Подросток в мегаполисе: новая реальность
Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. (5–6 апреля 2022 года, Москва) / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Электрон. текст. дан. (объем 12,3 Мб). — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 126 c.
ISBN 978-5-7598-2493-0.
В сборнике представлены статьи участников XV Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: новая реальность» (5–6 апреля 2022 года, Москва). Статьи, вошедшие в сборник, посвящены развитию подростков в современном обществе и возможностям их психологической поддержки. Рассматриваются семейный, школьный, городской контексты взросления. Обсуждаются риски агрессии и аутоагрессия. Анализируется своеобразие интернет-площадок как пространства для социализации.
Результаты: 27 (страница 1, всего 1 стр.)
1 | Автономия подростка в контексте олимпиадного движения школы — развитие таланта или погоня за рейтингом? | Богданова Э.И. |
Интерес к теме вызывают вопросы, связанные с развитием и угнетением автономии московских школьников в контексте Олимпиадного движения школ. Из-за того, что школы заинтересованы в поступлении и удерживании учеников с высоким олимпиадным потенциалом, стоит задача проанализировать, как данная деятельность отражается на самих подростках и какие изменения происходят в школе при развитии олимпиад.
|
2 | Взаимосвязь параметров самоотношения и уровня спортивных достижений у подростков и юниоров, занимающихся боксом | Волков Р.С., Сачкова М.Е. |
Настоящее исследование посвящено выявлению параметров самоотношения и их взаимосвязи с уровнем спортивных достижений в подростково-юношеский период. В работе представлены результаты эмпирического исследования, участниками которого стали 360 спортсменов: 180 подростков (15–16 лет) и 180 юниоров (17–18 лет), занимающихся боксом.
|
3 | Взаимосвязь склонности к игровой и интернет-зависимости с особенностями взаимодействия родителей и подростков | Делибоженко Е.А. |
Рассмотрена проблема, связанная с увеличением количества подростков со склонностью к интернет-зависимому поведению. В работе описывается характер взаимосвязи между склонностью к интернет-зависимому поведению и особенностями взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста, а также взаимосвязь между игровой зависимостью и особенностями взаимодействия родителей с подростками.
|
4 | Интеграция подростков, оставшихся в детстве без попечения родителей, в социум большого города | Телицына А.Ю. |
В Москве было проведено 42 полуструктурированных Интервью с выпускниками (старше 18 лет) интернатных учреждений. Выявлены проблемы, стоящие перед выпускниками, при интеграции в социум мегаполиса с их собственной позиции.
|
5 | Исследование мотивационной сферы у успешных в обучении подростков | Кузнецова С.О. |
Данное исследование направлено на выявление особенностей мотивационной сферы у современных подростков, успешных и неуспешных в обучении. Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием взаимодополняемых методов (опрос, тестирование). В исследовании была выявлена взаимосвязь между успешностью в обучении и мотивами достижения успеха и саморазвития, ориентацией на свободу, позицией школьника, коммуникативными и внешними мотивами.
|
6 | Кибертравля, роковое патрулирование и другие формы деструктивной активности обучающихся в сети интернет и их профилактика | Камин А.А. |
В статье рассматриваются основные формы деструктивной активности в сети, их последствия и профилактика кибертравли, как в теоретическом аспекте, так и практический опыт, и основные документы Министерства образования РФ, регламентирующие профилактику деструктивной активности обучающихся в сети интернет.
|
7 | Когнитивные особенности детей и подростков с различной эффективностью многозадачности | Вишнева А.Е., Кошевая А.Г., Солдатова Г.У. |
Представлены результаты исследования когнитивных особенностей, определяющих эффективность подростков в формате медиамногозадачности (N = 148). Результаты показали, что целенаправленная многозадачность в младшем школьном и в младшем подростковом возрастах связана с развитием управляющих функций, в старшем — с устойчивой нейродинамикой. Нецеленаправленная многозадачность у младших школьников не связана с когнитивными особенностями, у младших подростков связана с развитием аналитических способностей, а у старших подростков — с умением эффективно выполнять сложные задачи на время.
|
8 | Метакогнитивные стратегии обучения в условиях пандемии | Персиянцева С.В. |
В работе обсуждаются понятия «глобальная стратегия чтения», «стратегия решения проблемы», «поддержка стратегий чтения». Рассматриваются у учащихся приемы работы с академической информацией. Описаны разные виды мотивированного обучения субъектов образовательного процесса. Представлен сравнительный анализ стратегий обучения учащихся до пандемии и во время COVID-19.
|
9 | Московские подростки: как они проводят свой досуг | Борусяк Л.Ф., Россинская А.Н. |
В статье приводятся результаты исследования городских образовательных практик московских подростков, которые показали, что они самостоятельно осваивают городское пространство и коммуницируют с ним в различных модусах — интеллектуальном, чувственном, культурном и др. Интерес к городу у подростов пробуждается в семье, семья же наряду с интернетом служит основным источником информации.
|
10 | Мотивация чтения московских подростков: возможные последствия дистанционного обучения | Березина А.В. |
В статье приводятся результаты исследования чтения московских подростков в 2019 и 2022 годах. Проводится их сравнительный анализ. Обсуждаются возможные причины в изменениях репертуара и мотивации чтения подростков, связанные с вынужденным переходом на полное или частичное дистанционное обучение.
|
11 | Отношения подростков с матерью и сиблингом в неполной семье | Булыгина М.В., Каминская А.Б. |
Рассматривается конфигурация семейных отношений в неполных двухдетных семьях. Показана связь сиблинговых и детско-материнских отношений. Уникальность данного исследования состоит в том, что отношения в неполной семье описаны с позиции всех членов семьи (двух подростков и матери). Показаны отличия иерархического устройства полных и неполных семей и компенсаторная функция сиблинговых отношений, когда дефицит отношений с родителями восполняется эмоционально-теплыми отношениями между братьями/сестрами.
|
12 | Отношения подростков с отчимами в семьях повторного брака | Трубникова А.А. |
В работе представлены результаты исследования особенностей отношения подростков с отчимами в повторнобрачных семьях. Анализ литературных источников показал важность рассмотрения этой проблемы с учетом психологических сторон подросткового возраста и особенностей бракоразводного процесса и его последствий для семьи и ребенка.
|
13 | Практика комплексной социально-психологической помощи подросткам-суицидентам и их окружению | Лямзин М.А., Сюрин С.Н., Сюрина О.В. |
Раскрывается опыт работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Образовательный центр ― Созвездие» по оказанию комплексной социально-психологической помощи подросткам в жизненных ситуациях, подталкивающих к суицидам, их родителям и педагогам. Обосновываются ключевые направления такой помощи специалистов Центра «Созвездие».
|
14 | Причины и виды преступлений, совершаемые подростками | Глебова А.А. |
Подростковая преступность на сегодняшний день — одно из самых частых явлений, с которыми сталкиваются работники правоохранительных органов, юристы, педагоги и психологи. Учитывая доступные способы получения негативной информации из различных источников, включая интернет, рост криминогенного фактора среди детей данной возрастной группы крайне высок, поэтому необходимо обозначить виды и возможные пути предотвращения подростковой преступности.
|
15 | Профдеформация: современные траектории российских девятиклассников | Розенфельд Н.Я. |
Ускоряющаяся автоматизация труда и события последних лет не могли ускользнуть из зоркого взгляда современного школьника. Изменения на рынке труда накладывают отпечаток и на образовательную сферу, что мы видим на примере изменения спроса на среднее профессиональное и высшее образование. В докладе на данных опроса школьников из регионов исследуются взаимосвязи между образовательными выборами девятиклассников и их жизненными перспективами, которые включают в себя различные аспекты жизни
|
16 | Психологическое сопровождение подростков в условиях дистанционного обучения | Васина О.В. |
Статья посвящена особенностям психологического сопровождения младших подростков в условиях дистанционного обучения во время пандемии коронавируса. Рассматриваются проведение интернет-занятий со школьниками, а также пример использования интегративной методики автора статьи, объединяющей в себе элементы нарративной практики, арт-терапии и детской нейропсихологии.
|
17 | Разрыв с институциональной нормой в представлениях и практиках школьных учителей | Гавриленко П.А. |
Школа как педагогическая институция находится в состоянии перманентного реформирования, однако повседневные практики и рутинные представления школьных учителей во многом совпадают с институционально сформированными сценариями, что может как тормозить перемены, так и воспроизводить негативные практики. Данное качественное исследование ставит целью зафиксировать элементы процесса деструктурации в представлениях и практиках школьных педагогов, как носителей институциональных норм и обозначить перспективы для дальнейших исследований.
|
18 | Результаты исследования представлений о взрослении современных юношей и девушек | Шилова Н.П. |
Приводятся результаты исследования, полученные на выборке 1394 человек от 14 до 23 лет, с использованием авторской проективной методики «Взросление». Цель исследования заключалась в выявлении различий понимания взросления в юношеском возрасте в зависимости от возрастного периода. В рамках исследования было изучено Понимание собственного взросления через восприятие художественного образа юношами и девушками.
|
19 | Родительские стили воспитания как фактор, влияющий на развитие автономии и саморегуляции у подростков | Королева Я.П. |
В рамках данного исследования комплекс родительских практик и стилей воспитания рассматривается как фактор, влияющий на развитие подростковой автономии и саморегуляции как в школе, так и вне школы. В обзоре раскрываются основные понятия родительского поведения — «стиль воспитания», «родительские практики», «родительский контроль», «психологический контроль», «поведенческий контроль».
|
20 | Ролевой репертуар подростков и родителей онлайн и офлайн: особенности цифровой социальности | Рассказова Е.И., Солдатова Г.У., Чигарькова С.В. |
Работа посвящена сравнению ролевого репертуара подростков и родителей в онлайне и офлайне (N = 785 чел.). Полученные результаты показывают более разнообразный ролевой репертуар подростков по сравнению с родителями, особенно в онлайне. Для подростков характерно доминирование просоциальных ролевых моделей и сближение ролевой структуры в онлайне и офлайне.
|
21 | Роль агрессии в распространении деструктивного контента молодыми людьми | Илюхина С.Н., Солдатова Г.У. |
В работе представлены данные о результате исследования роли агрессивности как личностной особенности в одобрении деструктивного онлайн-контента и его распространении среди сверстников подростками и молодежью. Cделан вывод о необходимости дальнейшего изучения личностных предикторов для разработки эффективных мер профилактики столкновения с информационными онлайн-рисками и развития цифровой культуры.
|
22 | Роль сексуального образования в формировании норм сексуального поведения | Матанцева Д.А. |
Российское сексуальное образование молодежи затрагивает в большей степени биологическую и медицинскую сторону вопроса, тогда как сексуальное образование подразумевает также процесс, направленный на выработку качеств личности, позволяющих провести собственную половую идентификацию. Учитывая большое количество разрозненных агентов сексуальной социализации в существующем в России сексуальном образовании, можно говорить об интерсекциональности этого феномена, представленности множеством сообществ.
|
23 | Социальное развитие подростков с позиции нейронауки | Точилина Т.В. |
В статье рассматриваются нейробиологические основы изменений в социальном поведении подростков, дается описание биологических факторов, ответственных за социализацию в подростковом периоде.
|
24 | Трехфазная модель личностных изменений: внедрение метода кинопрофилактики | Канавина С.С. |
В статье рассмотрены основные проблемы совершенствования первичной профилактики и авторская точка зрения на пути их возможного решения. Была представлена концепция внедрения принципа системности в профилактику. Вниманию читателей представлен авторский метод кино-профилактики, позволяющий повысить эффективность профилактических мероприятий.
|
25 | Учебные мотивации и аспекты социальной среды учащихся школ с программами повышенной сложности | Павлова А.А. |
Исследуется связь между мотивационными портретами учащихся школ с программами повышенной сложности и аспектами их семейной и образовательной среды. Представлены промежуточные результаты. На основе Интервью с учащимися предложен список аспектов социальной среды, которые планируется рассмотреть в качестве предикторов мотивационного портрета. Разработан количественный инструментарий для измерения данных аспектов.
|
26 | Чем опасна бедность: социально-экономический статус семьи и психическое развитие детей | Виноградова Е.П., Жукова Н.В., Макеев М.К. |
В тезисах представлен краткий аналитический обзор ряда современных междисциплинарных исследований о негативном влиянии низкого социально-экономического статуса семьи на общее и психическое развитие ребенка (начиная со здоровья будущих родителей).
|
27 | Что значит быть собой: повседневные представления об аутентичности у младших школьников и подростков в России | Байрамян Р.М., Ерофеева В.Г., Нартова-Бочавер С.К., Чулюкин К.С. |
В исследовании изучаются повседневные представления об аутентичности у младших школьников и подростков. Для оценки аутентичности было разработано структурированное Интервью на основании экзистенциального, гуманистического и субъектного подходов. Респондентами стали 330 школьников из Казани. Обнаружено, что представления подростков об аутентичности становятся более дифференцированными.
|