Побудительные тенденции в структуре деятельности

Разделы психологии: 
Высшее учебное заведение: 

Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопр. психол.- 1982. - №3

Побудительные тенденции в структуре деятельности

В.Э. МИЛЬМАН

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ПЛАНАХ ЕЕ ОТРАЖЕНИЯ

Потребность дает начало всякой деятельности. При этом потребность как нужда в определенных условиях существования и развития индивида предполагает потребление. Деятельность непосредственно связана с производством определенного продукта. Эта разнонаправленность потребления и производства снимается тем, что продукт деятельности прямо или косвенно обеспечивает субъекту деятельности необходимые условия существования и развития. Возникает относительно замкнутый цикл: потребность - деятельность - продукт - потребление. В действительности такой цикл не является универсальным, а характеризует определенные типы побуждений и соответствующих им деятельностей. Деятельности, рассматриваемой как специфически человеческой, с побуждениями творческого, социально направленного характера, присущ иной, относительно непрерывный цикл: потребность - деятельность - продукт - потребность. Потребление при этом не выделяется в отдельную стадию, а как бы включено в непосредственную ткань активности.

Деятельность понимается как способ существования человека, как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру [2], [4], [13]. Каждая индивидуальная деятельность включена в деятельность определенной социальной общности, и природа ее носит общественно-исторический характер. При этом все разнообразие и диапазоны человеческой деятельности, границы ее направленности и функционирования могут рассматриваться в различных аспектах и планах. Среди основных аспектов рассмотрения деятельности человека выделяются: онтологический, план субъекта, структурно-функциональный.

В онтологическом плане вычленяются и исследуются основные взаимодействующие моменты реального мира, их характерные черты и условия взаимодействия. Этими основными моментами являются: субъект, объект, среда. Сама деятельность рассматривается при этом как взаимопроникновение и взаимопереходы взаимодействующих моментов. «Деятельность есть единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующих способностей человека в форму предметного воплощения и наоборот» [11; 92]. Опредмечивание понимается как превращение и переход человеческих деятельных сил и способностей из формы движения в форму предмета. Распредмечивание - переход объективного предмета из его собственной сферы в сферу и форму человеческой деятельности, в деятельные способности человека. Опредмечивание и распредмечивание являются, таким образом, полюсами деятельности в онтологическом плане ее рассмотрения.

В плане субъекта, который можно интерпретировать также как план собственно психологический, выделяются и исследуются характеристики субъекта деятельности: его свойства, процессы, состояния, параметры отражения и отображения окружающего мира, динамические характеристики и пр. В этом плане рассмотрения также выделяются свои полюса, соотносимые по определенной линии с полюсами онтологического плана. «С личностной точки зрения деятельность представляет собой единство интериоризации (освоения человеком совокупности условий его жизни и деятельности и формирования на этой основе личностных характеристик и способностей) и экстериоризации (воплощения способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности)» [13; 268].

В структурно-функциональном плане отражается способ расчленения целостной деятельности на структурные и функциональные компоненты и обратно - составления целого из элементов. Характер и детальность членения целостной деятельности зависят от различных моментов исследовательского и практического характера, при этом границы деятельности, ее полюса задаются не в специальных компонентах, а проявляются тем или иным образом в каждом компоненте и в функциональной структуре в целом.

От Гегеля идет трехзвенная структура деятельности: цель - средство - результат. В психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьева принимается также трехзвенная, но как бы удвоенная и взаимно сопоставленная структура - по морфологическому составу: деятельность - действие - операция; по структурно-психологическому признаку: мотив - цель - условие. При анализе деятельности преимущественно мыслительного типа Г.П. Щедровицкий использует шестизвенную структуру: цель - задача - исходный материал - средства - процедура - продукт [12]. В рамках общего анализа концептуального аппарата деятельности Г.Е. Суходольский [9] выделяет следующие компоненты функциональной структуры: потребность - направленность личности - мотив - цель - результат - контроль - оценка.

Современный, в особенности прикладной, анализ трудовой деятельности требует достаточно дробного расчленения на структурные и функциональные элементы. Деятельность можно рассматривать заданной, если отражены характеристики следующих компонентов: потребность - мотив - цель - объект - предмет - условия - средства - состав - план - продукт - контроль - оценка.

Структурно-функциональный аспект рассмотрения деятельности в значительной степени связывает и объединяет разные аспекты на пути системного ее понимания. Действительно, очень важно иметь отчетливое представление о том, какое место в структурной схеме данной деятельности занимает то или иное психическое образование. Так, один и тот же по содержанию образ, возникающий у субъекта, может в разных деятельностях иметь различное значение: он может относиться к предмету, к цели, к условиям среды или к средствам деятельности. Одно и то же действие может быть включено: в мотив, условия, состав деятельности, контроль и оценку результатов. Незначительное, на первый взгляд, перераспределение такого рода может в корне изменить характер деятельности. В рамках данной статьи структурное расчленение деятельности диктуется задачей проследить проявления полюсов деятельности в ее общей структурной схеме, в первую очередь в структуре побудительной.

ПОБУДИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Побудительные силы человеческой деятельности также рассматриваются в онтологическом, структурном планах и в плане субъекта, хотя в существующих классификациях обычно не проводится соответствующего отнесения.

Так, различие между описаниями субъектного и онтологического планов состоит в следующем: в первом случае побудительные силы отражаются так, как они переживаются субъектом деятельности или же могут быть осознаны и объективированы им без изменения своей собственной позиции в данной деятельности. В онтологическом описании побудительные структуры субъекта отражаются с позиции внешнего наблюдателя, и осознать и объективировать их правильным образом субъект может, только выйдя из собственной позиции деятеля и заняв место рефлексирующего наблюдателя.

К структурным компонентам побудительной сферы деятельности относятся: потребность, мотив, цель, объект; причем, как правило, эти компоненты составляют единую линию побуждения, в которой часто трудно выделить и различить каждый из отдельных компонентов. Понятие потребности, понимаемое как субъективное ощущение нужды в определенных условиях, имеет личностное, психологическое звучание. В онтологическом плане скорее можно говорить о требовании субъекта к среде, а также о требовании среды к субъекту. Причем если первое в значительной степени соответствует психологическому значению понятия потребность, то второе скорее соответствует представлению о необходимости или долге.

На взаимодействии взаимных требований субъекта и среды возникает объект деятельности, поэтому понимание мотива как опредмеченной потребности (А.Н. Леонтьев) связывает всю нить побудительных компонентов в единый узел. По-видимому, именно поэтому понятие мотива, мотивации в психологических исследованиях служит, как правило, синонимом и заменителем всей побудительной сферы деятельности.

Для описаний деятельности в онтологическом плане характерно разграничение побудительных сил на: биологические - социальные; материальные - духовные; индивидуальные - общественные; конкретные - абстрактные; частные - универсальные; конечные - бесконечные. Основанием разграничения и классификации здесь служит характер объекта. Как правило, разграничение в дихотомиях, составленных по онтологическому принципу, не проходит в русле разграничения главных полюсов деятельности: опредмечивания - распредмечивания. Эта главные полюса в разных случаях молено наложить на частные в конкретной классификации, выделяя, например, в биологических, социальных и идеальных группах потребностей сопутствующие разновидности: сохранения («нужды») и развития («роста») [8].

Несколько иначе обстоит дело в психологических, личностных описаниях, объяснениях и разграничениях побудительных сил, т.е. описаниях в плане субъекта. По существу, в каждой достаточно разработанной концепции личности имеет место разграничение мотивов деятельности по линии главных полюсов: в духе интериоризации - экстериоризации.

«Гомеостатическое» понимание сущности побудительных сил, типичное, например, для теории психоанализа, объясняет функционирование потребности в соответствии со стремлением субъекта к устранению напряжения, возникающего в результате определенной нужды. Это, в принципе, объяснение с позиций интериоризации субъектом определенных динамических, энергетических характеристик среды. Гомеостатический принцип, однако, очень многого не объясняет. Для человека свойственны и прямо противоположные движущие стремления. Как отмечает Ж. Нюттен [6], субъект сам стремится нарушить состояние равновесия; как только этапная цель достигнута, ставятся новые цели, возникает стремление к новому напряжению, новым формам равновесия. Многие ученые, начиная с П. Жане, выделяли в качестве характерной черты выдающихся творческих личностей постоянный поиск напряжений как необходимое условие творчества. Напряжение, усилие - динамический компонент самореализации как одной из форм экстериоризации.

Наиболее отчетливо поляризация побудительных сил личности выражена в разграничении мотивов «дефицита» и мотивов «роста» А. Маслоу [14]. Мотив «дефицита» возникает, когда индивид испытывает неудовлетворенность, недостаток в определенных условиях существования и функционирования. Удовлетворение такого мотива влечет за собой чувство расслабления, снижение напряжения. Неудовлетворение мотива влечет еще большее нарастание неудовлетворенности. Реализация мотива «дефицита» в определяющей степени зависит от среды и производится достаточно однообразными, стереотипными путями.

Возникновение мотива «роста», как правило, не связано с ощущением недостатка. Удовлетворение такого мотива длительно, и само чувство удовлетворения непосредственно включено в структуру активности. Возникающее в ходе реализации мотива напряжение воспринимается субъектом как естественное. Неудовлетворение мотива «роста» не обязательно сопровождается неприятными переживаниями. Реализация мотивов «роста» в значительной степени определяется характеристиками субъекта и совершается достаточно разнообразными средствами.

Наиболее характерными мотивами «дефицита» являются мотивы, связанные с процессами жизнеобеспечения. Наиболее типичные мотивы «роста» связаны с творческими процессами, с потребностями самореализации, самоактуализации, по терминологии К. Гольдштейна и А. Маслоу.

Все сказанное выше дает основания считать, что в побудительной структуре деятельности человека существует некая основная координата побуждения: в ней отражается направленность субъекта на один из полюсов деятельности: опредмечивание - распредмечивание, экстериоризацию - интериоризацию. Будем называть ее вслед за Д.Н. Узнадзе [8] функциональной тенденцией, а истоки ее природы искать в общественно-исторической и экономической сущности человеческой деятельности.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ МОТИВА

Существенными полюсами, характеризующими экономическую деятельность общества, являются процессы производства и потребления. К. Маркс определяет их следующим образом: «Производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет их согласно отдельным потребностям; наконец, в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственным предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления» [1; 25].

Предмет и продукт общественного производительного процесса объединяет себя в сфере общественного движения и индивидуальной деятельности. «И если ясно, что производство предоставляет потреблению предмет в его внешней форме, то точно так же ясно, что потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель» [1; 28].

Именно направленность на производство или потребление выражает функциональную тенденцию побудительной сферы, отражая в себе общественно-экономическую сущность основных полюсов любой деятельности и определяя самые разнообразные проявления человеческого поведения. У С.Л. Рубинштейна мы находим: «С развитием деятельности трудового типа впервые у человека развиваются особенно характерные для него эмоции действования, принципиально отличные от эмоций функционирования. Для человека характерно, что эмоциональный характер приобретает не только процесс потребления, использования тех или иных благ, но также, и прежде всего, их производство» [7; 393].

Д.Н. Узнадзе выделяет потребление и труд среди основных форм поведения человека: «...акты потребления, ухода и обслуживания являются актами, вплетенными в сеть всегда конкретной, всегда индивидуальной определенной потребности, тогда как труд содержит акты более отвлеченные, свободные от пут индивидуально определенной потребности» [10; 341]; «...труд производит продукт, содержащий объективный смысл, объективное значение» [10; 340].

