Разделы психологии:
Семенова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарскоий университет Министерства внутренних дел Российской федерации»; Краснодар, Россия.
Ключевые слова: субъектность, жизненная успешность, диспозиция личности.
THE PROBLEM OF CORRELATION OF SUBJECTNESS AND LIFE SUCCESSFULNESS OF THE PERSON
Semenova Natalya Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Federal State Government Educational Institution of Higher Professional Education «Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»; Krasnodar, Russia.
Key words: subjectness, life successfulness, personality disposition.
Понимая жизненную успешность как сложный регулятивный механизм, который разворачивается в рефлексивном соотнесении жизненных целей с результатами субъектной активности в пространстве ценностно-смыслового поля личности с учетом складывающихся социокультурных условий, нельзя не коснуться проблематики субъектности [5]. Становление субъектности, так же, как и оформление феномена жизненной успешности, происходило на протяжении культурно-исторических эпох [3]. Существующая взаимосвязь дает возможность предположить, что субъектность в той или иной степени определяет жизненную успешность. Именно выражение «в той или иной степени» является здесь заслуживающим внимания.
Уже со времен Античности в имплицитно заложенных моделях успешности и на протяжении последующих культурно-исторических эпох присутствуют различная степень проявления и качественные особенности субъектности: от пассивного созерцания, получения удовольствия, предопределенности до активного достижения благосостояния, нравственного выбора и служения обществу. В современном нестабильном мире постмодерна с его многосценарностью жизни субъектность и функционирование механизма жизненной успешности не всегда могут быть адекватно и гармонично соотнесены. Порой наиболее пассивный сценарий с точки зрения субъектности оказывается наиболее успешным в складывающейся ситуации, и наоборот, излишняя активность и стремление преобразовать ситуацию дает неуспешный результат как с точки зрения личности, так и с точки зрения общества. Здесь может существовать множество вариаций соотнесения успешности и субъектности, но все они будут располагаться в осях жизненной успешности-неуспешности, субъектности-объектности, оформляясь как определенные диспозиции и выражаясь в стратегиях и сценариях жизни личности.
Так всегда ли субъектная позиция личности связана с особенностями функционирования механизма жизненной успешности, социальным и индивидуальным успехом? Всегда ли личность с высоким уровнем успешности имеет сформированную субъектность? Для более или менее внятных ответов на поставленные вопросы обратимся к пониманию субъектности.
К.А. Абульханова, считает, что «субъект по определению является существом духовным, стремящимся к самосовершенствованию, достижению определенных идеалов. Однако субъект не потому субъект, что он уже есть совершенство, а потому, что он через разрешение противоречий постоянно стремится к совершенству» [1]. Субъектность является онтологическим свойством самой человеческой сущности, предполагает отнесенность, принадлежность субъекту [3]. Согласно представлениям В.А. Петровского, феномен субъектности проявляется в рассмотрении человеком самого себя в качестве причины «своего бытия в мире», и это «обнаруживается в актах свободного выхода за границы предустановленного», то есть в действиях, которые не были предопределены заранее [8]. Субъектность, как интегральное свойство личности, в противопоставление объектности, проявляется в способности к самодетерминации личностного развития, самоуправлении собственными ресурсами, в авторстве собственной жизни, способности влиять на окружающий мир, совершении выбора, самостоятельности, возможности изменяться и изменять свою жизнь, идти на риск. Субъектность как способность быть субъектом представляет собой не только данность определенных субъектных качеств, но и определенную процессуальность от реактивности до максимальной активности во взаимодействиях с окружающей средой [7].
По мнению М.А. Щукиной, субъектность и объектность всегда сосуществуют в личности и проявляются в зависимости от складывающейся ситуации в сложной системе взаимодействия человека с миром [9]. В этой взаимосвязи полюсов субъектности и объектности Понимание успешности ярко проявляет свою относительность, как в плане активности ее достижения, осознания личностью, так и оценки со стороны социума, как дихотомия объективного и субъективного [10], инициация и псевдоинициация [6]. Объектность, в данном случае, выражается в пассивности жизненной позиции и слабой выраженности субъектности как сущностной характеристики и интегрального свойства личности. Характеристики успешная и неуспешная предполагают комплексную оценку жизненной успешности личности со стороны общества и со стороны самой личности, а также выраженность специфических механизмов, свойств и состояний, характеризующих феномен жизненной успешности. Квадранты в заданных осях предполагают соответствующие типы личности в зависимости от проявления субъектности и успешности.
Первый тип личности с диспозицией «неуспешной объектности» характеризуется крайне пассивной позицией по отношению к жизни, человек не осознает, либо утратил осознание собственной значимости и значимости своей деятельности для общества, не владеет ситуацией. Плохо иерархизированные и размытые ценностно-смысловые образования не дают возможности выстроить приоритеты и активно их достигать. По сути, такую диспозицию личности можно назвать рабской, удачно также здесь может подойти высказывание Д.А. Леонтьева «жизнь меня живет». Человек, в данном случае, пассивно открыт воздействию социума, конформен, социально не адаптирован, не соответствует, как правило, ни одной из тенденций жизненной успешности современного общества. В качестве примера можно привести деградированную личность с химической зависимостью, человека со сломленной волей, либо крайне инфантильного, незрелого человека.
