ВЛЕЧЕНИЕ
Влечение (англ. drive) - непосредственное эмоциональное переживание потребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. В психологической литературе чаще всего встречаются 2 трактовки. Одна делает акцент на его недостаточной осознанности, тогда как др. ставит В. в непременную связь с органическими потребностями (в пище, воде, наркотиках, гормонах и т.д.; а также в избежании болезненных состояний, вызываемых дискомфортными условиями). Оба эти взгляда имеют под собой основание, но в целом являются слишком односторонними. На самом деле В. м. б. и плохо, и хорошо осознанным (см., напр., Гомосексуализм). Недостаточная осознанность В. бывает связана не столько с отсутствием представления о его объекте, сколько с непониманием существа потребности в нем. Человек обычно в той или иной степени знает, к чему именно его влечет, но очень часто не может дать себе отчета в причине этого В. Столь же неправомерно сводить В. к проявлению одних лишь органических потребностей.
Сущность Влечения м. б. понята только при учете принципиального отличия мотивации поведения человека от мотивации поведения животных. У последних актуализированная, отраженная в эмоциональном переживании потребность мотивирует их активность непосредственно. Если же у животного возникает сразу несколько побуждений, то верх берет просто самое сильное из них. Действия животных непроизвольны. Для взрослого нормального человека, наоборот, типична произвольная активность, первым условием которой является способность к рефлексии, к осознанию своих собственных В. и либо к принятию их или же отвержению. Возникновение В. образует начальный этап мотивационного процесса. На смену этому этапу приходит этап «желания» («хотения»), возникающего в результате сознательного решения последовать тому или др. побуждению. См. Либидо, Наркомания.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и др. влечение - одно из центральных понятий психоанализа.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Влечение - психологическое состояние, неосознаваемый этап формирования потребности. Представленная в нем потребность либо не развивается, угасает, либо, становясь осознаваемой, реализуется в форме конкретного желания, мечты и т.п. влечение соответствует стадии зарождения потребности, оно стимулирует деятельность человека, придает ей определенную направленность.
Патология Влечение ("жизни влечений") - характерна, в первую очередь, для аномальных, психопатических личностей. Различают импульсивные В., направленные на достижение объективно неприемлемых целей (дипсомания, дромомания, пиромания, клептомания, мифомания, копролалия, нимфомания, сатириазис), и расстройства на уровне инстинктов, выражающиеся извращениями врожденных В., в первую очередь сексуального влечения (гомосексуализм, садизм, мазохизм, фетишизм, пигмалионизм, нарциссизм, трансвестизм).
Импульсивные Влечение - носят непреодолимый характер, они реализуются без попытки внутреннего сопротивления. К расстройствам В. на инстинктивном уровне относятся и нарушения пищевого влечения (булимия, анорексия, полифагия, полидипсия). влечение может носить контрастный характер, в этих случаях оно противоречит конкретной реальной ситуации и морально-этическим установкам личности.
Патология В. может носить навязчивый характер - стремление совершать ненужные и даже опасные для больного поступки; такие В. характерны для навязчивых состояний, в рамках которых могут наблюдаться и контрастные В. В. ПОЛОВОЕ (лат. libido sexualis). См. либидо.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Влечение - возникающая, главным образом инстинктивно, выраженная потребность, имеющая определенную направленность поведения.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Влечение - термин с избытком моделей употребления, некоторые из них довольно точные, другие очень свободные. Возможно наиболее ясное значение, и то, из которого образовываются все другие значения, это Понимание влечения как мотивационного состояния, вызванного: (а) отсутствием необходимых веществ, таких как пища, лекарственные средства, гормоны и т.д.; или (б) присутствием вредного стимула, такого как громкий шум, чрезмерный холод или жара, и болезненного стимула и т.д.
Обратите внимание, что термин в этом смысле относится к гипотетическому состоянию организма и должен быть выведен или из контролируемых действий (преднамеренное лишение субъекта необходимого вещества), или из наблюдений за внешним поведением (например, предпочтение пищи сексу, или наоборот). Следует отличать влечение от потребности. "Потребность" употребляется для описания состояния депривации и не обязательно подразумевает мотивационное состояние. Согласно стандартной точке зрения, состояния потребности рассматриваются как вызывающие состояния влечения, которые, в свою очередь мотивируют поведение. Сложность заключается в осмыслении этого; см. побудитель.
предметная область термина
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ Свободное значение – любое влечение к социальному взаимодействию, влечение скорее к межличностным целям, чем к физическим или материальным. Следует различать с социализированным влечением.
АКТИВИРУЮЩИЙ ВЛЕЧЕНИЕ СТИМУЛ - любой стимул (или комбинация стимулов), который служит для того, чтобы активизировать влечение, находящееся в неактивном состоянии. Они могут быть либо внутренними (мысли о сочном, жарящемся на открытом огне бифштексе), либо внешними (запах пищи).
МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ - побуждение манипулировать объектами, совершать с ними какие-то действия и исследовать их. Необихевиористы предполагали, что это влечение имеется у различных организмов, включая многие виды, находящиеся на более низких ступенях развития, так как известно, что они демонстрируют такие модели поведения, в которых единственной наградой является возможность манипулировать сложным новым объектом.
ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ (ИНСТИНКТ ЖИЗНИ) - обеспечивают сохранение, поддержание и развитие жизни во всех ее аспектах. Согласно З. Фрейду - противоположны влечениям к смерти и по своей сути сексуальны. Сюда относятся собственно влечения сексуальные и влечение к самосохранению.
ВЛЕЧЕНИЕ К САМОСОХРАНЕНИЮ – одно из понятий, использованное З. Фрейдом в психоаналитической теории влечений для обозначения внутренне присущей человеку тенденции к поддержанию жизни. По своей конечной цели влечение к самосохранению приравнивалось в классическом психоанализе к влечению Я и влечению к жизни. В функциональном отношении оно рассматривалось З. Фрейдом по-разному в зависимости от тех изменений, которые вносились им в психоаналитическую теорию влечений. После публикации работы «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой основное внимание уделялось рассмотрению природы и форм проявления человеческой сексуальности, на основе клинической практики и в результате дальнейших размышлений З. Фрейд пришел к мысли о необходимости обоснования дуалистической теории влечений.
В 1910г. он ввел понятие «влечение к самосохранению». Действующие в психике человека влечения стали рассматриваться им через призму наличия противоположности между влечениями, служащими сексуальному удовлетворению, и влечениями, направленными на самосохранение. влечение к самосохранению отождествлялось с влечением Я. Поэтому в работах З. Фрейда того периода оба влечения рассматривались как тождественные, взаимозаменяемые.
В работе «Влечения и их судьба» (1915) З. Фрейд писал о том, что признание различия между сексуальным влечением и влечением Я или самосохранения является вспомогательной конструкцией, которая должна быть заменена другой, соответствующей пониманию специфики различных психических заболеваний, в частности нарциссических психоневрозов. Ранее в работе «О нарциссизме» (1914) он высказал идею о нарциссизме (заимствование из греческой легенды о Нарциссе, обозначающее любовь к собственному образу).
Явление нарциссизма требует изучения с точки зрения лучшего понимания направленности влечений человека на самого себя, на свое Я, которое стало характеризоваться З. Фрейдом как «резервуар либидо». Отталкиваясь от этой идеи, он пришел к следующему выводу. Различие между сексуальными влечениями и влечениями Я или самосохранения утрачивает смысл. Более существенным является различие между либидо, направленным на объект (объектное либидо), и либидо, ориентированным на Я (нарциссическое либидо). Оба вида либидо различаются по своей цели, но они могут не различаться по своей природе, поскольку влечение к самосохранению становится частью сексуального влечения, направленного на Я. Такое изменение в теории влечений привело к сближению позиций З. Фрейда и К.Г. Юнга.
Более широкое толкование понятия либидо включало в себя не только сексуальную, но и психическую энергию как таковую, против чего ранее выступал основатель психоанализа. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд вновь возвращается к дуалистической теории влечений. Предшествующая противоположность между сексуальными влечениями и влечением к самосохранению перерастает в противоположность между влечением к жизни, Эросом и влечением к разрушению, к смерти. Тем самым псиоаналитическая теория влечений не только сохранила свой дуализм, но и как бы спасла первоначальный смысл понятия либидо, которое вновь стало применяться к силам Эроса, в отличие от энергии влечения к смерти.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий