Разделы психологии:
Селюч Марина Григорьевна, профессор кафедры психологии и педагогики факультета социальных наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Амурский государственный университет»; Благовещенск, Россия.
Ключевые слова: личность, развитие, творческое Я, диалоговое общение, творчество, самореализация.
THE STUDY OF THE CREATIVE SELF OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF A.A. BODALEV'S SCIENTIFIC VIEWS
M.G. Seluch, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of the Faculty of Social Sciences, Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Amur State University»; Blagoveshchensk, Russia.
Keywords: personality, development, creative self, dialog communication, creativity, self-realization.
Научная концепция А.А. Бодалѐва посвящена проблемам акмеологии, как науки, изучающей «вершины» высших достижений личности раскрывает сущность перехода от будничного «Я» к высшему «Я», через глубокие изменения в сознании и самосознании, которые сопряжены с физической безупречностью, креативным субъективным подходом к своей жизнедеятельности и авторством индивидуальности. Решить данную проблему возможно реализацией внутриличностного потенциала в субъективно значимых условиях.
По мнению А.А. Бодалева [10, с.121]: «Абсолютное большинство людей привыкает познавать, общаться, трудиться лишь на уровне своего будничного, житейского “эго” и только с появлением для них очень субъективно значимых, экстраординарных условий они объективируют тот свой потенциал, который обнаруживается у них, когда актуализируется их высшее “Я”. Между тем переход от «будничного» к «высшему» Я высвобождает большие, ранее не задействованные внутренние резервы». Но человек нередко действует не в рамках обычного «соответствия» - он максимально реализует свои возможности, достигая высоких результатов как в конкретной деятельности, так и в раскрытии собственной индивидуальности. Привыкая действовать на уровне будничного, «житейского» Я, он в большой мере оставляет нераскрытым психологический потенциал собственной индивидуальности. Этот пример назван А.А. Бодалевым как противопоставление «будничного» и «высшего» Я. [5, с.17].
Один из механизмов осуществления такого «перехода» - становление смысла жизни. Ученый проанализировал особенности восхождения от будничного к высшему Я и описал психологические новообразования, которые лежат в основе этого процесса, в частности: отражение в мотивационной сфере человека общечеловеческих ценностей, способность к самомобилизации, объективная оценка своих сильных и слабых качеств, предварительная ориентировка и планирование собственных действий [2, 33-40].
Восхождении от «будничного» к «высшему» Я» ученый видел в активизации внутренних ресурсов, пробуждением которых, являются личностные смыслы. Нам представляется, что данный процесс обеспечивается в первую очередь умением активно ориентироваться в существующей действительности и способностью ее творчески изменять.
В свою очередь в основу определения понятия творческое Я положены научные взгляды ученого, позволяющие раскрыть его внутреннее содержание и внешние форм проявления. Признание творческого Я в качестве особой психологической реальности, системного многокомпонентного психического образования в котором постоянно возникает нечто новое, осуществляется бесконечное число отдельных актов становления, превращение возможного (потенциального) в реальное (актуальное), раскрытие функциональных механизмов психики, изменение личностных качеств в определенный период, на разных этапах развития. В общем виде творческое Я личности представляет разрушение стереотипных установок, актуализацию личностных возможностей, бытие во времени и над временем [11].
А.А. Бодалев [2,14] подчеркивал: «более глубокое проникновение в существо феномена Я, с одной стороны, и феноменов сознания и самосознания с другой, убеждают в том, что они представляют отнюдь не тождество, а единство. сознание являет себя в Я, в свою очередь Я проявляет себя через сознание – это очевидно».
Данные умозаключения в контексте нашего исследования были использованы как метод субъективного познания (личность ощущает потребность в анализе действий и поступков) и приемы развития рефлексивно-феноменологической компетентности (метод К. Роджерса «вопросы самому себе»).
Самореализация личности в разных жизненных «ипостасях» проходит красной нитью во всех исследованиях ученого. В свою очередь процесс самореализации приводит к отражению своего истинного Высшего Я, в котором человек становится больше самого себя. Высшее Я - как гражданский и профессиональный творческий потенциал, может быть объективировано в субъективно значимых ситуациях, в «оболочках» близких людей, в исторических деятелях, в литературных героях, в Боге, с которым мы ведем «диалог». Причем, в повседневной жизни и профессиональной деятельности субъект очень редко полностью реализует потенциальные возможности и выходит за рамки усвоенного алгоритма. Только в отдельных случаях субъективных или объективных обстоятельств происходит переход с уровня тривиально - будничного «эго» на уровень высшего Я. [11, с. 14].
