Специфика взаимосвязей эмоционального интеллекта младших подростков с психологическими параметрами

эмоциональный интеллект – понятие, которое до сих пор продолжает вызывать острые споры относительно полезности его применения на практике и реальности существования (Андреева, 2008; Mayeretal., 2008). Даже в е-library на сочетание «эмоциональный интеллект» можно получить 916 ссылок. Существует много тестов, в том числе и адаптированных к культуре нашей страны, предназначенных для испытуемых разного возраста (Ильин, 2001; Люсин, 2004, Сергиенко и др., 2010). К сожалению, парадигмы, заложенные в тест для дошкольников и взрослых, принципиально различны (Нгуен, 2008). В то же время тесты для взрослых и для подростков достаточно близки по теоретическим основаниям (Люсин, Овсянникова, 2013).

Тесты для взрослых уже показали некоторую предсказательную силу, в частности в отношении стрессоустойчивости (Берилова, Босенко, 2012), адаптационного ресурса (Сергиенко, 2015), профилактики аддиктивного поведения (Дубровина и др., 2013), связи с показателями привязанности матери к ребенку (Николаева, Меренкова, 2015) и даже с выраженностью латеральных предпочтений в сенсорной и моторной сферах (Николаева, Добрин, 2013).

Чаще всего в качестве испытуемых в таких исследованиях используются студенты и подростки. Однако практически отсутствуют работы, связывающие эмоциональный интеллект с личностными показателями у младших подростков.

В то же время это крайне значимый возраст, когда начинающиеся гормональные перестройки и личностные изменения, следующие за ними, меняют как уровень адаптационных ресурсов, так и возможности человека преодолевать стресс: то есть все те показатели, которые имеют выраженные взаимосвязи с эмоциональным интеллектом в более позднем возрасте.

Именно поэтому цель данной работе состояла в том, чтобы выявить наличие или отсутствие связи эмоционального интеллекта с показателями, ранее отмеченными как связанные с ним в других возрастных диапазонах: латеральными предпочтениями в сенсорной и моторной сферах, формально-динамическими характеристиками поведения, преобладающими тенденциями характера, выраженностью психологических защит.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 154 младший подросток 11 – 13 лет. В группе «норма» был 51 человек, 23 мальчика и 28 девочек; все учащиеся гимназии. В группу №2 с «нарушениями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта» вошло 53 человека, 27 мальчиков и 26 девочек, которые находились на лечении в детской городской больнице с диагнозами гастродуоденит, гастрит, язвенная болезнь, хеликобактериоз, дискинезия желчевыводящих путей, дисфункция билиарного тракта, функциональное нарушение органов пищеварения и др. В группе №3 «расстройства адаптации» было 50 чел, 26 мальчиков и 24 девочки, которые находились налечении в центре психотерапевтической помощи для детей и подростков с диагнозом «расстройства адаптации со смешанными нарушениями эмоций и поведения» (F 43.25).

Для исследования особенностей темперамента использовался опросник «темперамент – формальные характеристики поведения» (Стреляу и др., 2007). темперамент при этом определяется как совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. К временным характеристикам поведения относятся такие черты, как динамичность (живость) и настойчивость, а к энергетическим аспектам поведения – сенсорная чувствительность, выносливость, эмоциональная реактивность и активность. Степень выраженности этих черт у конкретного человека характеризует особенности его темперамента.

Данные об уровне развития эмоционального интеллекта были получены с помощью видеотеста, направленного на оценку эмоционального интеллекта Д.В. Люсина и В.В. Овсянниковой (2013).

эмоциональный интеллект – это способность человека опознавать, вербализовать, и управлять своими и чужими эмоциями, а также быть адекватным в эмоциональной ситуации. Методика представляет собой набор шкал для оценки эмоционального состояния другого человека и 7 сюжетов, которые являются материалом для оценивания состояния. Набор шкал состоит из 15 названий эмоциональных категорий (например, гнев, радость, удивление, возбуждение). В инструкции испытуемому предлагается оценить эмоциональное состояние героя сюжета по этим шкалам, согласно нескольким возможным вариантам ответа – от 0 (эмоция не характеризует состояние персонажа в данном сюжете) до 5 баллов (эмоция максимально точно описывает состояние героя данного сюжета). Необходимо указать, что тестовые баллы представляют собой обратную шкалу, т.е. чем больше тестовый балл, тем ниже способность к идентификации эмоций других людей.

Исследование механизмов психологической защиты проводилось с помощью опросника Плутчика-Келлермана-Конте (Романова, Гребенникова, 1996), который позволяет оценить выраженность следующих видов защиты: отрицание, регрессия, компенсация, рационализация, вытеснение, замещение, гиперкомпенсация, проекция. Опросник содержит 64 утверждения, каждое из которых оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов. Также определяется «общая напряжённость защит», путём суммирования баллов по всем психологическим защитам.

Профиль функциональной сенсомоторной асимметрии определяли с помощью набора проб, позволяющих выявить ведущее ухо, ведущий глаз, ведущую руку и ведущую ногу (Николаева, Гаджибабаева, 2011).

Результаты и их обсуждение

Качественный анализ не выявил различий по уровню эмоционального интеллекта между мальчиками и девочками в данном возрастном диапазоне, а также различий между детьми здоровыми и детьми с психосоматическими и невротическими расстройствами.

Далее был проведен регрессионный анализ, в котором зависимой переменной был эмоциональный интеллект. На зависимую переменную «эмоциональный интеллект» влияют независимые переменные «сенсорная чувствительность» (один из параметров методики Я. Стреляу)(при R2=0,121, β=-0,347, P=0,000), «психологическая защита отрицание» (при R2=0,160, β=0,400, P=0,020). Для двух показателей была выявлена тенденция влияния: «ведущее ухо» (при R2=0,019, β=0,138, P=0,088) и «формально динамическая характеристика настойчивость» (при R2=0,022, β=0,147, P=0,068).

Таким образом, мы не видим выраженной связи между эмоциональным интеллектом и латеральными предпочтениями, которые описаны для детей 7-8 лет (Николаева, Добрин, 2013). Есть некоторая тенденция влияния показателя «ведущее ухо», что может отражать естественную связь между интеллектом и активностью левого полушария, в котором у 95% праворуких и 70% леворукихлюдей расположен центр речи (Леутин, Николаева, 2008). Это можно объяснить разной теоретической основой, заложенной в тестах для подростков и детей. В тесте для детей нет параметра, связанного с контролем эмоций, что обусловлено возрастными особенностями.

Согласно нашим данным, чем ниже сенсорная чувствительность младшего подростка и чем чаще он использует механизм психологической защиты отрицание, тем вышеего эмоциональный интеллект. Это согласуется с фактом, что наиболее выраженной психологической защитой «отрицание». Возможно, что низкие показатели сенсорной чувствительности и отрицание способствуют восстановлению контроля над поведением, управляемость которым снижена за счет резкого изменения гормонального уровня (Chrousos, 2009, Николаева, Вергунов, 2013).

Итак, эмоциональный интеллект младших подростков не зависит от пола. Он не может использоваться в качестве предиктора психосоматического заболевания, поскольку, возможно в этом возрастном диапазоне невротические и психосоматические заболевания в большей мере связаны с генетической предрасположенностью и спецификой физиологического реагирования на стресс. Контроль поведения в меньшей мере определяется индивидуально-биологическими особенностями (спецификой латеральных предпочтений) и в большей мере связан с формально-динамическими характеристиками и механизмами психологической защиты.

Литература

  1. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал. 2008. №1. С.39-43.
  2. Берилова Е.И., Босенко Ю.М. Стратегии преодоления стресса. Краснодар, 2012.
  3. Дубровина Л.А., Домшенко Е.Н., Шелобаева И.Д. Развитие эмоционального интеллекта у подростков как условие профилактики социальных аддикций // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. №7. С.112-121.
  4. Ильин Е.И. эмоции и чувства. СПб Питер, 2001. С.633-634.
  5. Леутин В.П., Николаева Е.И. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга // Психология образования в поликультурном пространстве. 2008. Т.2. №3-4. С.12-22.
  6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Ушакова, Д.В.Люсина. М., 2004.
  7. Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста // Психологический журнал. 2013. Т.34. №6. С.82-94.
  8. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / Нгуен М.А. // Ребёнок в детском саду. 2008. №1. С.83-85.
  9. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Прогноз психофизиологической «стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т.1, №21. С.47-53.
  10. Николаева Е.И., Гаджибабаева Д.Р. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т.2, №14. С.70-73.
  11. Николаева Е.И., Добрин А.В. Связь эмоционального интеллекта детей 7-8 лет с особенностями сенсомоторных предпочтений // Асимметрия. 2013. Т.7. №4. С.34-48.
  12. Николаева Е.И., Меренкова В.С. Психологические и психофизиологические механизмы влияния качества ухода за ребенком на его здоровье //Психологический журнал. 2015. Т.36. №3. С.49-56.
  13. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т.1. №4. С.35-48.
  14. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Талант, 1996.
  15. Сергиенко Е.А. эмоциональный интеллект как индивидуальный ресурс регуляции. В сборнике: Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В.Н. Дружинина. 2015. С.178-180.
  16. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж.Мэйера, П.Сэловея, Д.Карузо «эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0): руководство. М.: ИП РАН, 2010.
  17. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб, 2003.
  18. Стреляу Я. Митина О., Завадский Б., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: смысл, 2007.
  19. Chrousos G.P. Stress and disorders of the stress system // Nat. Rev. Endocrinol. 2009. V5, N7. P.374-381.
  20. Mayer J.D., Roberts R.D., BarsadeS.J. Human Abilities: EmotionalIntelligence//Annu. Rev. Psychol. 2008. V.59. P.507–536.

 

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2015

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Грекова Е.Н., Николаева Е.И. Специфика взаимосвязей эмоционального интеллекта младших подростков с психологическими параметрами // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки