О.М. Базанова Учреждение РАМН «Институт молекулярной биологии и биофизики СО РАМН», г. Новосибирск,
А.В. Кондратенко Македонская академия музыки, г. Скопье (Македонская республика),
М.К. Кабардов Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва,
А.Н. Лебедев Институт психологии РАН, г. Москва
В спортивной и музыкальной педагогике поиск психофизиологических признаков мастерства актуален не только с точки зрения прогнозирования вероятности достижения успехов, но также и для разработки стратегий развития и коррекции процессов обучения. Очевидно, что для прогнозирования способности в такой сложнейшей психофизиологической деятельности, как музыкальное исполнительство, нужна комплексная диагностика, включающая как количественные – физиологические, так и качественные – педагогические и психологические тесты (Голубева, 1993; Дружинин, 1999). Цель настоящей работы – изучение электрофизиологических (ЭМГ и ЭЭГ) признаков, которые могут быть использованы в предсказании музыкально-исполнительских способностей.
Социометрические оценки, включающие трудовой и семейный анамнез, условия общего и музыкального образования и воспитания, особенности формирования музыкальных способностей, производили с помощью разработанной автором специальной анкеты в соответствии с рекомендациями социо-психометрического тестирования музыкантов-исполнителей (Netemeyer et al., 2003).
На основании ответов на вопросы, определяющие музыкальную специальность, уровень музыкального образования и успешность концертных выступлений, испытуемые подразделялись на две основные группы: 1) «немузыканты» – лица, не имеющие опыта музыкальной исполнительской практики (378 человек); 2) «музыканты» – лица, получившие или получающие среднее и высшее музыкальное образование (211 человек). Внутри второй группы выделялось несколько подгрупп в зависимости от исполнительской специальности, а также три основные подгруппы: музыканты исполнительских специальностей (122 человека), высокопрофессиональные музыканты исполнительских специальностей, достигшие признанного успеха – лауреаты международных конкурсов, солисты и концертмейстеры филармонических оркестров (17 человек), музыканты теоретических специальностей (53 человека).
Все обследуемые школьники и студенты получали экспертные оценки по специальной шкале размерностью 60–100–130 баллов, согласно которой оценка 100 баллов приравнивалась к среднему уровню музыкальных способностей по соответствующим видам музыкальной деятельности. Формализованную оценку давали эксперты из числа профессоров-преподавателей консерваторий (3–5 человек) в процессе обычных прослушиваний. Эксперты не знали, является ли данный студент испытуемым и/или в каком эксперименте, на каком этапе он/ она участвует. Категоризация оценок музыкальной деятельности соответствовала общепринятой на международных конкурсах и аттестационных прослушиваниях музыкантов-исполнителей (Kraus, 1983). В число оцениваемых видов музыкальных способностей входили: «техника», «артикуляция», «интонация», «чувство ритма», «музыкальность», «качество звука» и «креативность»
Тонус мышц, не должных участвовать в исполнительском движении, и отражающих степень психо-эмоционального напряжения, оценивали с помощью регистрации поверхностной электромиограммы (ЭМГ) мышц лба. Деятельность мозга оценивали с помощью регистрации ЭЭГ у 589 испытуемых (378 музыкантов и 211 немузыкантов) от 15 до 55 лет в 8 монополярных отведениях (F3, F4, C3, C4, P1, P2, O1 O2) сначала в состоянии покоя с закрытыми (180 с) и открытыми (30 с) глазами, затем при проведении моторной пробы – выполнении движения пальцами, имитирующего пианистическое, также при закрытых и открытых глазах. ЭЭГ-предикторы музыкально-исполнительских способностей определялись с помощью множественного регрессионного анализа с пошаговым включением показателей только в состоянии покоя с закрытыми глазами. ЭЭГ–ЭМГ признаки неспецифической и специальной музыкально-исполнительской активации определялись при сравнении результатов в покое и при выполнении моторной пробы. Исследования проводились в Центре диагностики и развития способностей ребенка Магнитогорской государственной консерватории, Новосибирской государственной консерватории и Лаборатории компьютерных систем биоуправления Института молекулярной биологии и биофизики СО РАМН. Программы исследования были утверждены этическими комитетами при ученых советах Магнитогорской и Новосибирской государственных консерваторий, а также Института молекулярной биологии и биофизики СО РАМН.
Было обнаружено, что наиболее информативными ЭЭГ признаками техники, артикуляции, ритмичности, качества звука, интонации и музыкальности исполнения являются частота пересечения средней линии ЭЭГ во фронтоцентральных областях и амплитуда осцилляций в диапазоне 10–13 Гц в области Р4. В ЭЭГ-предиктор креативности вошла мощность ЭЭГ ритма в диапазоне 10–15 Гц в точке С4. Одновременное снижение тонического напряжения мышц лба с повышением мощности ЭЭГ в индивидуальном альфа-диапазоне в ответ на моторную пробу является наиболее надежным критерием оптимальности музыкально-исполнительского движения и коррелирует с оценками техники исполнения. Предсказанные по ЭЭГ оценки техники, артикуляции, ритмичности, качества звука, интонации и музыкальности были значимо выше у музыкантов, чем у немузыкантов и зависели от опыта музыкально-исполнительской деятельности. Эти же оценки оказались выше в женских, чем в мужских группах немузыкантов, в то время как у музыкантов не отмечалось такой половой дифференциации. Уровень ЭЭГ-предикторов оригинальности исполнения музыки не отличался в разных возрастных, гендерных и профессиональных группах.
Результаты настоящего исследования предполагают возможность использования выявленных ЭЭГ-предикторов в прогнозировании музыкальноисполнительских способностей в психолого-педагогической практике, а также их в коррекции и развитии с помощью технологий нейробиоуправления.
Комментарии
Добавить комментарий