По мнению ученого: «….одержимость, вырастающая из отношения к главному делу своей жизни… помогает постоянно искать все новые ресурсы в себе и пытаться по – новому их использовать, чтобы решать все более трудные задачи… и одновременно достигать, таким образом, более высокой ступени в своем развитии» [3, с. 77].
Таким образом, развитие творческого Я побуждает к постоянному преобразованию субъективного опыта, поиску новых нестандартных решений в нестабильном социуме и очень неопределенном пространстве жизнедеятельности личности, выходя за рамки существующих ситуаций, которые прогнозируются и всегда решаются нестандартно с опорой на личностные ресурсы. Толерантность к неопределенности обеспечивает личности не только адаптацию к окружающей среде, но и позволяет иметь возможность заниматься индивидуальным творчеством. Само принятие связано с само пониманием, положительной самооценкой дает возможность личности более полно осуществлять свою жизнедеятельность. Повседневное самосознание с его наличными, ограниченными психологическими характеристиками) и Высшее Я, содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть творческое, опираясь на личностные ресурсы и потенции, обеспечивает личности путь развития в условиях пространственно-временных ограничений и определенной социокультурной среды.
Самопознание личности А.А. Бодалев [4] рассматривал не только как познание себя (развитие положительных личностных качеств), но и как ресурс, приносящий пользу для общества. Таким образом, автор подчеркивал, что процесс самопознания обусловлен, ключевой задачей – познанием не только себя, но и познанием другого человека. Большое значение в работах А.А. Бодалева, отводится изучению вопросам общения. Диалогическое общение в интерпретации ученого является подлинным межличностным общением – «для такого общения характерны безоценочное принятие друг друга, эмпатия и конгруэнтность» [5, с. 73]. Его специфика определена отношением партнеров друг к другу, характеризуется положительным эмоциональным тонусом взаимоотношений собеседников и предполагает потребность и возможность их взаимораскрытия. Изучение проблемы диалогического общения в контексте с «личностным» типом отношений характеризуется с позиции отношений равноправных субъектов как партнеров по общению; основывается на априорном, безусловном принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов» [6].
Таким образом, диалогическое общение в научных работах А.А. Бодалева направлено на взаимное уважение партнерами друг друга, доверие и открытость, на отношение к себе и собеседнику как к личности (уникальной, свободной, незавершенной).
Умение выстраивать доброжелательные межличностные контакты, устанавливая субъект - субъектные отношения, приводят к пониманию не только личностной значимости, но развитию способности поддержать чувство собственной значимости другого человека. Отношение к другому человеку, составляет основную часть повседневной человеческой жизни, поэтому процесс развития творческого Я личности и всех его структурных компонентов возможен только в общении с другими людьми. Придерживаясь данной позиции, мы наблюдаем, что в позитивном, доброжелательном взаимодействии появляются новые личностные смыслы и действия, приводящие всех участников данного процесса к творческому созиданию в форме диалога, когда по обе стороны находятся творцы и творимые.
В процессе развития творческого Я взаимодействие в форме диалога происходит созидание, в котором отсутствует рутинная работа как передача имеющегося опыта, знаний и умений. Участники такого общения обогащают не только коммуникативную компетентность, но и свой внутренний мир, осваивая различные модели эмоционального поведения.
Взаимодействие в форме диалога со «Значимым» другим сообразуется с его оценками на уровне механизмов осознанного самоконтроля и неосознанной идентификации и позволяет личности выстраивать свою жизнедеятельность с учетом позиции и ценностных смыслов другого человека, соотнося представление о существующей действительности с разных точек зрения.
В проведенных нами исследованиях было показано, что диалогическое общение обеспечивает личности чувство социального благополучия, эмоциональную насыщенность жизнедеятельности. Социальная смелость подкрепляется эмоциональной устойчивостью, в случае неудачи сохраняется чувство психической стабильности, умение находить эффективные и оперативные решения, используя коммуникативную компетентность: умение правильно говорить, внимательно слушать, убеждать в конфликтных ситуациях. Такое диалоговое взаимодействие выводит личность на более высокий уровень творческого Я и активизирует деятельность механизма идентификации [11].
Поведение и деятельность в процессе жизнедеятельности человека обусловлено целями и собственной мотивацией (умением актуализировать все свои способности и возможности). По мнению ученого, обилие мыслей, которые «после переплавки в собственном внутреннем мире всего отраженного извне, оказывается способным только ему присущим образом выражать свою единственную в своем роде сущность» [1]. Ответственность за развитие и реализацию творческого Я личность проявляет пониманием и принятием своей индивидуальности, подлинной свободой и независимостью от внешних обстоятельств, обеспечивающей полноценное существование наличием личностных ценностей и смыслов.
Глубокие суждения А.А. Бодалева [1] относительно роли так называемых стартовых условий личности, побуждающих ее к постоянному саморазвитию позволили интерпретировать развитие творческого я на различных этапах трудовой деятельности в зависимости от профессионального опыта и способности к саморазвитию определить уровень развития творческого Я.
Исследование о возрастных различиях в развитии творческого Я показали отрицательное влияние биологического возраста и прямую корреляцию с самосовершенствованием. возраст не ограничивает личностные ресурсы и творческие возможности, а изменяет содержательно структурные компоненты. Аналогичные заключения сделаны в исследованиях А.А. Бодалева и Л.А. Рудкевича, изучающих закономерности творческого достижения «акме»: «Высокая продуктивность творческой деятельности зависит от различных факторов, но биологическое старение не ограничивает творческие возможности» [7, с.246].
Таким образом научные положения А.А. Бодалева позволяют нам рассматривать творческое Я как высшее Я, где сосредоточены личностные ресурсы и возможности, запас жизненной энергии, спонтанная активность, «величие духа», уникальность, устремленность к совершенствованию, психический источник творческой энергии, «сотворение себя», воплощение непредсказуемой креативности, способность к бесконечной самоизменяемости, импульс к самоактуализации, источник творчества. Творческое Я выступает как психологический источник творческой энергии, объект самопознания, форма существования субъективности индивида, полимодальная структура, связующее звено личности, проявляется в деятельности и поведении. Значимую роль в развитии творческого Я играет психологический феномен, который образно назван «встреча с собой» – осознанные прорывы в повседневное сознание и мироощущение, дающие предвосхищение истинных возможностей, а иногда и предвидение общего направления будущего творчества. Внутренний мир личности определяет содержание творческого Я, помогая личности уйти от повседневных возможностей, стать на боли высокий уровень своего развития и жизнеосуществления. [11, с. 317].
В заключении мне хочется отметить, что я имела счастливый случай в жизни, когда Деркач А.А. на кафедре акмеологии в РАГСе, познакомил меня с А.А. Бодалевым. Мне заполнилась доброжелательная тихая беседа, его наставления, добрые глаза.
Рядом с рабочим столом стоял шкаф, с огромным количеством личных печатных трудов. Прошло много лет, и я понимаю настолько огромны и глубоки были мысли, изложенные в тех книгах, этим Замечательным Ученым.
Литература
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Акмеология – новая наука. Доступно:2005: http//hpsy/ru/public/x798/htlm.
- Бодалев А.А. Опыт психологической характеристики людей, достигших личностного акме. - Москва: Рос. психол. о-во.1997, с.33-40.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – Москва: Флинта: Наука, 1998.
- Бодалев А. А. Об объективных и субъективных факторах, обусловливающих достижение акме человеком. // Мир образования - образование в мире. - 2002. - N 4. - С. 17-23.
- Бодалев А.А. «смысл жизни и акме человека: соотношения «будничного» и «высшего» Я»). // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни: (Материалы I-II симп.). М.: Психологический ин-т РАО, 1997. - 232 с.
- Бодалев А.А. Некоторые типы личности наших современников // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2007: Материалы XII симпозиума. Доступно: www.smysl-simp12.narod.ru.
- Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становится великими и выдающимися. –М.: Институт психотерапии, 2003. – 287 с.
- Бодалев А.А. О событиях в жизни человека и человеке кaк событии. // Мир психологии. - 2000. № 4 С. 66-70.
- Бодалев, А. А. О роли социальной микросреды в достижении человеком вершины в своем развитии. // Актуальные вопросы развития личности. - Шадринск, 1995. - С. 81-91.
- Деркач А.А. Проблемы смысла жизни. // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни: (Материалы I-II симп.). М.: Психологический ин-т РАО, 1997. - 232 с.
- Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. Дисс. - М., 2008. – 337с.
Комментарии
Добавить комментарий