Институт психологии РАН
Институт психологии Российской академии наук - учреждение, входящее в состав секции философии, психологии, социологии и права при отделении общественных наук РАН. Основан в 1971 году. Практическая работа по развертыванию института началась весной-летом 1972 года: создавались научные подразделения нового института, набирались научные сотрудники.
Член-корреспондент АН СССР, доктор психологических наук, профессор Борис Федорович Ломов руководил институтом с 1971 по 1989г. С 1989 по 2002г. директором института был Андрей Владимирович Брушлинский - ученик С.Л. Рубинштейна, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН. С 2002г. институт возглавляет член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор Анатолий Лактионович Журавлев.
Результаты: 24 (страница 1, всего 1 стр.)
1 | Вариабельность сердечного ритма при решении лингвистических задач, актуализирующих индивидуальный опыт разного возраста | Бахчина А.В., Парина И.С. |
Вариабельность сердечного ритма (ВСР), как изменчивость последовательных интервалов между соседними сокращениями сердца, отражает характер кортико-висцеральных соотношений, выстраиваемых для эффективной организации поведения на уровне целого организма (Laborde et al., 2017).
|
2 | Возрастные и половые особенности модели психического и эмоционального интеллекта взрослых | Колесникова Н.И., Сергиенко Е.А. |
Школа Теплова–Небылицина направлена на поиск основ и механизмов индивидуальности человека. Данный поиск ведется в традициях нео-Павловского подхода, где конституциональные особенности складываются в паттерны индивидуальных предикторов поведения человека.
|
3 | Восприятие эмоциональных лиц: антисакадная задача | Кожухова Ю.А. |
Во многих работах исследуется, как люди с различными психическими расстройствами перерабатывают эмоционально окрашенную информацию. Например, депрессия и шизофрения связаны с ухудшением переработки положительно окрашенной информации (Berenbaum & Oltmanns, 1992; Blanchard, Mueser,& Bellack, 1998; Rottenberg, 2005).
|
4 | Диады «Субъект–Субъект» как социально-психологические единицы: ресурсный подход | Толочек В.А. |
Обсуждается проблема стилей делового общения (СДО) как модель изучения проблемы стилей в психологии. Анализируются исторически сложившиеся подходы, парадоксы исследования, возможности СДО как модели в изучении структур и эволюции психологических систем, их включенности в системы разного уровня; в качестве единицы анализа рассматривается диада «субъект–субъект».
|
5 | Зависимость электрофизиологических признаков музыкально-исполнительских способностей от возраста, пола и нейрогуморального статуса | Базанова О.М., Кабардов М.К., Кондратенко А.В., Лебедев А.Н. |
В спортивной и музыкальной педагогике поиск психофизиологических признаков мастерства актуален не только с точки зрения прогнозирования вероятности достижения успехов, но также и для разработки стратегий развития и коррекции процессов обучения.
|
6 | Задатки – способности – ресурсы: онтогенез и социальная успешность человека | Толочек В.А. |
Рассматриваются связи задатков, способностей, ресурсов как проявлений единого феномена на разных стадиях онтогенеза.
|
7 | Индивидуально-психологические различия и эмоциональная регуляция профессиональной деятельности | Борисенко Н.А., Доценко О.Н. |
Проблема изучения индивидуальных различий (Теплов, 1957; Небылицын, 1966; Гуревич, 1970; Русалов, 1985; и др.) продолжает оставаться актуальной в психологии труда и инженерной психологии. Б.М. Теплов придавал существенное объяснительное значение типам нервной системы, исходя из того, что они относятся к внутренним условиям формирования индивидуально-психологических свойств.
|
8 | К проблеме изучения категориальности восприятия эмоциональных экспрессий | Жегалло А.В. |
При изучении категориальности восприятия исследователями используются различные экспериментальные парадигмы. С. Харнад (Harnad, 1987) практически отождествляет категориальность восприятия и эффект категориальности восприятия, заключающийся в повышении эффективности различения стимулов...
|
9 | Концептуальные способности как основа интеллектуальной одаренности | Холодная М.А. |
При изучении интеллектуальной одаренности мы сталкиваемся с некоторым ключевым противоречием: не всякий интеллектуально одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого человека и, в свою очередь, не всякий интеллектуально одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком.
|
10 | О рефлексивных способностях человека | Ожиганова Г.В. |
В современном мире проблема рефлексивных способностей приобретает особую актуальность в связи с необычайным расширением информационного пространства, вариативностью и динамикой общественных процессов, стремительным ростом новейших технологий во всех сферах жизни, что ведет к повышению требований к способностям человека.
|
11 | Особенности индивидуальных ментальных ресурсов у юношей и девушек | Дудникова Т.А. |
В данной статье описаны особенности индивидуальных ментальных ресурсов у юношей и девушек в возрасте от 17 до 34 лет.
