетворенности учащихся распределением своего времени в рабочие и выходные дни.

Недовольство учащихся сводится, в основном, к тому, что много времени приходится тратить на приготовление домашних заданий и мало его остается на удовлетворение личных потребностей и интересов, на чтение, на прогулки. Приведем некоторые высказывания учащихся: «Я хотел бы побольше читать разных книг, но нам так «мало» задают на дом, что у меня нет времени для чтения» (Владимир С., VII класс), «Я бы хотела, чтобы нам не задавали на воскресенье уроков или чтобы мы не учились в субботу» (Ира К., VII класс), «Совершенно не высыпаюсь. Хотелось бы больше уделять времени чтению, меньше - урокам. В воскресенье хотела бы больше гулять, не заниматься надоевшими за неделю уроками. Их, кстати, задают на воскресенье очень много» (Света К., IX класс).

В пожеланиях учащихся младших классов часто звучит мысль о том, чтобы в школе ввели пятидневку: многие из них хотят больше времени проводить с родителями, бывать в походах, на выставках, в театрах.

Наш материал дает возможность выделить еще один важный аспект рассматриваемой проблемы занятости учащихся во времени - проанализировать зависимость между успеваемостью учащихся и особенностями распределения их внешкольного бюджета времени. На основании данных об успеваемости мы выделили две крайние группы учащихся: наиболее сильных и наиболее слабых.

Оказалось, что сильные учащиеся тратят больше времени на приготовление домашних заданий, чем слабые (разрыв составляет от 0,3 до 0,9ч). Мысль о том, что сильные и, как правило, добросовестные учащиеся не всегда владеют рациональными приемами обработки и усвоения материала, отмеченная в ранее цитируемых исследованиях, подтверждается нашими данными. В результате получается несколько парадоксальная картина: наиболее ущемленными при распределении внешкольного времени оказываются более сильные учащиеся; им приходится больше личного времени тратить на приготовление домашних заданий.

Однако это обстоятельство прямо не отражается отрицательно на их занятиях по интересам: у сильных по успеваемости учащихся они представлены более широко, чем у слабых, во всех возрастных группах. Хорошо успевающие учащиеся чаще называют занятия по интересам в числе наиболее актуальных занятий. Эта тенденция раскрывает связь между развитием интересов учащихся (в первую очередь познавательных интересов) и их успеваемостью. Более высокая успеваемость, несмотря на большую занятость учащихся уроками, выступает в качестве условия, способствующего развитию интересов учащихся.

Чтению как одному из видов занятий в свободное от уроков время сильные по успеваемости учащиеся также отдают больше времени, чем слабые, исключение составляют лишь девятиклассники, которые особенно заняты учебными занятиями и домашними заданиями.

У более слабых по успеваемости учащихся несколько возрастает время, отводимое на свободный отдых, во всех возрастных группах, кроме девятиклассников и учащихся четвертых классов.

Итак, обзор литературных данных и результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что наблюдается неравномерная загруженность учащихся учебными занятиями: наиболее перегруженными оказываются хорошо успевающие учащиеся, особенно старшеклассники. У этих учащихся возникает дефицит времени, необходимого для удовлетворения и развития личных интересов, не всегда связанных со школьной программой. Вследствие этого у них появляется субъективная неудовлетворенность распределением своего бюджета внешкольного времени. Особенно сильно эта неудовлетворенность выражена также у старшеклассников.

Необходимо отметить, что, с точки зрения полезности и целесообразности, внешкольное время учащихся во всех возрастных группах распределяется неудовлетворительно.

Так, просмотр телепередач, хотя и выполняет не только развлекательную, но и познавательную функцию, занимает неоправданно большое место в бюджете времени, учащихся всех возрастных групп. Чтение, занятия по интересам, домашний труд, наоборот, должны занять больше времени во внешкольном бюджете.

В целом необходимо отметить, что бюджет времени учащихся, его структура, культура распределения учащимися своего внешкольного времени требуют не только дальнейшего изучения, но и постоянного пристального внимания учителей и родителей.

воспитание у учащихся правильного понимания структуры и значения свободного времени в формировании всесторонне развитой, гармонической личности должно выступать в качестве особой задачи школы, родителей, общественности.

Передовой опыт педагогических коллективов свидетельствует о том, что для преодоления перегрузок учащихся требуется проведение определенной, всесторонне продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Одно из важных мест среди них занимает упорядочение режима дня учащихся, соблюдение его основных моментов (приготовление уроков, прием пищи, сон), регламентирование основных видов деятельности в свободное от занятий время (просмотр телепередач, прогулки, общение с друзьями).

Коллективные и индивидуальные беседы, диспуты, лекции, обмен опытом - основные формы внеклассной работы, способствующие осознанию учащимися значимости и роли соблюдения основных режимных моментов, в свою очередь, являются необходимым условием определения каждым учащимся границ своего наиболее работоспособствующего и оптимальных вариантов распределения свободного времени.

воспитание культуры проведения досуга, умения рационально распределять свободное время должно опираться на осознанное отношение учащегося к самому себе как субъекту деятельности, на воспитание у него потребности анализировать свое поведение, свои индивидуальные особенности. Психологические исследования показывают, что умение анализировать и правильно оценивать особенности своего поведения, процесс и результаты своей деятельности можно весьма успешно формировать уже в младшем школьном возрасте. Психологической основой формирования рефлексивных механизмов поведения в этом возрасте является интенсивное формирование учебной деятельности, постоянно ставящей учащегося в ситуацию необходимости оценивать самого себя как ее субъекта.

Именно учитель может и должен помочь учащемуся увидеть сильные и слабые стороны своей работы, особенности своего внимания, памяти, мышления и других психических процессов, найти пути их развития и совершенствования.

Рациональному использованию свободного времени прямо способствует умение учащихся использовать эффективные приемы умственной работы: самостоятельной проработки учебного материала, его систематизации, составления планов-схем, выделения в содержании усваиваемого материала основных тематических блоков, использование приемов запоминания, средств самоконтроля и самопроверки. Владение этими приемами является психологической основой самовоспитания, спору на которое необходимо использовать особенно широко в работе с учащимися среднего и старшего школьного возраста.

Значительный эффект в деле воспитания у учащихся потребности рационально и эффективно использовать внеурочное время, как показывает анализ работы школ, дает координированное планирование всей внеклассной и внешкольной работы — одновременное и согласованное планирование деятельности пионерской и комсомольской организаций, классных руководителей, учителей, работников внешкольных и культурно-просветительных учреждений, насыщение этих планов разнообразной по содержанию внеучебной работой.

воспитание у учащихся бережного отношения к своему свободному времени, правильного понимания его структуры, значения свободного времени в формировании всесторонне развитой, гармонической личности является сегодня одной из важнейших задач не только школы, но и семьи и общественности.


1. Аптекман В.А. Из опыта оценки внеклассной деятельности учащихся методами математической статистики. — Советская педагогика, 1974, №9, с.37-45
2. Водейко Р.И. Домашнее задание старшеклассника. — Минск, 1974.
3. Горенков Е.М. Бюджет времени сельского школьника. — Советская педагогика, 1970, №7, с.57-64
4. Кортышев Л. НОТ для ученика. — Народное образование, 1978, №2, с.18-23
5. Котов Н.Ф. Глубоко изучать бюджет внеурочного времени учащихся. — Советская педагогика, 1968, №5, с.52-59
6. Раченко И.П. К вопросу о домашних заданиях. — Вопросы психологии, 1976, №1, с.57-62
7. Тощенко Е.С. Анализ представлений подростков о свободном времени, его значении и организации. — В сб.: Педагогические проблемы свободного времени школьников. Челябинск, 1978, с.5-18

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки