Родители и дети: основные жизненные ценности

Алексеева, О.С. Родители и дети: основные жизненные ценности [Текст] / О.С. Алексеева, О.В. Паршикова, И.Е. Ржанова, Ю.Д. Черткова // Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XXI симпозиума, 13-14 апреля 2016 года. – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2016. – С. 184-187. – 0,25 п.л.

Алексеева Ольга Сергеевна, научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва
Паршикова Оксана Викторовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Московский университет имени М.В.Ломоносова, Москва
Ржанова Ирина Евгеньевна, научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва
Черткова Юлия Давидовна, кандидат психологических наук, доцент, Московский университет имени М.В.Ломоносова, Москва

Аннотация. В статье сопоставляются жизненные ценности родителей (средний возраст – 49,3 года) и детей (средний возраст – 23,4 года). Показано сходство родителей и детей по наиболее и наименее важным жизненным ценностям.
Ключевые слова: поколение, взрослые, родители, дети, ценности

VALUES OF PARENTS AND OFFSPRING

Alekseeva Olga S. Research Associate, Psychological Institute, Russian Academy of Education, Moscow
Parshikova Oxana V. Senior lecturer, Lomonosov Moscow State University, Moscow
Rzhanova Irina E. Research Associate, Psychological Institute, Russian Academy of Education, Moscow
Chertkova Yulia D. Ph.D., Associate Professor, Lomonosov Moscow State University, Moscow

Abstract. The values of parents (mean age – 49.3 years) and offspring (mean age – 23.4 years) are compared. The most and the least important values are similar for parents and offspring.
Keywords: generation, adults, parents, offspring, values

Данная работа является частью семейного исследования, проведенного сотрудниками кафедры психогенетики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института Российской академии образования. В исследовании участвуют родители и их взрослые дети из полных и неполных семей. Респонденты оценивают себя по максимально обобщённым и частным характеристикам личностной и мотивационно- ценностной сферы. В качестве показателей личностной сферы выступают факторы Большой пятёрки, показатели Тёмной триады, уровень субъективного контроля, поиск ощущений, толерантность к неопределённости. Для оценки мотивационно-ценностной сферы используются портретный опросник Ш.Шварца; описание при помощи трёх слов своего поколения, поколения своих родителей и поколения детей; выбор наиболее важных характеристик из предложенных. Использование методически разных способов оценки позволяет наиболее полно оценить мотивационно-ценностную сферу личности.

В данной работе мы представляем результаты по методике выбора наиболее важных характеристик – жизненных ценностей. Респондентам предлагался список из 16 характеристик, которые могут рассматриваться как определённые жизненные цели и планы, то, чего хотелось бы достичь. С этой точки зрения такие характеристики можно оценивать как показатели успешности в жизни. Предложенные характеристики связаны с различными сферами жизни: семья и близкие люди, образование и карьера, работа и отдых, самосовершенствование и признание общества. Характеристики отбирались таким образом, чтобы они были значимы для людей разного пола и возраста.

Респондентам предлагалось выбрать из перечисленных 16 характеристик семь, которые они считали наиболее важными. Затем из выбранных семи характеристик отобрать три особенно важных.

Список характеристик:

  1. Хорошее образование
  2. Интересная работа
  3. Высокие доходы
  4. Счастливый брак
  5. Верные друзья
  6. Разнообразие впечатлений (путешествия, развлечения, широкий круг знакомств)
  7. Известность
  8. Внешняя привлекательность
  9. Власть
  10. Душевный покой
  11. Свобода, независимость
  12. Возможность реализовать свои способности
  13. Авторитет, уважение других людей
  14. Возможность быть самим собой
  15. Найти дело своей жизни
  16. Популярность среди сверстников

В рассматриваемую нами выборку вошли представители двух поколений. Старшее поколение – родители – 175 женщин и мужчин, имеющих детей старше 17 лет, и младшее поколение – их дети – 119 человек. 65% выборки родителей составляют женщины, 35% - мужчины. возраст родителей варьирует от 35 до 70 лет (среднее 49,3, стандартное отклонение 5,9). Статистически значимых различий по возрасту между женщинами и мужчинами в выборке родителей нет. 71% респондентов в выборке родителей имеют высшее образование.

64% выборки детей составляют женщины, 36% – мужчины. возраст детей варьирует от 18 до 36 лет (среднее 23,4, стандартное отклонение 3,6). Статистически значимых различий по возрасту между женщинами и мужчинами в выборке детей нет. Половина респондентов в выборке детей имеют неоконченное высшее образование (учитывая их возраст, можно предположить, что это студенты вузов), 37% – высшее.

Обработка данных заключалась в подсчёте процента респондентов, выбравших определённую характеристику как важную, определении ранга характеристик в каждой из выборок и в оценке статистической значимости выбора характеристик. Для оценки статистической значимости использовался критерий углового преобразования Фишера.

Результаты проведённого исследования показывают, что в крайних точках (очень важные и совершенно неважные характеристики) родители и дети совершают практически одинаковые выборы (Таблица 1). При этом у представителей разных поколений различается степень важности / неважности этих характеристик.

Таблица 1 Процент респондентов оценивших характеристику как важную (результаты выбора 7 из 16 характеристик)
Характеристики Родители Дети
1. Хорошее образование 63,2 37,0
2. Интересная работа 70,1 57,1
3. Высокие доходы 33,3 41,2
4. Счастливый брак 93,7 81,5
5. Верные друзья 74,7 83,2
6. Разнообразие впечатлений (путешествия, развлечения, широкий круг знакомств) 35,6 64,7
7. Известность 0,6 6,7
8. Внешняя привлекательность 9,8 22,7
9. Власть 2,9 9,2
10. Душевный покой 67,8 53,8
11. Свобода, независимость 53,4 58,0
12. Возможность реализовать свои способности 56,9 45,4
13. Авторитет, уважение других людей 25,3 15,1
14. Возможность быть самим собой 55,7 52,9
15. Найти дело своей жизни 56,3 63,9
16. Популярность среди сверстников 0,0 5,9

Так, наиболее значимыми характеристиками для представителей обоих поколений являются «счастливый брак» и «верные друзья». Для поколения родителей «счастливый брак» – неоспоримый лидер среди всех предложенных характеристик, его выбирают 93,7% респондентов. Интересно, что в поколении детей такого явного лидера среди характеристик не наблюдается. В поколении детей характеристика «счастливый брак» – вторая по значимости (формально она уступает «верным друзьям», но эти различия не являются статистически значимыми), её выбирают 81,5% респондентов. Несмотря на то, что в обеих выборках «счастливый брак» оказывается очень значимой характеристикой, в поколении родителей эта характеристика выбирается статистически значимо чаще, чем в поколении детей. Схожая ситуация наблюдается и для характеристики «верные друзья». Оказываясь наиболее важной в поколении детей (её выбирают 83,2% респондентов) и второй по важности в поколении родителей (74,7% респондентов), она статистически более значима для детей, чем для родителей.

Практически незначимыми для представителей обоих поколений являются такие характеристики, как «власть», «известность» и «популярность среди сверстников». Различия между поколениями в выборе этих характеристик проявляются в том, что среди родителей их выбирают менее 3% респондентов («популярность среди сверстников» - 0%, «известность» - 0,6% и «власть» - 2,9%), а среди детей – от 5,9% («популярность среди сверстников») до 9,2%(«власть»). Таким образом, имея одинаковые ранговые места, эти характеристики субъективно оказываются более важными для поколения детей, чем для поколения родителей (различия статистически значимы).

Говоря о характеристиках, попавших в середину рангового ряда, необходимо выделить те, которые различаются по своему положению у респондентов разных поколений. Так, «интересная работа», «душевный покой», «возможность реализовать свои возможности» и «хорошее образование» более важны для родителей (в ранговом ряду родителей они занимают 3, 4, 6 и 5 места), чем для детей (6, 7, 9 и 11 места соответственно). Возможность «найти дело своей жизни», «свобода и независимость» и «разнообразие впечатлений (путешествия, развлечения, широкий круг знакомств)» важнее для поколения детей, эти характеристики занимают 4, 5 и 3 места в ранговом ряду, их выбирают более 58% респондентов. В поколении родителей эти характеристики располагаются на 7, 9 и 10 местах, соответственно. Интересным является тот факт, что, несмотря на различия в ранговых местах, процент респондентов, выбирающих такие характеристики, как «найти дело своей жизни» и «свобода и независимость», не различается в двух выборках. «Найти дело своей жизни» оказывается важным для 56,3% родителей и 63,9% детей, «свобода, независимость» важны для 53,4% родителей и для 58% детей.

Среди характеристик, занимающих одинаковые или близкие ранговые места в обеих выборках, можно выделить те, которые субъективно одинаково значимы для разных поколений (процент респондентов, выбирающих эти характеристики, не различается в двух выборках), и те, которые имеют разную субъективную значимость для родителей и детей (процент респондентов, выбирающих эти характеристики, статистически значимо различается в двух выборках). «Возможность быть самим собой» и «высокие доходы» располагаются на близких ранговых местах и выбираются одинаковым количеством респондентов в обеих выборках. В то же время «авторитет, уважение других людей» и «внешняя привлекательность», занимая близкие ранговые места в выборках родителей и детей, имеют разную субъективную значимость для представителей разных поколений. Так, «авторитет, уважение других людей» более важен для родителей (25,3%), чем для детей (15,1%), а «внешняя привлекательность» выше оценивается среди детей (22,7%), чем среди родителей (9,8%).

Таким образом, сравнивая ценностные выборы родителей и детей, можно отметить сходство поколений при выборе наиболее и наименее предпочитаемых характеристик. При анализе предпочтений представителей разных поколений необходимо учитывать не только ранговое место ценности, но и субъективную значимость этого выбора. Поскольку ранговое сходство не означает одинаковую субъективную ценность характеристики для представителей разных поколений.

Высшее учебное заведение: