К вопросу о психологических механизмах подготовки спасателей к профессиональной деятельности

ФКУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России

Специфика деятельности спасателей, работающих в экстремальных условиях, характеризуется значительным уровнем информационной неопределенности, дефицитом времени на анализ ситуации и принятие решения, высокой ответственностью за результаты деятельности, эмоционально насыщенным межличностным взаимодействием. При этом особо стоит отметить эмоциональные переживания, связанные с гибелью и травматизацией пострадавших, угрозой для жизни самого спасателя, тесно переплетенные с переживанием утраты контроля над ситуацией. В связи с этим при обучении таких специалистов большое значение имеет психологическая подготовка. Несмотря на то, что развитие этого направления психологического обеспечения деятельности специалистов насчитывает не одно десятилетие, единство мнений относительно определения психологической подготовки, её целей и задач отсутствует (Букин, 2004). В различных источниках данное понятие определяется и как способность (Самонов, 1982), и как «активизация способностей» к виду труда (Платонов, 1972), и как совокупность психолого-педагогических воздействий (Саракул, 2005), и как система мер (Кудряшова, 2008). В ряде случаев существует значительный разрыв между определением целей и задач психологической подготовки, наблюдается противоречие между её задачами, содержанием и методами.

Использование эмпирического подхода к разработке программ и подбору методов психологической подготовки не всегда позволяет получить запланированные результаты при разных условиях деятельности специалистов (в качестве примера можно сравнить деятельность военизированных горноспасательных отрядов и поисково-спасательных служб на водных объектах). Представляется, что подобная ситуация сложилась не только в силу разнообразия условий деятельности, но и по причине отсутствия общей теоретической модели, раскрывающей психологические механизмы подготовки к выполнению профессиональных задач. В данной работе представлена попытка анализа психологических механизмов, лежащих в основе готовности к профессиональной деятельности на примере подготовки спасателей МЧС России.

Целями психологической подготовки спасателей являются повышение эффективности профессиональной деятельности и профилактика негативных последствий профессионального стресса. Содержание программы подготовки определяется выполняемыми спасателями задачами и условно разделяется на три блока: 1) профессиональный стресс и профилактика его негативных последствий; 2) особенности психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях и допсихологическая помощь; 3) элементы практической социальной психологии. Подбор методов психологической подготовки основан на деятельностном подходе в обучении (П.Я. Гальперин), что позволяет «дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям, в помощь им» (Бадмаев, 1998, с.19).

Данная программа направлена на овладение системой знаний, умений и навыков, которые позволят спасателю быстро мобилизоваться для выполнения профессиональных задач в экстремальной ситуации, не испытывая при этом ощущений растерянности и беспомощности. Последнее крайне нежелательно не только потому, что снижает эффективность действий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, но и может являться пусковым механизмом развития негативных психологических последствий.

Для анализа состояния безвыходности и связанной с этим беспомощности была создана системно-динамическая модель, важными элементами которой являются: переживание неподконтрольности происходящего, высокая неопределенность ситуации деятельности и негативно окрашенные эмоциональные переживания (Баханова, Битюцкая, 2014; Битюцкая, Баханова, Корнеев, 2015). Отметим, что перечисленные параметры характеризуют также и условия профессиональной деятельности спасателей. В связи с этим представляется интересным применение указанной модели для уточнения методов и содержания психологической подготовки спасателей.

Описание системно-динамической модели субъективной безвыходности трудной жизненной ситуации

Данная модель описывает один из типов переживания трудной ситуации, при котором человек «застревает» в неблагоприятном положении, не знает, как действовать дальше. При этом разрешение трудной задачи, выход могут быть объективно возможны, однако субъект воспринимает условия как безвыходные (поэтому в названии используется понятие субъективная или воспринимаемая безвыходность). Модель разработана на эмпирическом материале (выборка исследования составляет более 700 человек) и показывает, что три фактора: 1) сильные отрицательные эмоции (страх, паника, агрессия, тревога, отчаяние и др.), 2) отсутствие контроля над ситуацией и 3) её непонятность определяют оценку ситуации как безвыходной. Так, связь воспринимаемой безвыходности и неподконтрольности объясняется следующим образом. С возрастанием трудности ситуации увеличивается необходимость затрат усилий и ресурсов для преодоления.

В ряде случаев человек оценивает свои силы и ресурсы как недостаточные для разрешения задачи, и, как следствие, воспринимает ситуацию неподконтрольной. При этом разница между необходимым и имеющимся объемом ресурсов человека может быть уменьшена за счет а) усиления собственных ресурсов и самосовершенствования, б) помощи социального окружения. В целом же, чем меньше человек ощущает контроль над ситуацией, тем меньше возможностей для её преодоления он видит. Взаи‑ мосвязь безвыходности и степени эмоциональных переживаний состоит в следующем. Чем сильнее эмоции, тем меньше контроль над ситуацией; как следствие, тем меньше вероятность найти выход из текущего положения.

Кроме того, эмоциональные переживания усложняют способность рационально оценивать, понимать происходящее, а непонятность ситуации, в свою очередь, усугубляет эмоции. Непонимание ситуации является наиболее значимой детерминантой субъективной безвыходности, обусловливающей это переживание как напрямую, так и опосредованно (через связи с неподконтрольностью и эмоциями) (Баханова, Битюцкая, 2014).

На основе путевого анализа доказано, что такой эмоционально-оценочный комплекс определяет, с одной стороны – снижение проблемно-ориентированного копинга (активных планомерных действий, направленных на изменение ситуации); с другой стороны – усиление вероятности актуализации избегания трудной ситуации (Битюцкая, Баханова, Корнеев, 2015).

В модели представлены также компоненты, воздействие на которые позволяет эффективно преодолеть (либо предотвратить) безвыходность:

  1. усиление собственных ресурсов;
  2. привлечение помощи социального окружения; 
  3. знания о способах разрешения ситуации; 4) наличие и использование опыта преодоления; 
  4. прогнозирование исхода ситуации (Там же).

Применяя представленную модель к профессиональной деятельности спасателя, соотнесем описанные компоненты с содержанием и задачами психологической подготовки специалистов. Знания об особенностях психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях, о стрессогенных факторах и приемах профилактики негативных последствий профессионального стресса задают опорные точки, позволяющие спасателям сформировать более адекватный образ ситуации, точнее прогнозировать развитие событий и более целесообразно распределять ресурсы на период ведения работ.

При подготовке спасателей используются активные методы обучения.

Специально разработанные сюжетно-ролевые и деловые игры позволяют сотрудникам МЧС в безопасных условиях осваивать управление процессами и состояниями, значимыми для профессиональной деятельности. Учебные ситуации, которые характеризуются высоким уровнем неопределенности, позволяют не только сформировать умения оценивать и прогнозировать риски в связи с поведением пострадавших, оказывать им необходимую психологическую поддержку, определять развитие межличностных конфликтов, но и приобрести опыт успешного преодоления ситуаций, связанных с высокой эмоциональной насыщенностью межличностных контактов. Также в рамках учебных ситуаций закрепляются навыки рефлексии и саморегуляции эмоционального состояния. Как отмечают спасатели в интервью и отчетах, опыт переживания и успешного преодоления проблемной трудной ситуации во время обучения становится значимым ресурсом в реальных условиях деятельности.

Таким образом, система знаний и умений, формирующаяся у спасателей в рамках психологической подготовки, даёт им возможность прогнозировать развитие и исходы экстремальной ситуации, что, в свою очередь, определяет более целесообразные и эффективные действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В целом, обучение спасателей направлено на создание предпосылок для оценки экстремальной ситуации как понятной и подконтрольной, предупреждение негативных эмоциональных реакций.

Выводы

Результаты проведенного анализа позволяют выделить следующие психологические механизмы подготовки спасателей: 1) оценка экстремальной ситуации как подконтрольной и её понимание как комплекса взаимосвязанных элементов; 2) саморегуляция эмоционального состояния; 3) прогнозирование (антиципация) развития событий и 4) «упреждающее Совладание» (оборот В.А. Петровского), которое в данном случае проявляется в том, что специалистов обучают действиям по преодолению экстремальной ситуации, которая еще не произошла.

Модель субъективной безвыходности трудной ситуации позволяет научно отрефлексировать комплекс факторов, на которые должна быть направлена психологическая подготовка спасателей. Тем самым данная модель становится инструментом анализа эффективности подготовки профессиональных контингентов МЧС России и содержит возможности для её усовершенствования.

Литература

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  2. Баханова Е.А., Битюцкая Е.В. Разработка психологической модели трудной жизненной ситуации на основе метода системной динамики // Государственное управление: Российская Федерация в современном мире. ХII Международная конференция факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, 29–31 мая 2014г.: [Электронный ресурс]. – Инфра-М. – М., 2015. – С.642–646.
  3. Битюцкая Е.В., Баханова Е.А., Корнеев А.А. Моделирование субъективной безвыходности трудной жизненной ситуации // Национальный психологический журнал. 2015. В печати.
  4. Букин М.С. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к условиям служебно-боевой деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Тверь, 2004.
  5. Кудряшова Г.Н. Особенности психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы ОВД к деятельности в условиях с риском для жизни. Дис. …канд. психол. наук. – СПб., 2008.
  6. Платонов К.К. О системе психологии. – М.: «Мысль», 1972. 
  7. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. – М.: Стройиздат, 1982.
  8. Саракул А.Г. Психологическая подготовка личного состава подразделений специального назначения путем применения физических упражнений, сочетаемых с приемами психоэмоционального самоуправления. Дис. …канд. психол. наук. – СПб., 2005.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2015

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Битюцкая Е.В., Елисеева И.Н., Шойгу Ю.С. К вопросу о психологических механизмах подготовки спасателей к профессиональной деятельности // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки