Динамика смысловой реальности и акме личности
ISBN 978-5-6042741-6-3 (e-book)
В сборнике представлены материалы, посвященные психологическим проблемам смысла жизни и акме. Выделены общепсихологические, социально-психологические, философские, профессиональные, возрастные и социореабилитационные аспекты смысложизненной и акмеологической проблематики. Представлены темы, касающиеся современного образования. Авторы материалов – ученые, исследователи, преподаватели высших и средних учебных заведений, работники научных центров России и Беларуси. В последнем разделе сборника представлены психологические и педагогические исследования, эссе студентов и магистрантов. Представленные материалы будут интересны философам, психологам, педагогам и широкому кругу читателей. Статьи публикуются в авторской редакции.
Результаты: 20 (страница 1, всего 1 стр.)
1 | Взаимосвязь ценностных ориентаций и доверия политической власти у студенческой молодежи | Лобза О.В. |
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязей между ценностными ориентациями и доверием политической власти у студенческой молодежи. Проведен анализ особенностей доверия власти и иерархии ценностных ориентаций студентов. Выявлена триада ценностных ориентаций, определяющих доверие власти у молодых людей.
|
2 | Групповая духовность и иллюзия смыслов | Федосенко Е.В. |
Представлен краткий теоретический анализ феномена «духовность», раскрываются дефиниции: «духовность-общество», «чистая» духовность, «духовность религиозная – светская духовность». Рассматривается проявление духовности: духовные атрибуты, духовная деятельность.
|
3 | Изучение творческого Я личности в контексте научных взглядов А.А. Бодалева | Селюч М.Г. |
В статье рассматриваются научные подходы А.А. Бодалева к изучению высшего, творческого Я личности. Творческое Я выступает как психологический источник творческой энергии, объект самопознания, форма существования субъективности индивида, полимодальная структура, связующее звено личности, проявляется в деятельности и поведении.
|
4 | Об одном способе изучения «личностного смысла» как отношения мотива цели | Калинин И.В. |
В статье рассматривается возможность исследования личностного смысла с помощью метода импликативной решётки, предложенного Дж. Келли. Описывается процедура выявления и исследования мотивов и целей, как составных частей личностного смысла. Обсуждаются результаты проведенного исследования, выделяются 5 вариантов сопряжения мотивов и целей, которые конкретизируют понятие «личностного смысла».
|
5 | Опасность двусмысленности в социальном общении и способы ее преодоления | Пухир В.М. |
В статье автор показывает, каким образом неоднозначные ситуации не позволяют людям правильно и быстро реагировать. Особое внимание уделяется двусмысленности, которая ведет к бездействию. В статье описано состояние т.н. «социального сдерживания». Раскрывается суть противоречия между естественной тенденцией к бездействию и бесстрашием людей перед смертельной угрозой. Автор указывает на то, что может помочь найти смысл в двусмысленных ситуациях. Сформулирован вывод о том, что бездействие порождает бездействие, а также о необходимости взвешивания рисков нашего действия или бездействия.
|
6 | Педагогика смысложизненных ориентаций: инфантилизм школьников и студентов как проблема современного образования | Ульянова И.В. |
Проблема инфантилизма школьников и студентов как незрелого, «детского» поведения в современном российском обществе во многом связана с развитием отечественного образования (с 1991 г.) в сугубо либеральной педагогической парадигме. Этой парадигме свойственны опора на философию постмодернизма с ее деструктивными характеристиками. Кардинальные политические и социокультурные трансформации, происходящие в России с начала 2022 г., предполагают возрождение гуманистической педагогической парадигмы, в контексте которой актуализируются вопросы инициативы, творчества, надежности, гармоничности личности, освоения ею традиционных социальных ролей на определенных возрастных этапах.
|
7 | Прекарность в смысловой структуре личности | Сапогова Е.Е. |
Прекарность рассмотрена как экзистенциальный феномен, появившийся как результат существования человека в условиях неопределенности. Аргументирована идея смены традиционного образа человека новым, в котором ведущими характеристиками становятся те, которые адаптируют его к «текучей» реальности и формируют подвижную (спектральную) идентичность: короткие горизонты планирования, стремление жить сиюминутностью, онтологическая ориентация на случайность, утрата смыслообразующего паттерна «заботы о себе» ‒ принятия своей жизни как собственной задачи и др.
|
8 | Проблема соотношения субъектности и жизненной успешности личности | Семенова Н.А. |
В статье ставится проблема соотношения субъектности и жизненной успешности личности, а именно того, является ли степень и качество проявления субъектности условием жизненной успешности. Приводятся варианты соотношения данных феноменов в жизни личности, описаны их крайние проявления.
|
9 | Ребенок как источник смысла жизни: сущность и проявления ценностного отношения к детям | Карпинский К.В. |
С позиций авторской концепции личностного смысла ребенка определена психологическая сущность и проявления ценностного отношения взрослого к ребенку. Описаны основные отражательные и регулирующие функции, которые ребенок в качестве смыслообразующей ценности выполняет в индивидуальной жизнедеятельности взрослого
|
10 | Роль социальной микросреды в раскрытии одаренности и достижении человеком вершины творческого развития | Белова Е.С. |
В статье рассматриваются вопросы влияния социальной микросреды на раскрытие способностей и дарований, создание возможностей для последующего достижения акме. В связи с этим выделяется значимость факторов ближайшей микросреды уже на этапе детского и юношеского возраста для создания условий творческой реализации формирующейся личности. Приводятся факты из биографий выдающихся ученых, изобретателей.
|
11 | Смысл деятельности как индикатор самоэффективности субъекта | Кумышева Р.М |
Самоэффективность субъекта проявляется в деятельности, в определенной ситуации и в контексте взаимодействия человека с миром. Самоэффективность как представление человеком своей ценности и полезности в современном мире актуальна, поскольку изменчивые условия жизнедеятельности человека оставляют ему мало шансов на идентификацию в себе самоэффективности.
|
12 | Смысл жизни и акме академика А.А. Бодалева | Карпова Н.Л. |
Проведен анализ биографических материалов, Интервью и воспоминаний учеников и сотрудников академика А.А. Бодалева. Из его публикаций выделены основные характеристики достижения личностью акме и с этих позиций обозначены вехи его жизнедеятельности и научных достижений.
|
13 | Смысл жизни и копинг-стратегии: особенности взаимосвязи | Киселева П.Ф., Мельничук А.С. |
Обсуждаются прямые и обратные взаимосвязи между предпочтениями копинг-стратегий (по методике COPE) и иерархией групп жизненных смыслов и конкретных жизненных смыслов (по методике В.Ю. Котлякова), полученные, а ходе эмпирического исследования на выборке из 85 студентов.
|
14 | Смысл и бессмысленность жизни | Волкова Г.Н. |
В статье рассматриваются понятия смысла жизни и бессмысленности, чем отличаются, чем между собой связаны, из чего состоят. Рассматриваются некоторые гипотезы этих терминов.
|
15 | Смысложизненные ориентации студентов и их связь с удовлетворенностью жизнью | Артеменков С.Л., Персиянцева С.В. |
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи смысловых жизненных ориентаций с разным уровнем удовлетворенности жизнью у современной молодежи. Установлено, что чем выше опыт осмысленности жизни, тем выше степень удовлетворенности ею. Результаты исследования доказали, что смысложизненные ориентации являются важным фактором, определяющим уровень удовлетворенности жизнью.
|
16 | Триада «Дух-Душа-Тело» в зеркале психологии | Мелик-Пашаев А.А. |
Автор обращает внимание на то, что разные ученые, создавая типологии личностей или описывая типы стремлений, которым следуют люди, приходят к сходным выводам и выделяют три основных уровня, их которых высший является творческим и «сверхличным». Это совпадает с идеей триединства в человеческом существе духа, души и тела, чему посвящена большая богословская и аскетическая литература. Высказывается предположение о том, что научный и духовно-практический способы познания могут взаимодействовать в решении самых важных вопросов внутренней жизни человека.
|
17 | Феномен доверия/недоверия в психологическом пространстве личности (философские и психологические аспекты) | Ахмадеева Е.В., Дмитриева Л.Г., Толстик И.А. |
В данной статье авторами предпринята попытка представить взаимосвязь психологического пространства личности с феноменами доверия и недоверия. Доказывается, что в формировании базисных категорий доверия и недоверия значимую роль играет безопасность внешней среды, от которой зависит конструктивность организации психологического пространства личности.
|
18 | Формирующаяся «взрослость» в России: экзистенциально-психологические аспекты | Клементьева М.В. |
Представлена краткая характеристика рефлексивно-экзистенциальных и социально-психологических характеристик периода «формирующейся взрослости» – нового переходного периода развития человека 18-25 лет – в связях и отношениях с социально-демографическими, культурными, социально-экономическими факторами современного взросления россиян.
|
19 | Цифровизация как коллективная жизненная установка | Штукарева С.В. |
Статья посвящена проблематике коллективных невротических установок в современных цифровых реалиях. Обозначены характерные аспекты и идеи по преодолению.
|
20 | Экологические установки для обогащения сознания и как интегральный показатель акме личности | Сорокоумова Е.А., Чердымова В.С., Чердымова Е.И. |
В статье рассматриваются экологические установки для обогащения сознания личности. Авторами показывается, что сознание имеет интерсубъективный социальный характер и является активным для осуществления деятельности. Исследуя такую категорию как сознание, приходим к выводу, что это высшая, свойственная человеку форма отражения объективной действительности и способ его отношения к миру, природе, самому себе, которая является опосредованной различными видами общественной, исторической и экологической деятельности людей.
|