Второй тип личности с диспозицией «успешной объектности», хотя и обладает пассивной жизненной позицией, но обстоятельства для него складываются так, что он соответствует ведущим сценариям жизненной успешности современности. Ему, в данном случае, не приходится совершать осознанного выбора, ситуация просто дана. В качестве примера здесь можно привести отпрыска состоятельных и состоявшихся родителей, за которого уже все решено, жизнь определена. Сюда могут быть отнесены личности, которые пассивно «совпали» с каким-либо сценарием жизненной успешности, являющимся наиболее популярным в современном обществе, либо в конкретной социальной группе. Зачастую, в данной ситуации, если у человека обнаруживается какая-либо степень субъектности, он совершает попытки исправить ситуацию, осознать ее, начать управлять и контролировать. Приведенный пример не является единственным в этом случае.
Третий тип личности с диспозицией «неуспешной субъектности» - довольно частое явление в обществе и безусловно очень важное. Данная диспозиция в наиболее сильном ее варианте проявляется в ярко выраженной субъектности, активности личности, но эта активность, как правило, не соответствует ни внешним эталонам, ни субъективным представлениям об успехе у данной личности. В зависимости от масштаба личности, это может выражаться в девиантном поведении, в различных его видах от явной одаренности до тяжелых преступлений. Так, у гениальных людей идеи зачастую не принимаются обществом, да и самой личностью воспринимаются как нечто требующее постоянного самоущемления, борьбы. Приводя крайние проявления данной диспозиции, не стоит забывать об обыденной жизни людей. В социуме есть большое количество людей с неосуществленными планами, не имеющими сформированных механизмов жизненной успешности, не соответствующими сценариям жизненной успешности, но при этом, обладающими субъектными личностными качествами, (например, ответственность, активность, самосознание и т.п.). Отметим, что диспозиция неуспешной субъектности дает шанс личности, как сформировать диспозицию успешной субъектности, благодаря работе над собой, осмыслению своей жизни, построению жизненного пути, так и ослабить диспозицию до неуспешной объектности.
Четвертый тип личности с диспозицией «успешной субъектности» с точки зрения жизненной успешности наиболее эффективный, так как субъективная оценка личности и общества жизненной успешности как правило совпадают. У личностей со сформированной диспозицией успешной субъектности выражены именно те субъектные качества, которые позволяют сформироваться и эффективно функционировать механизмам жизненной успешности. Они выбирают наиболее адаптированные в обществе сценарии жизненной успешности. Причем сценарии эти могут быть как духовно наполненные, имеющие мощное экзистенциальное основание, так и очень мобильные, подстраивающиеся под конкретную ситуацию, социальную группу, модное веяние. В зависимости от степени устойчивости, осмысленности сценария жизненной успешности у личности возникают возможности либо укрепить диспозицию субъектной успешности, либо сдвинуться по осям успешности и субъектности в сторону отрицательных значений. В качестве примера здесь можно привести, как выдающихся личностей, признанных обществом при жизни и внесшим существенный вклад в развитие культуры, так и обычного человека, который нашел свое место в жизни, реализовался в профессии, которого уважает общество и социальные группы, к которым он принадлежит.
В данную систему координат следовало бы добавить еще измерение индивидуальной и социальной оценки каждой диспозиции, формирующей переходные типы личности, потому что, например, личность, оцениваемая социумом как неуспешная и пассивная, может иметь отличающееся собственное мнение по этому поводу.
Вышеописанные крайние диспозиции субъектности и жизненной успешности в чистом виде в реальной жизни присутствуют намного реже, чем диспозиции, располагающиеся на различных точках в системе координат. И, хотя диспозиция – это достаточно устойчивое образование личности, оно все-таки имеет возможность динамики. Причинами динамики могут быть как внешние обстоятельства, так и внутренние изменения личности, которые приводят к изменению субъектности и жизненной успешности личности.
Успешность и неуспешность проявляемой субъектности будет зависеть от того, какие именно качества и выраженность тех или иных критериев субъектности присутствует. К наиболее важным критериям субъектности исследователи относят: наличие в жизни человека противоречий и умение их преодолевать; умение использовать свои психические, личностные, профессиональные, жизненные возможности в качестве средств для осуществления своей жизни; рефлексивность; реальность самореализации в жизни общества; способность свободно и осознанно принимать решения на основании нравственных убеждений и нести за них ответственность, развитость навыков самопознания, самопонимания, способность соотноситься с бытием; способность к саморазвитию человека, к влиянию на собственную деятельность и жизнь в целом [2].
Литература
- Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъект // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. C. 56–74.
- Визгина А.В. Внутренний диалог в экзистенциальном анализе и проблема субъектности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 2216 с., С. 267-274.
- Гусельцева М.С. Субъект как проблема современной психологии // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 2216 с., С.119-127
- Гусельцева М.С. Проблема субъекта с позиции культурно-аналитического подхода // Психологический журнал. Институт психологии РАН. — 2020. — Т. 41, № 2. — С. 128–138.
- Деева Н.А. Методика «Жизненная успешность»: структура и валидизация. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022, 19 (3), 494-520. https://doi 10.17323/1813-8918-2022-3-494-520.
- Мулляр Л.А. Социально-философские смыслы образа-концепта «успех». Автореф. дис ... докт. филос. наук. Нальчик, 2012. URL: http://disus.ru/r-filosofiya/392910-1-socialno-filosofskie-smisli-obraza... (дата обращения 08.05.2020).
- Панов В.И. Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 2216 с., С. 349 - 357.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль. 2000
- Щукина А.М. Психология саморазвития личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015, 520с
- Якутина О.И. Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие. Дис. … докт. филос. наук. Краснодар, 2011. 383с.
Комментарии
Добавить комментарий