Т.Ю. Цибизова Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия
В настоящее время экологическое образование и воспитание являются одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без экологического просвещения невозможно формирование общественного экологического сознания [1].
В условиях современной экологической ситуации важным вопросом является обучение подрастающего поколения сознательному отношению к сохранению природы, жизнедеятельности человечества, существованию планеты и экологического мира вокруг нее. Познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Именно эти задачи решает экологическое образование, стремящееся в рамках разных дисциплин, направлений подготовки и специальностей выработать у обучающихся экологические знания, умения и навыки, формируя у молодежи экологическую культуру [2].
Одним из важнейших принципов экологического образования должен быть принцип непрерывности — взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни [3, 4].
Таким образом, экологическое образование должно стать не только интегральной частью образовательных программ всех уровней образования, но и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения. Из этого возникает необходимость подготовки учителей и преподавателей, способных обучать следующее поколение пониманию единства окружающей среды и воздействия человека на природу [5].
В Мытищинском филиале Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана реализуется направление подготовки бакалавров «Профессиональное обучение (по отраслям)», выпускающее специалистов-педагогов для среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в различных отраслях промышленности и экономики.
Четыре года назад была разработана образовательная программа «Космический мониторинг». В свою очередь, космический мониторинг стал уже практически отдельной отраслью науки и техники, включающей систему регулярных наблюдений и контроля состояния окружающей среды, территории, Земли, анализа происходящих процессов и тенденций развития ситуаций средствами космического базирования. Кроме того, космический мониторинг предполагает не только наблюдение за процессом или явлением, но также оценку, прогноз, а дальше — разработку системы мер по предотвращению опасных последствий или поддержанию благоприятных тенденций [6]. Следовательно, космический мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство и мировое сообщество в целом [7].
Однако комплексно специалистов по космического мониторингу никто не готовит. Есть отдельная подготовка разработчиков космических летательных аппаратов, специалистов по системам управления летательными аппаратами; по информационным технологиям; по геодезии и картографии, аэрофотосъемке; по лесному хозяйству, ландшафту, речному хозяйству, морской сфере: а также по биологии, гидрологии, океанологии, экологии и другим специальностям. Все эти специалисты необходимы для развивающейся тенденции всеобщего экологического образования.
Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Таким образом, актуальной для развития экологического образования является подготовка специалистов, обладающих не только знаниями, умениями и навыками педагогов, но и владеющих предметной областью, связанной с защитой окружающей среды и, что особенно ценно, средствами и инструментами экологического контроля. Такими специалистами, на наш взгляд, и являются педагоги профиля «Космический мониторинг».
В рамках подготовки бакалавров по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» была разработана образовательная программа «Космический мониторинг». Выпускники данного направления — это педагоги, учителя и преподаватели, обучающие специалистов среднего звена, начиная с первичного образования (колледжи, техникумы), включая дополнительное образование (довузовская подготовка, кружки, тематические секции, профориентационная работа и т.д.) и продолжая для взрослых людей — сотрудников предприятий (в рамках переподготовки кадров, повышения квалификации), а также переобучения в центрах занятости.
Учебный план и система обучения построены следующим образом: одна часть обучения — это подготовка педагогов; вторая часть обучения — это предметная область, связанная с космическим мониторингом лесных насаждений и экологическим образованием. При получении образования в двух областях профессиональной деятельности выпускная квалификационная работа (ВКР) тоже всегда состоит из двух частей: первая — это исследование, связанное с космическим мониторингом; вторая — это разработка учебного занятия на основе полученных данных и результатов первой части.
Таким образом, подготовкой педагогов с профилем «Космический мониторинг» решаются следующие задачи экологического образования:
– обучение студентов способам, средствам, методам и инструментам изучения окружающей среды, умению оценивать полученные данные и прогнозировать последствия событий;
– формирование у обучающихся понимания важности экологического мировоззрения;
– предоставление педагогической основы для дальнейшего обучения и воспитания других людей в духе экологического сознания, тем самым пролонгируя полученные знания для других поколений, которых будут учить наши ученики.
Литература
- Фалько В.И. Типология экологических воззрений // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2013. № 5 (97). С. 58–67.
- Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Кризис техногенной цивилизации и формирование новой экологической парадигмы общественного сознания // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 2. № 4 (18). С. 50–57.
- Цибизова Т.Ю. Концептуальные основания исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Институт теории и истории педагогики РАО. М., 2013. 41 с.
- Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю., Носова И.С. Формы развития социального пространства системы непрерывного образования: учебное пособие / под ред. А.К. Орешкиной. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 158 с.
- Бахтигулова Л.Б., Петухова И.В. Ценностная ориентация в системе «Общество–природа» как условие становления экологической компетентности студента технического вуза // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2006. № 7. С. 139–140.
- Цибизова Т.Ю., Чан Нгок Хыонг, Нгуен Динь Тхай. Мониторинг ситуации с использованием беспилотных летательных аппаратов // Научное обозрение. 2015. № 9. С. 154–159.
- Архиереев Н.Л., Бушуева В.В., Волкова А.Н., Губанов Н.Н., Довженко Л.П., Догужиева М.М., Егорова М.Ю., Иванова А.С., Ивлев В.Ю., Кавинова И.П., Кузнецов Э.Н., Курилов С.Н., Малькова Т.П., Мокшанцев Л.В., Назарова И.Р., Нестеренко А.Н., Нехамкин В.А., Пирютко Т.А., Плохова М.А., Тихая-Тищенко И.Г. и др. Философия. М., 2017.
Комментарии
Добавить комментарий