|
12 | Особенности когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности в академической успеваемости младших школьников | Будрина Е.Г., Кузнецова М.А. |
В когнитивной психологии в последние годы активно исследуется такое перспективное направление как когнитивные стили. Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.
|
13 | Понятия способностей и одаренности в концепции Б.М. Теплова | Сабадош П.А. |
Борис Михайлович Теплов считал, что общей теории одаренности пока не создано и до этого еще далеко. Для того чтобы к такой теории приступить, ему необходимо было сначала определить основные понятия своей концепции. Так появляется хрестоматийное тепловское определение способностей, признаваемое большинством отечественных специалистов.
|
14 | Представления о любви в юношеском возрасте: гендерный аспект | Джидарьян И.А., Маслова О.В. |
Целью проведенного под нашим руководством исследования было сравнение представлений о любви у современных юношей и девушек. Для выявления существующих между ними различий в исследовании использовались две основные методики: направленный ассоциативный эксперимент к стимулу «любовь» и специально разработанный нами опросник «Классические представления о любви: принятие – дистанцирование».
|
15 | Психофизиологические закономерности решения моральных дилемм «свой–чужой» у детей 4–11 лет и взрослых | Видинеева М.А., Созинова И.М. |
В любом обществе большую проблему представляют конфликтные межгрупповые отношения, которые играют значительную роль в проявлениях национализма, расизма, этноцентризма и пр. В основе межгрупповых отношений лежит разделение окружающих на «своих» и «чужих».
|
16 | Распознавание базовых эмоций детьми дошкольного возраста | Бутолина Е.А., Лебедева Е.И. |
Распознавание эмоций рассматривается как необходимая способность для понимания ментального мира других людей, поскольку в ситуации взаимодействия мы имеем дело с субъектом переживания и оцениванием его состояния по внешним проявлениям, которыми могут являться улыбка, нахмуренные брови и другие признаки.
|
17 | Распределение непроизвольного внимания при рассматривании эмоциональных фотоизображений | Васанов А.Ю., Марченко О.П. |
C точки зрения психологии эмоций, основная функция внимания состоит в игнорировании иррелевантных стимулов и в отборе релевантных стимулов в окружающей обстановке для последующего их изучения.
|
18 | Роль речи в психологическом здоровье детей дошкольного возраста | Виленская Г.А., Лебедева Е.И. |
Истоки проблематики психологического здоровья можно найти в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Рождерс, Г. Олпорт). Именно в рамках этой парадигмы были созданы психологические модели здоровой личности, существенно обогатившие представление о психологической норме.
|
19 | Слово как фактор регуляции и концептуализации жизнедеятельности | Волкова Е.В. |
В статье обсуждается современное состояние исследований по проблеме продуктивности жизнедеятельности. На основе анализа мультипликативной природы концепта и серий эмпирических исследований показывается, что изучение взаимосвязи между особенностями организации концептов и индивидуальными ментальными ресурсам может внести серьезный вклад в Понимание механизмов концептуализации и регуляции продуктивной жизнедеятельности.
|
20 | Современный взгляд на природу способностей | Волкова Е.В. |
Одним из значимых достижений общей теории способностей является определение Б.М. Тепловым понятия «способности». Это определение задает в концептуальном и методологическом плане те оси координат, которыми руководствуются исследователи разных видов специальных способностей/
|
21 | Способности, ресурсы, успешность: эффекты взаимодействия субъектов | Толочек В.А. |
Феномен способностей имеет длинную и продуктивную историю изучения как в зарубежной психологии – Г. Айзенком, А. Бине, Дж. Гилфордом, Д. Векслером, Ж. Пиаже, Ч. Спирменом, Л. Терстоуном, В. Штерном и др., так и в отечественной – Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгером, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружининым, Е.П. Ильиным, В.А. Крутецким, Б.М. Тепловым, М.А. Холодной, Д.В. Ушаковым, В.Д. Шадриковым и др.
|
22 | Телесная индивидуальность, модели гендерной идентичности и совладающее поведение у женщин | Ребеко Т.А. |
Телесный опыт является базовым при формировании структур сознания и индивидуальности. «Все, в общем, согласны с тем, что основа Собственного Я и отличие Собственного Я (самого себя) от объекта формируется путем интеграции телесного опыта с мысленным представлением (образом)» (Д. Пайнз). |
23 | Тепловские психотехнологии типологического познания и современное человекознание | Базылевич Т.Ф., Пономарев В.П., Рюмин А.В. |
Школа Б.М. Теплова создала уникальные стратегии изучения типологических особенностей человека. Эти наукоемкие технологии не являются такими уж простыми (как распространенные сегодня тесты, опросники, анкеты).
|
24 | Толерантность как предмет типологического анализа | Базылевич Т.Ф., Дубинин А.С. |
Школа Б.М. Теплова создала уникальные стратегии изучения типологических особенностей человека. Эти наукоемкие технологии не являются такими уж простыми (как распространенные сегодня тесты, опросники, анкеты).
|