Е.А. Бутолина (Москва) - студент (4 курс) ГАУГН,
Е.И. Лебедева (Москва) - к. психол. н., старший научный сотрудник ИП РАН
Работа выполнена по Госзаданию ФАНО № 0159-2016-0004.
Распознавание эмоций рассматривается как необходимая способность для понимания ментального мира других людей, поскольку в ситуации взаимодействия мы имеем дело с субъектом переживания и оцениванием его состояния по внешним проявлениям, которыми могут являться улыбка, нахмуренные брови и другие признаки. Понимание эмоций у детей развивается достаточно рано, даже младенцы способны к простой дифференциации эмоциональных состояний (Meltzoff, Moore, 1983). В дальнейшем, в процессе развития, происходит повышение уровня детской осведомленности о своих и чужих эмоциях и к концу дошкольного возраста дети переходят от простой констатации того или иного эмоционального состояния к развернутой интерпретации чувств, к пониманию ситуативных и ментальных причин эмоций и точному описанию мимических проявлений базовых эмоций (Harris et al., 1989; BaronCohen, 1991).
Цель нашего исследования состояла в изучении возрастной динамики распознавания детьми дошкольного возраста базовых эмоций, а также, на основе полученных данных, выявить различия распознавания базовых эмоций детьми у людей разных возрастов.
Мы предполагали, что дети дошкольного возраста лучше будут распознавать базовые эмоции по фотографиям лиц своих сверстников, чем подростков и взрослых.
В исследовании приняли участие 15 детей трехлетнего (от 3 лет 1 мес. до 3 лет 9 мес.; Ме=3 г. 5 мес., 9 мальчиков) и 15 детей пятилетнего возраста (от 5 лет 0 мес. до 5 лет 11 мес.; Ме=6 лет 5 мес., 5 мальчиков).
Для оценки распознавания эмоций по лицевой экспрессии на фотографиях детям предъявлялись 32 фотографии лиц людей обоего пола разного возраста (дошкольники, подростки, люди зрелого и пожилого возраста) выражающие 4 базовых эмоции – радость, печаль, страх и гнев. Всего было 8 серий – в каждой серии предъявлялись фотографии лица только одного человека.
Ребенку предлагалась следующая инструкция: «Перед тобой четыре фотографии девочки/мальчика/девушки/юноши/женщины/ мужчины/ бабушки/дедушки. Это один и тот же человек, только он сфотографирован в разное время. Покажи, на какой фотографии он/ она радостный, грустный, испуганный, сердитый?». Мы употребляли название эмоций в самом тексте инструкции для уменьшения влияния прагматического фактора. Данное условие снимает этот фактор, поскольку детям изначально говорится название эмоции, что облегчает им их распознавание.
При анализе результатов распознавания эмоций по фотографиям лиц детей дошкольного возраста были обнаружены возрастные различия в распознавании страха: трехлетние дети значимо хуже распознавали страх, чем пятилетние (φ=1,972, р≤0,05). Однако в распознавании эмоции радости, между трех и пятилетними детьми значимых различий не было обнаружено (φ=1,586, р≤ 0,05). Также и в распознавании эмоций печаль и гнев, значимых различий не обнаружено. При анализе различий в распознавании разных эмоций детьми одного возраста оказалось, что страх распознается детьми трех лет значимо хуже, чем радость (φ=2,437, р≤0,01). Значимых различий в распознавании отрицательных эмоций не было обнаружено. Пятилетними детьми все базовые эмоции на фотографиях лиц сверстников распознавались одинаково хорошо (80–100%).
Анализ результатов распознавания эмоций по лицевой экспрессии на фотографиях лиц подростков и людей зрелого возраста показал, что радость распознается трехлетними детьми значимо лучше, чем отрицательные эмоции (φ=2,314, р≤0,01 – печаль и гнев у подростков; φ=1,942, р≤0,05 – страх у подростков; φ=3,19, р≤0,01 – страх и гнев у взрослых и φ=3,585, р≤0,01 – печаль у взрослых). В распознавании эмоций подростков пятилетними детьми не было обнаружено значимых различий – большинство детей правило распознавали все базовые эмоции. Что же касается распознаваний базовых эмоций у взрослых людей – то хуже всего пятилетние дети распознавали печаль, по сравнению с радостью (φ=1,936, р≤0,05).
Также была обнаружена возрастная динамика в распознавании эмоций подростков и людей зрелого возраста на фотографиях – трехлетние дети значимо хуже распознавали страх (φ=2,437, р≤0,01 – подростки; φ=2,262, р≤0,05 – взрослые), печаль (φ=2,81, р≤0,01 и φ=2,259, р≤0,05) и гнев (φ=2,81, р≤0,01 и φ=2,695, р≤0,01), чем пятилетние дети.
Распознавание детьми трехлетнего возраста отрицательных эмоций лиц пожилого возраста на фотографиях достоверно отличалось от распознавания радости: большинство детей хуже распознавали печаль (φ=2,437, р≤0,01) и гнев (φ=2,81, р≤0,01), но не страх φ=1,325, р≤0,05).
Анализ различий распознания базовых эмоций детьми дошкольного возраста в зависимости от возраста модели на фото показал, что независимо от возраста, эмоцию радости одинаково хорошо распознают и трехлетние и пятилетние дети.
Трехлетние дети лучше всего эмоцию печали распознали на фотографиях лиц сверстников (73,3%), хуже всего – лиц зрелого возраста (26,6%) (φ=2,656, р≤0,05). Также печаль трехлетние дети распознавали у подростков и пожилых лиц хуже, чем на фотографиях лиц сверстников (φ=1,881, р≤0,05). В отличие от них, у детей пятилетнего возраста значимых различий в распознавании печали в зависимости от возраста модели обнаружено не было.
Анализ различий в распознавании страха в зависимости от возраста модели на фотографии показал, что дети трехлетнего возраста достоверно хуже распознавали страх на фотографиях лиц зрелого возраста, чем пожилого (66% и 33% соответственно; φ=1,865, р≤0,05). При распознавании эмоции страха пятилетними детьми у лиц разных возрастов не было выявлено значимых различий.
Эмоцию гнева трехлетние дети лучше всего распознали у сверстников (73,3%), хуже всего – на фотографиях лиц зрелого возраста (33,3%; φ=2,262, р≤ 0,05). Также были обнаружены значимые различия между распознаванием гнева на фотографиях лиц подросткового и пожилого возраста по сравнению с фотографиями сверстников (φ=1,881, р≤0,05). Пятилетние дети лучше всего распознали эмоцию гнева у сверстников и подростков (100–86,6%), в отличие от лиц пожилого возраста (60 %; φ=3,292, р≤0,05).
Таким образом, были обнаружены возрастные различия в распознавании детьми 3 и 5 лет отрицательных эмоций на фотографиях лиц разного возраста. Дети трех лет испытывали затруднения при распознавании всех базовых отрицательных эмоций, но лучше всего распознавали печаль, гнев и страх на фотографии лиц сверстников и лиц пожилого возраста, в то время, как пятилетние дети хорошо распознавали радость, печаль и страх, вне зависимости от возраста модели на фотографии и испытывали затруднения только при распознавании гнева у лиц пожилого возраста.
Наша гипотеза о более легком распознавании детьми дошкольного возраста эмоций сверстников подтвердилась частично: действительно трехлетние дети легче распознавали эмоции у своих сверстников и лиц пожилого возраста, в то время как пятилетние дети – у сверстников и подростков.
Наши данные согласуются с нашими предыдущими исследованиями распознавания детьми эмоций по лицевой экспрессии. В исследовании О.А. Прусаковой была продемонстрирована возрастная динамика понимания детьми дошкольного возраста базовых эмоций на фотографиях: в три года дети хорошо распознавали только эмоцию радости, в то время как к пяти годам дети распознавали все базовые эмоции, и только треть детей испытывала трудности в распознавании гнева (Сергиенко и др., 2009). Также в предыдущем сравнительном исследовании распознавания эмоций детьми дошкольного возраста с типичным развитием и детьми с расстройствами аутистического спектра были обнаружены значимые различия в распознавании детьми трех и пяти лет с типичным развитием лицевой экспрессии эмоций гнева и печали на фотографиях (Сергиенко, Лебедева, 2003).
В дальнейшем мы планируем увеличить количество участников исследования и сравнить распознавание детьми дошкольного возраста базовых эмоций лиц разного возраста на фотографиях и графических изображениях, а также сравнить распознавание базовых эмоций и Понимание причин эмоций и Понимание неверных мнений детьми дошкольного возраста.
Литература
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 54–66.
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
- Baron-Cohen S. Do people with autism understand what causes emotion? // Child development. 1991. V. 62. № 2. P. 385–395.
- Harris P.L., Johnson C.N., Hutton D., Andrews G., Cooke T. Young children’s theory of mind and emotion // Cognition and Emotion. 1989. V. 3. № 4. P. 379–400.
- Meltzoff A.N., Moore M.K. Newborn infants imitate adult facial gestures // Child development. 1983. V. 54. № 6 P. 701–709.
Комментарии
Добавить комментарий