В процессе развития личности потребности, отражающие тенденции присвоения и созидания, на разных этапах играют разную роль. А.Н. Леонтьев отмечает: «Предметно-вещественные потребности для себя насыщаемы, и их удовлетворение ведет к тому, что они низводятся до уровня условий жизни, которые тем меньше замечаются человеком, чем привычнее они становятся. Поэтому личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [2; 226].

М.С. Каган [4], рассматривая в качестве основных типов человеческой деятельности преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественную, выделяет внутри них характерные разновидности, выступающие в форме производства и потребления. «В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной сторон человеческой активности оказывается различным» [4; 57]. Такое функциональное раздвоение в деятельности неизбежно отражается на всей структуре личности: «Личность может принадлежать к различным типам, в зависимости от того, как соотносятся друг с другом в ее деятельности созидание и потребление разнообразных ценностей - материальных, духовных, художественных» [4; 263].

Б.Ф. Ломов [5] выделяет направленность на производство и на потребление в качестве одной из основных характеристик мотивационной сферы личности в целом, наряду с такими характеристиками, как: соотношение между собственными потребностями личности и потребностями окружающего ее социума и общество в целом, а также - соотношением потребностей в средствах существования и средствах развития.

Несомненно, производительная и потребительная стороны образуют в психологической структуре деятельности ее основную направленность.

Эта направленность определяет особенности деятельного субъекта в соответствии с экономическими и логическими характеристиками самих полюсов. К. Маркс пишет: «Производство, распределение, обмен, потребление образуют, таким образом, правильный силлогизм; производство составляет в нем всеобщность, распределение и обмен - особенность, а потребление - единичность, замыкающую собой целое» [1; 25].

Субъект производства ориентирован на всеобщность, при этом в первую очередь следует иметь в виду ориентацию в развитии предмета деятельности и во включении в структуру социальных взаимодействий. Субъект потребления ориентирован на единичность, индивидуальность. Рассмотрим, как проявляется ориентация субъекта на главные полюса в компонентах побудительной структуры деятельности, а также в тех компонентах, которые непосредственно в нее не входят, но в которых побуждение обслуживается и реализуется.

Потребность. Направленность на потребление зарождается из натуральных индивидуальных потребностей субъекта и проявляется в виде напряжения, связанного с внутренним гомеостатическим рассогласованием, и стремления к снятию этого напряжения.

Направленность на производство имеет своим источником общественную потребность, при этом в субъекте она может отражаться либо в форме чувства долга, прямом или косвенном социальном заказе, требовании социального окружения, либо в непосредственном внутреннем побуждении, когда социальная потребность становится интериоризованной, усвоенной субъектом. Через направленность на производство индивид подключается к объективному потоку деятельности, включаясь в коллективные формы производства. К. Маркс пишет: «Производство обособленного одиночки вне общества — редкое явление, которое, конечно, может произойти с цивилизованным человеком, заброшенным в необитаемую местность и потенциально уже содержащим в себе общественные силы, - такая же бессмыслица, как развитие языка без совместно живущих и разговаривающих между собой индивидов» [1; 18].

В потребности функциональная тенденция оформляется в своих динамических характеристиках, при этом, в отличие от направленности на потребление, направленность на производство не обязательно характеризуется тенденцией к снятию напряжения.

Мотив. В мотиве направленность на производство или потребление оформляется в содержательном отношении, причем объекты, задающие направление конкретным проявлениям деятельности, в двух разбираемых случаях принципиально различны. Мотив потребления реализуется в объекте, который уже является произведенным продуктом (возможно, природным) и обладает определенной ценностью для соответствующей потребности.

Объект в мотиве производства представляет собой для субъекта деятельности материал, пригодный для того, чтобы вложить в него ту или иную значимую для определенной общественной потребности ценность.

Цель. Цель деятельности, связанной с мотивацией потребления, - присвоенная субъектом ценность, заключенная в объекте. Цель деятельности, направленной на производство, - продукт, удовлетворяющий определенные общественные потребности. Предмет деятельности. Предмет можно определить как объект, рассматриваемый в проекции на него цели; содержание деятельности заключается в преобразовании предмета от объекта до продукта. А.Н. Леонтьев в этом аспекте говорит о «переходе предметного содержания деятельности в ее продукт» [2; 130].

Преобразование предмета при потреблении заключается в «изъятии» ценности из объекта и присвоении ее субъектом. В результате такого присвоения удовлетворяется натуральная потребность, снимается гомеостатическое напряжение, предмет деятельности исчезает, хотя объект при этом может сохранить все свои свойства. Таким образом, предметом деятельности в потреблении является объект, рассматриваемый в проекции «извлечения» из него ценности, и в то же время: - сам субъект в проекции присвоения этой ценности. Процесс потребления эгоистичен по своей природе.

Преобразование предмета деятельности при производстве заключается в том, что субъект «вкладывает» в объект социально значимую ценность. Таким образом, предметом деятельности в, этом случае является объект, рассматриваемый в проекции придания ему ценности.

Предмет производства имеет тенденцию в своем развитии объединять вокруг себя действующих людей: с усложнением предмета требуется все большее взаимодействие в рамках коллективного субъекта деятельности, в котором каждый индивидуальный субъект работает в соответствии с социально заданным образцом, т.е. с одним и тем же предметом.

Предмет потребления имеет скорее обратную тенденцию: коллективный субъект потребления может существовать только, в плане внешнего объединения индивидуальных субъектов, так как даже при наличии общего объекта индивидуальные предметы деятельности различны, - образец потребительской ценности порождается во внутренней среде субъекта, индивидуально окрашен и неповторим.

План. Наличие плана является необходимой предпосылкой и критерием любой развитой деятельности. В плане координируются характеристики всех основных компонентов, в частности целей, средств и условий деятельности. Процесс потребления, как правило, носит рутинный, стереотипный характер и не сопровождается специально разработанным планом. Достаточно сложный характер могут иметь вспомогательные, обслуживающие действия, которые обычно направлены на то, чтобы поместить объект потребления в некоторые новые относительно субъекта условия.

План производительной деятельности зависит от ее сложности; во многих случаях само планирование может являться самостоятельной деятельностью. Различные типы планов могут отличаться степенью разработанности; к ним можно отнести, например, замысел, проект, программу. Выходом плана является состав деятельности - система действий и операций, преобразующих объект в продукт.

Продукт. Контроль. Оценка. Продуктом, результатом потребления является удовлетворение индивидуальной натуральной потребности снятия напряжения потребности, восстановление гомеостатического равновесия. Поэтому контроль процесса и оценка результата носят субъективный, индивидуальный характер.

Продуктом производительной активности является то, что можно потребить или использовать в качестве объекта, условия или средства в другой деятельности. Поэтому контроль и оценка осуществляются по социально установленным критериям. Эффективность реализации и качество продукта оцениваются, как правило, в объективных, санкционированных формах; в случае когда контроль и оценка совершаются самим субъектом, они опираются на интериоризованные социально установленные критерии. Что производится и что потребляется в ходе и в результате соответствующей деятельности? По-видимому, все, что представляет собой продукт общественного производства или природный продукт, продукт некоторых форм индивидуального или группового поведения, и все то, что в принципе может стать объектом потребности.

Такими продуктами могут быть: материальные, духовные и эстетические ценности; комфорт и безопасность; ценности социального взаимодействия, общения; ценности, связанные с положением в обществе; наконец, человек может производить сам себя. Производятся и потребляются ценности реальные и мнимые, временные и вечные, значимые для немногих и притягательные для всех. Производство реализуется не только в сфере профессиональной деятельности, а потребление совершается не только в свободное от работы время. Как справедливо заметил Д.Б. Шоу: «Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - досуг».

СООТНОШЕНИЕ МОТИВА И ЦЕЛИ

Реальные конкретные формы поведения являются, как правило, полимотивированными и многоцелевыми, в них тесно переплетены элементы производства и потребления. Предмет деятельности нередко расплывается, раздваивается, дробится, теряется. В то же время ясно, что основа целостности эффективности деятельности - в ее единстве, в единстве ее предмета.

Единство деятельности признается в единстве ее мотивов и целей, хотя, как отмечает А.Н. Леонтьев, «генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей» [2; 201]. Это несовпадение может быть связано с особенностями общественного разделения труда, с несовпадением личного и общественного, с различием функций мотивов и целей в психологической структуре деятельности.

Мотивы и цели могут различаться и во функциональной тенденции. Цель, так же как и мотив, может быть направлена либо на производство, либо на потребление, поэтому, хотя совпадение или несовпадение может определяться различными параметрами, например модальностью, характером предмета, совпадение или несовпадение мотива с целью по функциональной тенденции имеет наиболее общий, формообразующий характер.

По соотношению мотива с целью в направленности на производство или потребление можно выделить следующие основные типы целенаправленной активности (по-видимому, не все из них можно отнести к формам деятельности, во всяком случае в устоявшемся представлении).

Чистое производство. Цель - производство, мотив - производство. Сюда относятся любые проявления созидающей деятельности с чистой заинтересованностью субъекта в ней самой; там, где доминирующим мотивом является создание того же продукта, на который направлена цель.

Потребительное производство. Цель - потребление, мотив - производство. Это производство через потребление, потребление для производства. К. Маркс определяет его следующим образом: «Что, например, в процессе питания, представляющем собой одну из форм потребления, человек производит свое собственное тело - это ясно; но это же имеет силу и относительно любого другого вида потребления, который с той или другой стороны, каждый в своем роде производит человека. Это - потребительное производство» [1; 27].

Производительное потребление. Цель - производство, мотив - потребление. Это потребление через производство, производство для потребления. Сюда можно отнести все виды производства «на продажу», все виды наемного труда, труда ради насущных, а часто и ради избыточных потребностей; там, где самые различные потребительские мотивы растворяются в непосредственном процессе созидания. К. Маркс отмечал: «Сам акт производства во всех своих моментах есть также и акт потребления». И далее: «Производство как непосредственно идентичное с потреблением, потребление как непосредственно совпадающее с производством ... называют производительным потреблением» [1; 26].

Чистое потребление. Цель - потребление, мотив - потребление. Это потребление ради потребления, ради эмоционального удовлетворения, активность гедонистического типа. Чистое потребление отличается от потребительного производства субъективной установкой на эмоцию, а не на результат, оно легко переходит в потребительное перепроизводство.

Что вносит такое разграничение типов целенаправленной активности в понимание смысла и механизмов конкретных форм поведения? смысл относительно общественного развития проявляется в диалектике взаимопереходов и взаимодействия «чистых», одноплановых, и «смешанных», многоплановых, форм. На острие развития находится чистое производство как носитель прорыва в творчество и социальной консолидации. Реальное, развивающее потребление осуществляется в форме потребительного производства, где в непосредственной структуре активности актуальный план потребления направляется реально действенным производительным планом. Исторически сложившаяся в условиях классовых общественных формаций форма массового производства - производительное потребление, где потребительный мотив реально включен в сам процесс работы. Чистое потребление не несет непосредственно развивающей функции и, как правило, является компенсацией того удовлетворения, которого индивид не достиг в своей созидающей активности.

По психологическим механизмам выделенные типы различаются наличием единства или раздвоением предмета, структурой обменных процессов, характером эмоциональной оценки как регулятора реализации мотива, характером удовлетворения от полученного результата.

При совпадении мотива с целью по функциональной тенденции, т.е. в чистом производстве, а также в чистом потреблении, продукт, результат, получаемый субъектом, удовлетворяет и цель и мотив. В данном случае можно говорить о единстве предмета деятельности. При несовпадении мотива с целью, т.е. в потребительном производстве и производительном потреблении, продукт, достигаемый в цели, сам по себе не удовлетворяет мотив. Этот продукт нуждается либо в дальнейшем преобразовании, либо в обмене на другой продукт, который способен удовлетворить мотив и стоящую за ним потребность. Здесь имеет место раздвоение предмета деятельности. Выражаясь просто, в процессе работы над целью человек делает одно, а мечтает о другом. Получив целевой продукт, который сам по себе ему не нужен, он стремится заменить его и перейти к действиям с предметом по мотиву. Принципиальная структура процесса сохраняется и в тех случаях, когда отмеченные этапы совмещаются во времени.

При несовпадении мотива с целью окончательный результат, удовлетворяющий мотив, всегда опосредуется процессом обмена, который может реализоваться в самых различных формах и проявлениях. При этом сам процесс обмена служит тем барьером, который разделяет в сознании действующего субъекта и в структуре эмоциональной регуляции его деятельности то, что относится к цели, с одной стороны, и то, что относится к мотиву, - с другой. Это влечет за собой раздвоение в характере эмоциональной оценки процесса и результата реализации деятельности.

При несовпадении мотива с целью, т.е. в производительном потреблении или потребительном производстве, оценка процесса работы над целью непосредственно не сигнализирует о прогрессе в удовлетворении мотива, так как целевой продукт еще должен быть обменен на некоторый другой, при этом не исключаются затруднения с самим обменом. В результате субъективная эмоциональная оценка хода деятельности и динамики удовлетворения мотива носит опосредствованный, отчужденный характер. Подобно эмоциональной оценке, от деятельного процесса отчуждается и конечный результат; все это определяет окончательный характер удовлетворенности или неудовлетворенности.

При совпадении мотива с целью, в чистом производстве и чистом потреблении, такого опосредования и отчуждения эмоциональной оценки нет. При наличии единого предмета деятельности оценка реализации результата по цели есть одновременно оценка реализации мотива. Эмоциональная оценка в данном случае носит непосредственный, включенный характер. Но, несмотря на сходство в отношении единства предмета, рисунки удовлетворенности и неудовлетворенности, характерные для производства и потребления, существенно различны.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

Противоположные функциональные тенденции характеризуются полярно противоположными особенностями, и эти особенности определяют как характер установки субъекта на предстоящую активность, так и характер удовлетворения или неудовлетворения при реализации или блокировании мотивов деятельности.

Если попытаться коротко определить основное различие производства и потребления в связи с влиянием этих процессов на действующего субъекта, то лучше всего это сделать словами К. Маркса: «В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь» [1; 25].

Потребление индивидуально, эгоистично, оно замыкается на индивидууме, субъекте деятельности. Субъект потребления - всегда индивидуальный субъект. В производстве субъект включается в определенную социальную общность, развивается в рамках коллективного субъекта производства. Отсюда первая различительная особенность истребления и производства: индивидуальная направленность - социальная включенность.

Потребление замыкается на ближайшей индивидуально значимой цели, так как именно эта ближайшая цель должна устранить рассогласование гомеостазиса потребности. Производство, будучи направлено в своих конкретных формах активности на ближайшую цель, определяется в целом иерархией ближних и дальних целей; в производстве данный конкретный цикл деятельности включается в общую иерархию деятельностей, бес предельную по своей природе. Поэтому вторая различительная особенность: замкнутость потребления - целевая беспредельность производства.

Активность субъекта потребления направлена на присвоение ценности, заключенной в объекте, при этом характер субъектно-объектных взаимодействий имеет поверхностный характер, ограничен в основном приемами извлечения и усвоения ценности объекта. Активность субъекта производства направлена на отдачу физических и творческих сил, вкладывание ценности в объект деятельности, преобразование и совершенствование его. Это требует углубления в предмет, постижения его сущности. Третья различительная особенность потребления и производства: поверхностность - глубина субъектно-объектных отношений.

И потребление и производство имеют своим динамическим источником напряжение определенных потребностей; при этом при потреблении субъект стремится к уменьшению, снятию напряжения, так как потребление по своей природе есть процесс восстановления израсходованных ресурсов. При производстве само напряжение потребности имеет иную природу, так как его источником служит воспринятая субъектом общественная потребность, с одной стороны, и новый целевой уровень деятельности - с другой. Сам процесс производства есть целенаправленное расходование ресурсов, при этом достаточно типичным является нарастание напряжения в ходе деятельности. Отсюда четвертый различительный признак: пассивность потребления - активность производства.

От отмеченных особенностей производства и потребления зависят характеристики удовлетворения при реализации соответствующих мотивов.

При реализации мотива, направленного на производство, рисунок удовлетворенности определяется, во-первых, тем, что удовлетворена определенная социальная потребность. Субъект деятельности испытывает при этом чувство приобщения к определенной социальной общности. Во-вторых, достижение ближней цели при производстве открывает перед субъектом ощущение перспективы более высокого порядка, ощущение движения и роста.

В-третьих, реализация мотива производства связана с углублением в предмет деятельности, с ощущением приобщения к сущности, с ростом интереса и получением познавательных ценностей. В-четвертых, удовлетворение созидания активно и заполнено, характеризуется чувством подъема.

Структура удовлетворенности при реализации мотива потребления носит иной характер. Во-первых, это удовлетворение имеет сугубо индивидуальный характер. Во-вторых, в его переживании скорее закрывается, чем открывается целевая перспектива. В-третьих, в удовлетворении потребления снижается или полностью нивелируется интерес к предмету деятельности. В-четвертых, полное удовлетворение натуральной потребности, снятие напряжения влечет за собой расслабление, чувство пассивности.

Ясно, что эти описания характеризуют крайние полюса направленности побуждения, как это, например, может иметь место в чистом производстве и чистом потреблении. В реальной деятельности человека эти проявления тесно переплетены самым разнообразным образом, даже в структуре одной и той же активности.

Особенно тесно производительные и потребительные моменты сплетены в высших формах человеческой активности: познавательной, эстетической, художественной, в которых само потребление реализуется по производительному типу. Потребление здесь требует проявления творческих процессов, активной работы субъекта над самим собой и может приносить удовлетворение совершенного типа. Совершенствование субъекта в этих сферах, являясь реализацией процесса интериоризации, распредмечивания, включает в себя и производство и потребление. Одновременно самореализация, самовыявление в этих сферах, оставаясь воплощением экстериоризации, опредмечивания, во многих своих чертах (индивидуальность побуждения, характер воплощения в предмете, субъективность оценки и др.) является проявлением потребительной активности.

Возможно, именно в органическом объединении противоположных функциональных тенденций заключена основа развития высших форм человеческой деятельности.

ВЫВОДЫ

  1. Поляризация побудительных сил человеческой деятельности, проходящая по линии опредмечивания-распредмечивания, экстериоризации-интериоризации, влечет за собой поляризацию структурирования и функционирования человеческой деятельности.
  2. В основе структуры деятельности лежит побудительная тенденция - направленность субъекта деятельности на производство или на потребление, понимаемые не только в социально-экономическом значении, но и в индивидуально-психологическом смысле.
  1. Маркс К. Экономические рукописи 1857— 1859 гг. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. 1, с.17-48.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. — М., 1975. — 303 с.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. —583 с.
  4. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974. —328 с.
  5. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. — Психологический журнал, 1981, №1, с.3-17.
  6. Нюттен Ж. мотивация. — В кн.: Экспериментальная психология. М., 1975, вып.5, с.15-110.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1940. — 596 с.
  8. Симонов П.В. эмоции и воспитание. — Вопросы философии, 1981, №5, с.39-48.
  9. Суходольский Г.Е. Понятийная система психологической теории деятельности. — Психологический журнал, 1981, №3, с.12-24.
  10. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966. — 451 с.
  11. Философский словарь. — М., 1980.— 445 с.
  12. Щедровицкий Г.П. К характеристике категорильных определений деятельности. — В кн:. Проблема деятельности в советской психологии. М., 1977, с.83-92.
  13. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978. — 391 с.
  14. Maslow A. Deficiency motivation and growth motivation. — В кн.: Nebraska simposium on motivation, 1955.
Поступила в редакцию 25.IX.1981г.   

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки