Московский государственный университет МГУ
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», широко используется аббревиатура «МГУ».
МГУ является крупнейшим классическим университетом Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов России. Он осуществляет подготовку студентов на 39 факультетах по 128 направлениям и специальностям, аспирантов и докторантов на 28 факультетах по 18 отраслям наук и 168 научным специальностям, которые охватывают практически весь спектр современного университетского образования.
МГУ занимает устойчивое первое место среди вузов России в Российских рейтингах и в выборке российских вузов из международных рейтингов. МГУ - единственный вуз России, представленный практически во всех мировых рейтинговых системах.
Результаты: 33 (страница 1, всего 1 стр.)
1 | Академическая успеваемость близнецов из разнополых пар | Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. |
Выделение в исследовании разнополых близнецов в отдельную подгруппу позволяет проанализировать значимость пренатальных гормональных влияний на формирование различных психологических характеристик у близнецов.
|
2 | Взаимные оценки в дифференциально-психологическом исследовании | Алексеева О.С., Баскаева О.В., Козлова И.Е., Паршикова О.В. |
В современных дифференциально-психологических исследованиях все большую популярность приобретают взаимные оценки – мнения обследуемых испытуемых друг о друге. В противовес самооценкам во взаимных оценках отражается то, каким образом воспринимается человек окружающими его людьми, какие его личностные особенности замечаются и каким образом они оцениваются.
|
3 | Взаимосвязи показателей когнитивного развития и успешности обучения русскому языку как родному у школьников из России, Киргизии и Молдавии | Вербицкая Л.А., Гайдамашко И.В., Зинченко Ю.П., Калмык О.А., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. |
Поиск когнитивных предикторов успешности в обучении языку связывается как с базовыми когнитивными характеристиками – скоростью переработки информации и рабочей памятью, так и с общими – интеллектом.
|
4 | Влияние подавления ответа на вызванные потенциалы и время реакции в задаче Струпа | Беспалов Б.И., Вартанов А.В., Маракшина Ю.А. |
Задача исследования – изучение психофизиологических процессов, которые могут вызывать физиологический и временной эффект Струпа при наличии и отсутствии реакции подавления в ответ на предъявление одного из стимулов.
|
5 | Влияние пренатальных гормонов на вариативность показателей академической успеваемости по гуманитарным предметам в школьном возрасте | Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. |
Применение метода близнецов для исследования роли пренатального тестостерона в формировании половых различий основано на предположении о том, что гормональный фон пренатального развития близнецов варьирует в зависимости от того, совпадает или не совпадает пол близнецов.
|
6 | Возможности зоны актуального развития при коррекции познавательных действий младших школьников | Киракосян А.Х. |
К настоящему моменту подробно исследованы и всесторонне подтверждены возможности зоны ближайшего развития как в развитии и обучении ребенка, так и при оказании ему коррекционной помощи. Менее исследованными остаются возможности зоны актуального развития...
|
7 | Возможности применения знаковых и символических средств в ходе ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с агрегатными состояниями вещества | Веракса А.Н., Мартыненко М.Н., Якупова В.А. |
В предыдущих исследованиях нами было показано, что в дошкольном возрасте использование символических средств является эффективным для освоения нового для детей содержания. Нас интересовал вопрос о том, какую роль символическое опосредствование занимает в образовательной деятельности младших школьников.
|
8 | Возможности психологического исследования интерференции когнитивных процессов в контексте учения о высших психических функциях | Шилко Р.С. |
В психологии ещё в классических исследованиях, описывающих механизмы научения и забывания, важная роль отводилась процессам интерференции (interference) и торможения/подавления (inhibition). Например, благодаря исследованиям Германа Эббингауза было впервые описано явление ретроактивной интерференции в 1878 году при изучении памяти, а философские основания этих исследований восходят к британскому эмпиризму Т. Гоббса и Д. Локка.
|
9 | Глазодвигательные индикаторы выраженности синдромов эмоционального выгорания | Барабанщикова В.В., Климова О.А., Ковалев А.И., Меньшикова Г.Я. |
Профессиональные деформации — это широкий класс поведенческих и личностных изменений работника, обусловленных особенностями его профессиональной деятельности. В настоящее время данная проблематика активно изучается с использованием опросников и анкетных психодиагностических методик.
|
10 | Групповая сплоченность и субъектные взаимодействия на ранних этапах профессионализации | Девишвили В.М., Елагина М.Г., Мдивани М.О. |
В статье описаны результаты исследования, проведенного в командах детской спортивной школы. Показаны связи между сплоченностью команды и типом взаимодействия игроков. Приводятся различия между вкладом особенностей субъектных взаимодействий в сплоченность детских и подростковых команд.
|
11 | Исследование временных характеристик учащихся в процессе профессионального становления | Леонов С.В. |
У человека чувство времени имеет несколько взаимосвязанных аспектов, которые можно соотнести с осознанным переживанием «дления» тех предметов, на которые направлена его познавательная активность; со способностью воспринимать одновременность или последовательность событий, упорядочивать их с помощью отношения раньше - позже; со способностью оценивать, отмеривать и воспроизводить интервалы между событиями, учитывать в своих действиях длительность воспринимаемых процессов, в том числе своих движений.
|
12 | Исследование процесса умозаключения с помощью технологии ай-трекинга | Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Кисельников А.А., Ковалев А.И., Сухотина К.Г. |
Изучение на эксплицитном и имплицитном уровне психологических механизмов естественных и формализованных рассуждений с помощью современных высокотехнологических исследовательских инструментов когнитивной науки является важной и перспективной областью научного поиска.
|
13 | К вопросу о психологических механизмах подготовки спасателей к профессиональной деятельности | Битюцкая Е.В., Елисеева И.Н., Шойгу Ю.С. |
Специфика деятельности спасателей, работающих в экстремальных условиях, характеризуется значительным уровнем информационной неопределенности, дефицитом времени на анализ ситуации и принятие решения, высокой ответственностью за результаты деятельности, эмоционально насыщенным межличностным взаимодействием.
|
14 | Конструктивная функция памяти при воспроизведении коммуникативных ситуаций с противоречивыми посланиями | Байрамова Ю.В., Рыжов А.Л. |
Память как ВПФ требует системного изучения, в ее межфункциональных связях с другими ВПФ, личностью человека и развитием сознания и самосознания. С этой точки зрения она является не столько процессом запечатления, хранения и воспроизведения, сколько процессом активного запоминания, ориентированного на будущее, связанным с предсказанием и предвосхищением.
|
15 | Лонгитюдное исследование развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте | Кузьмина Ю.В., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К. |
В исследованиях развития скорости переработки информации делаются выводы о нелинейном характере изменения этого когнитивного показателя на протяжении всей жизни.
|
16 | Метод единиц в концепции Л.С. Выготского и в современной деятельностной психологии человека | Беспалов Б.И. |
Один из онтологических постулатов деятельностной психологии состоит в положении о том, что сознательная жизнь человека и ее различные компоненты представляют собой динамичные, развивающиеся психологические системы с определенными функциями и внутренней структурой.
|
17 | Молекулярно-генетические исследования индивидуальных различий в психологических характеристиках | Егорова М.С., Пьянкова С.Д. |
Интенсивные молекулярно-генетические исследования генетических полиморфизмов, проводящиеся два последних десятилетия, позволили определить некоторые гены моногенных и полигенных признаков, преимущественно связанных с патологией – шизофренией, депрессией, ожирением, болезнью Альцгеймера, а также с асоциальным поведением/
|
18 | Новые данные по адаптации опросника ECV (EmotionControlValues) А. Маусс и изучение гендерных различий | Панкратова А.А. |
П. Экманом (2010) были выделены базовые эмоции человека, которые одинаково выражаются в разных культурах, при этом каждая культура задает свои правила проявления эмоций (displayrules). Чем выше уровень индивидуализма культуры, тем выше общий уровень проявления эмоций у ее представителей (Matsumotoetal., 2008).
|
19 | Особенности мозговой активности в связи с эффективностью решения задач на рабочую память и когнитивный контроль | Маракшина Ю.А., Пясик М.М. |
Проблема исследования рабочей памяти и когнитивного контроля является актуальной в связи с возрастающим интересом к исследованию когнитивных функций. Рабочая память и когнитивный контроль являются необходимым условием осуществления когнитивных процессов; их функционирование зависит от индивидуальных, возрастных особенностей, которые специфически влияют на эффективность выполнения когнитивных задач.
|
20 | П.Я. Гальперин о методах обучения и умственном развитии ребенка: 30 лет спустя | Степанова М.А. |
В 1985 году, то есть ровно 30 лет назад увидела свет последняя прижизненная публикация П.Я. Гальперина «Методы обучения и умственное развитие ребенка» (Гальперин, 1985), посвященная анализу связи интеллектуальных возможностей дошкольников и типов учения.
|
21 | Подходы к организации внеурочной деятельности школьников с целью формирования экосознания в условиях современного научно-технического прогресса | Маслова О.В., Сенько О.В., Слюсарев Д.А. |
Творческая и проектная деятельность школьников является неотъемлемой частью современного учебного процесса. Руководство внеурочной деятельностью школьников на данном этапе, осуществляемое при участии учащихся и сотрудников профильных высших учебных заведений, обеспечивает возможность формирования у школьников экологического сознания с учетом передовых и актуальных тенденций и подходов.
|
22 | Проблема «Мысль и слово» в системах Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета | Ждан А.Н. |
Проблема соотношения мышления и речи, сознания и языка была центральной в психологии Л.С. Выготского. Фундаментальная монография «Мышление и речь», 80–летие с момента публикации которой отмечается в этом году, стала итоговой в его творчестве и явилась поворотным пунктом в развитии психологической науки о природе человеческого сознания.
|
23 | Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна | Ждан А.Н. |
19 июня 2019 г. исполняется 130 лет Сергею Леонидовичу Рубинштейну, выдающемуся философу и психологу, мыслителю-гуманисту, проникновенному аналитику душевного мира человека.
|
24 | Прогностическое математическое моделирование интеллектуальной эффективности на основе измерений индивидуальных различий | Вятченин С.В., Вяхирева Е.А., Кострикина И.С., Янгляев Д.Х. |
Решение задач прогнозирования эффективности обучения и практической деятельности на основе измерений способностей возможно при математической операционализации интегративного и уровневого подхода к пониманию взаимосвязей способностей задатков, индивидуальных различий как основы способностей, заложенных в рамках отечественных школ дифференциальной психологии (Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин).
|
25 | Различия в представлении об успехе у современных девушек и юношей | Бухаленкова Д.А. |
В подростковом возрасте происходит активное построение образа мира, выстраивание системы ценностных ориентаций через усвоение общественных ценностей и норм, на основе которых происходит личностное самоопределение подростка. При этом одной из активно транслируемых современным обществом ценностей является успех.
|
26 | Речевое общение и творческое чтение в процессе социореабилитации | Глозман Ж.М., Голзицкая А.А., Карпова Н.Л. |
В статье рассматривается взаимосвязь ряда характеристик когнитивных процессов и личностных особенностей заикающихся, которые определяют успешность и характер речевого общения. Представлено исследование, проведенное в течение трех лет в группах семейной логопсихотерапии.
|
27 | Родители и дети: основные жизненные ценности | Алексеева О.С., Паршикова О.В., Ржанова И.Е., Черткова Ю.Д. | |
28 | Связь эмпатии с эмоциональным интеллектом и шкалами психологической разумности | Вяткин А.В. |
Конструкты эмпатии и эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) на данный момент являются актуальной темой для обсуждения в научном сообществе. Многие исследователи признают эмпатию и эмоциональный интеллект как значимые характеристики для представителей широкого спектра профессий, включая психологов, педагогов, психотерапевтов, представителей медицинских профессий.
|
29 | Сиблинговое исследование эмоционального интеллекта | Панкратова А.А. |
эмоциональный интеллект (ЭИ) представляет собой способность управлять эмоциями, как своими, так и других людей. В своем исследовании для диагностики ЭИ мы использовали тест MSCEIT, разработанный авторами модели.
|
30 | Социальная структура общества: анализ различных социологических подходов | Соломатина Е.Н. |
В последние несколько десятилетий в мире произошло множество существенных изменений, которые коснулись каждой сферы общества. Стремительное развитие науки и техники, финансовые и экономические кризисы, экологические катастрофы, изменение ценностных ориентаций индивидов – все это привело к образованию новых структур и общностей с новыми связями и функциями внутри.
|
31 | Сравнение цветоэмоциональных взаимодействий на вербальном и невербальном уровнях | Виницкий Д.А., Кисельников А.А., Меньшикова Г.Я., Сергеев А.А. |
Цвета имеют внутренние аффективные характеристики. Мы сталкиваемся с ними в языке, в искусстве и в других аспектах повседневной жизни. Более того, эта связь распространяется и на цветовые и эмоциональные понятия.
|
32 | Теория черт в современной дифференциальной психологии | Егорова М.С. |
Основным элементом индивидуальности, рассматриваемым в психологии индивидуальных различий, является черта – поведенческая характеристика, стабильная на продолжительных отрезках времени, имеющая значительные межиндивидуальные различия и позволяющая интерпретировать поведение человека в терминах предрасположенностей или диспозиций.
|
33 | Эмоциональный интеллект в регуляции личностного выбора в учебных ситуациях | Разваляева А.Ю. |
В области исследований эмоционального интеллекта (ЭИ) выделились различные теоретические модели и подходы к измерению (Саловей-Майер, Карузо, Гоулмен, Бар-Он и др.). Устанавливались связи ЭИ с академическим интеллектом, личностными свойствами «Большой пятерки», «Психологической разумности», девиантным поведением, успешностью на работе.
|