Ждан А.Н., Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова.
19 июня 2019 г. исполняется 130 лет Сергею Леонидовичу Рубинштейну, выдающемуся философу и психологу, мыслителю-гуманисту, проникновенному аналитику душевного мира человека. Остаются непревзойденными его труды, разработанные им методологические принципы психологической науки, фундаментальный учебник по общей психологии для вузов, теоретические и экспериментальные исследования мышления. Вышедшая после смерти книга Рубинштейна «Человек и мир» оригинально вторглась в экзистенциальую тематику, особенно близкую каждому человеку.
Личностную проблематику Рубинштейн начал разрабатывать в начале своей творческой деятельности, в 1930-х годах, и никогда не оставлял ее. Он опирался на наследие своих великих предшественников – Гегеля, Спинозы, Маркса, на достижения всей мировой философской и психологической мысли. В ставшей программной статье 1934 г. «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» он выделяет узловые положения о личности, расценивая их как указание на продуктивные пути дальнейшего развития. Взгляды Рубинштейна на проблему личности эволюционировали, но при этом важнейшие линии его размышлений сохранялись.
Его подход к исследованию личности базируется на методологических принципах детерминизма, единства сознания и деятельности, составляющих ядро философскопсихологической концепции Рубинштейна. Поскольку трактовка отдельных психических процессов и состояний производится им в зависимости от личности, постольку понятие личности выступает в качестве одного из методологических принципов психологии. В то же время личность имеет собственные характеристики, совокупность относительно устойчивых свойств, реально выступающих в своем единстве и определяющих ее психологический облик. Они должны быть выделены и изучены. В качестве таковых выступают направленность, включающая установки, потребности, интересы, идеалы, - то, чего человек хочет; способности и одаренность – что он может, характер – что он есть.
В соответствии с диалектическими установками своей научной методологии, Рубинштейн рассматривает личность не как раз навсегда сложившееся статичное образование, но как развивающееся, самоопределяющее, изменяющееся в процессе человеческой жизни. Проблема личности освещается в соотношении с категориями «человек» и «субъект», которые являются центральными в субъектно-деятельностной концепции Рубинштейна. Понятия «человек», «субъект», «личность», хотя и неразрывно связаны, не являются тождественными. Исходным является понятие «человек» в контексте онтологической проблемы о соотношении человека и бытия, о месте реального человека в мире. Именно человек вступает в соотношение с окружающим миром, с другими людьми. С понятием субъекта связывается активное творческое начало в человеке, в том числе, и по отношению к самому себе. Оно обеспечивает интеграцию в единое целое всех сфер собственной жизни, различных этапов жизненного пути. Будучи субъектом, человек в то же время является личностью. Понятие и концепция личности основаны на принципе субъектности, но это разные аспекты образа человека.
Такие особенности как духовность, нравственные качества, эстетические и мировоззренческие чувства, принципы, на основе которых производится оценка своих и чужих поступков и т.п. – все это проявления личности. Уровни развития этих разных сторон в одном человеке могут различаться, о чем свидетельствует уже житейский опыт. Нередко люди, преуспевающие как субъекты, находятся на низком уровне личностного развития. Наследие Рубинштейна остается неисчерпаемым источником продуктивного исследования психологии личности.
Комментарии
Добавить комментарий