Смысложизненные ориентации студентов и их связь с удовлетворенностью жизнью

Персиянцева Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет»; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»; Москва, Россия.

Артеменков Сергей Львович, кандидат технических наук, профессор кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий, руководитель Центра информационных технологий для психологических исследований; Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»; Москва, Россия.

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи смысловых жизненных ориентаций с разным уровнем удовлетворенности жизнью у современной молодежи. Установлено, что чем выше опыт осмысленности жизни, тем выше степень удовлетворенности ею. Результаты исследования доказали, что смысложизненные ориентации являются важным фактором, определяющим уровень удовлетворенности жизнью.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, удовлетворенность жизнью, студенты.

LIFE-MEANING ORIENTATIONS OF STUDENTS AND THEIR RELATIONSHIP WITH LIFE SATISFACTION

S.V. Persiyanseva, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of General Psychology, Russian State University for the Humanities; Federal State Budgetary Scientific Institution «Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, Moscow, Russia.

S.L. Artemenkov, PhD in Technical Sciences, Professor of the Department of Applied Informatics and Multimedia Technologies, Head of the Center for Information Technologies for Psychological Research; Moscow State University of Psychology and Education; Moscow, Russia.

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the relationship between semantic life orientations and different levels of life satisfaction among today's youth. It has been found that the higher the experience of meaningfulness of life, the higher the degree of satisfaction with life. The results of the study proved that life-meaning orientations are an important factor determining the level of life satisfaction.

Keywords: life-meaning orientations, life satisfaction, students.

Актуальность исследования удовлетворенности жизнью и ментального здоровья современной молодежи определяется активными социальными, демографическими, информационно-коммуникативными изменениями в стране.

удовлетворенность жизнью в науке понимается как критерий, непосредственно связанный с понятием «благополучие». удовлетворенность жизнью — это показатель, который может быть измерен как субъективно (на основе оценки самим человеком своей жизни), так и объективно (на основе определенных социально-экономических показателей). Уровень удовлетворенности жизнью демонстрирует, насколько человек удовлетворен своей жизнью в различных аспектах, таких как здоровье, работа, социальные отношения, окружающая среда и т.д. Этот показатель является важным фактором для определения благополучия общества в целом.

Понятие удовлетворенности жизнью, субъективное благополучие рассматривается в парадигме субъективного переживания [5]. В рамках позитивной психологии и модели субъективного благополучия Э. Динера [9] компонент «удовлетворенность жизнью» понимается, как интегральная когнитивная оценка, включенный в структуру благополучия человека [10].

Высокий уровень удовлетворенности жизнью связан с рядом выгод как для человека, так и общества. Во-первых, люди, которые довольны своей жизнью, чаще всего здоровы и имеют больше энергии и мотивации для достижения своих целей. Они также способны лучше переносить стресс и обладают более высокой резистентностью к заболеваниям. Во-вторых, люди, которые довольны своей жизнью, обычно имеют позитивные отношения с окружающими, их социальные связи более прочные, а они сами более терпеливые и эмоционально устойчивые. Это означает, что они могут лучше работать в команде, обладают большей социальной компетентностью и могут лучше разрешать конфликты. В-третьих, люди, которые довольны своей жизнью, обычно более успешны в карьере и имеют более стабильный доход. Они также чаще участвуют в общественной жизни и пользуются возможностями для участия в благотворительных мероприятиях и других направлениях проявления доброты, например, волонтерской деятельности.

В целом, высокий уровень удовлетворенности жизнью благоприятен для человека и общества, что делает этот фактор одним из наиболее важных качеств жизни личности. Конечно, Понимание степени удовлетворенности жизнью весьма относительно и индивидуально для каждого человека. Однако известно, что в обществе вырабатываются и некоторые общие моральные жизненные представления и ориентации. Это означает, что в представлении об удовлетворенности жизнью так или иначе заложено внутреннее противоречие между индивидуальным и общественным благом или личным достоинством и различной адаптацией к внешним влияниям.

И вполне можно предполагать, что удовлетворенность жизнью должна быть связана с жизненными приоритетами и ценностями человека. Обычно выделяют некоторые общие черты, которые могут существенно влиять на ощущение удовлетворенности жизнью. Например: достижение поставленных целей и мечтаний; удовлетворительные отношения с близкими людьми и окружающими; достаточный уровень дохода для удовлетворения основных потребностей и желания приобретения необходимых вещей; хорошее здоровье и возможность заниматься любимыми делами, хобби.

В предыдущей работе исследовался вклад ценностных ориентаций в психологическое благополучие молодежи [6]. Настоящая статья нацелена на экспериментальное исследование связей между общей удовлетворенностью жизнью (УЖ) и смысложизненными ориентациями (СЖО) современных молодых людей.

Субъективная оценка удовлетворенности жизнью исследовалась по скрининговой методике: Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS). Диагностику различных аспектов осмысленности жизни изучалась с помощью Теста смысложизненных ориентаций (СЖО). Статистический анализ осуществлялся при помощи описательной статистики, непараметрического U-критерия Манна-Уитни, корреляционного анализа по Спирмену и с применением метода glasso построения регуляризированных сетей частных корреляций [1].

В исследовании участвовали студенты в возрасте 18-21 год (N=41; M=18,83; SD=0,13). Из них 43,90% имеют высокие показатели по методике удовлетворенности жизнью и 21,95% - низкие (это студенты, которые недовольны и слегка недовольны своей жизнью, очень недовольных <9 баллов – не было выявлено). Нормы степени удовлетворенности жизнью представлены в статье «Психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью» [4, c. 447]. Что касается студентов с высокой степенью удовлетворенности жизнью, то среди них есть 11,11% молодежи (30 баллов и выше), которые удовлетворены своей жизнью в наивысшей степени. Определены две группы: первая - студенты с высоким уровнем удовлетворенности жизнью (М=27,17; SD=2,49), вторая – студенты с низким уровнем удовлетворенности (M=16,56; SD=2,39).

Проведенный сравнительный анализ смысложизненных ориентаций (СЖО) у студентов двух групп: с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью, показал, что общий балл СЖО у студентов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью (M=109,94; SD=16,18) значимо выше, чем у студентов с низкой степенью удовлетворенности жизнью (M=89,67; SD=13,20) на уровне р < 0,05 (U=40) с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты у студентов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью выше по всем субшкалам методики смысложизненных ориентаций: «цель в жизни» (M=32,33; SD=8,06), «процесс жизни» (M=32,11; SD=5,04), «результативность жизни» (M=28,83; SD=5,41), «локус контроля – Я» (M=21,39; SD=4,78), «локус контроля – жизнь» (M=35,00; SD=5,48), чем у их однокурсников. Получены достоверные различия на уровне р < 0,01 по субшкалам: «процесс жизни» (U=15,5), «результативность жизни» (U=25), «локус контроля – жизнь» (U=17,5) между показателями студентов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью и с низким (критические значения - U=48 для р = 0.05; U=36 для р = 0.01). У студентов с низким уровнем удовлетворенности жизнью по субшкалам: «процесс жизни» (M=22,89; SD=5,14), «локус контроля – Я» (M=18,56; SD=3,62) хоть и количественно ниже показатели, чем у студентов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью, значимые различия не были обнаружены.

Корреляционный анализ по Спирмену показал, что все показатели СЖО обнаруживают высокие корреляции между собой в диапазоне значений 0,58 - 0,86 на уровне значимости p <0,001. При этом значимые корреляции с показателем удовлетворенности жизнью имели только показатели: процесс жизни (ПЖ, r = 0,58) LP, результативность жизни (РЖ, r = 0,64) LR и локус контроля – жизнь (ЛКЖ, r = 0,56). Сетевые построения по методу glasso выявили достаточно большие положительные связи УЖ в первую очередь с ПЖ и РЖ. Соответственно показатели цели жизни (ЦЖ) и локус контроля – Я (ЛКЯ), положительно связанные между собой, оказались связанными с УЖ слабыми отрицательными связями.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что удовлетворенность жизнью опосредуется отношением к процессу жизни в его привлекательности и разнообразии и, по-видимому, в существенной мере определяется тем, насколько жизнь является результативной. Однако в то же время УЖ в некоторой мере противостоит слишком большой концентрации личности на своем Я вместе с приданием слишком большого веса смыслам реализации своих сугубо индивидуальных (эгоистических) целей в жизни. В этом смысле слишком высокая степень индивидуализации жизненных ценностей и интересов вступает здесь в противоречие с возможностью реализации их в реальной общественной жизни, что в результате может приводить к уменьшению удовлетворенностью жизнью в целом. Эти выводы, конечно, являются предварительными и нуждаются в дальнейшем исследовании.

В целом качественный анализ полученных данных свидетельствует, что студенты с высокой степенью удовлетворенности жизнью имеют высокий уровень осмысленности жизни. Они в большей степени, чем их однокурсники, испытывают удовлетворенность от своих действий, достижений. Процесс своей жизни воспринимают как интенсивный, насыщенный опытом и наполненный смыслом. Они ценят моменты своей жизни, стремятся получить от нее максимум удовольствия и пользы. Они не боятся принимать решения и рисковать, искренне радуются успехам и учатся на неудачах. Они готовы брать на себя ответственность за свои поступки и за свою жизнь в целом, и не жалеют времени и сил, чтобы достичь своих целей.

Полученные результаты поддерживают известные мнения ученых о том, что люди, имеющие смысл в жизни, цели, часто стремятся к самосовершенствованию и постоянно ищут новые способы реализации своих целей [2, 8]. Они проживают жизнь осознанно, не просто проплывая сквозь нее, а активно взаимодействуя с окружающим миром. Они общительны, предпочитая общаться с интересными и яркими людьми, путешествовать, узнавать новое и расширять свой кругозор.

На большое значение полноценного общения для развития личности человека неоднократно указывал А.А. Бодалев [3]. В.Э. Чудновский писал [7], что смысложизненные ориентиры помогают человеку понимать свои ценности, задачи и миссию в жизни, направляют его усилия и мотивируют действовать. Кроме того, Чудновский считал важным, чтобы смысложизненные ориентиры были основаны на общечеловеческих ценностях, таких как любовь, справедливость, доброта, ответственность и т.д. Такие ценности способствуют формированию гармоничной личности и счастливой жизни. Высокий уровень социально-моральной осмысленности жизни помогает человеку ставить правильные приоритеты, принимать эффективные решения. Это позволяет ему жить общественной жизнью, которую он выбирает, и получать максимальное удовлетворение от своих достижений и отношений с другими людьми.

Таким образом, исследование показало, что смысложизненные ориентации у студентов с высокой степенью удовлетворенности жизнью и студентов с низкой степенью этой удовлетворенности значимо отличаются. Можно также констатировать, что удовлетворенность жизнью, с одной стороны, положительно взаимосвязана с процессуальностью и результативностью жизни. С другой стороны, удовлетворенность жизнью противостоит постановке жизненных целей и излишнему сосредоточению на запросах собственного Я. Вторая тенденция при этом оказалась значительно менее выраженной.

Литература

  1. Артеменков С.Л. Упорядоченные сети частных корреляций в психологических исследованиях // Моделирование и анализ данных. 2021. Т. 11. № 2. С. 31-50.
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, Наука, 1998. 168 с.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. Педагогика. 1983. 272 с.
  4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 444-458.
  5. Леонтьев Д.А. Переживание счастья как зависимая переменная в психологических исследованиях // Психология психических состояний. Вып. 6. / под ред. А.О. Прохорова. Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. С. 36-58.
  6. Персиянцева С.В. Психологическое благополучие и ценностные ориентации в структуре личностного потенциала российской молодежи. // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании / под ред. С.А. Безгодова. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. С. 321-328.
  7. Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского: коллективная монография / под ред. Т. А. Поповой, Г.А. Вайзер [и др.]. М.: смысл, 2021. 676 с.
  8. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Психологические проблемы смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспект) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т.1 № 2. С. 50-59.
  9. Diener E., Ryan K. Subjective well-being: a general overview // South African Journal of Psychology. 2009. Vol. 39. P. 391-406.
  10. Frisch M. Quality of Life Therapy. Applying a Life Satisfaction Approach to Positive Psychology and Cognitive Therapy. Wiley: New-Jersey, 2006. 368 p.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 дек 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Персиянцева С.В., Артеменков С.Л. Смысложизненные ориентации студентов и их связь с удовлетворенностью жизнью // Динамика смысловой реальности и акме личности: сборник научных трудов / Отв. ред. Т.А. Попова, Г.А. Вайзер – М.: ФНЦ ПМИ, 2023. – С. 165-168.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки