Психологические проблемы смысла жизни и акме
П-86 Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / Отв.ред. : Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021 - 345 с. ISBN 978-5-6042741-1-8
Результаты: 87 (страница 1, всего 2 стр.)
1 | Lieben und Arbeiten, и стипендия: смыслы взрослой жизни в рефлексии современных студентов | Клементьева М.В. |
В статье рассмотрены смыслы событий взрослой жизни в биографической рефлексии современных студентов от 17 до 33 лет, обучающихся в ВУЗах. Выделены обобщенные концепты, служащие субъективными признаками взрослости: ответственность, независимость, причастность, релятивность.
|
2 | Акмеологические подходы к исследованию профессиональной востребованности личности (на примере преподавателя вуза) | Селюч М.Г. |
В статье представлен акмеологический аспект к рассмотрению феномена «профессиональная востребованность», который обусловлен параллельно двумя неотъемлемыми процессами: профессионализмом деятельности и профессионализмом личности.
|
3 | Актуальность формирования антитеррористической и антиэкстремистской направленности сознания в образовательной среде вуза | Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В. |
В статье рассмотрены способы формирования антитеррористического и антиэкстремистского сознания молодёжи, технологии направленного формирования и развития установок противодействия терроризму у студентов ВУЗа.
|
4 | Амплификация смыслов учения в ситуации сотворчества преподавателя и студента в цифровом взаимодействии | Гагарин А.В., Соловьева Н.В. |
В статье актуализируется идея профессионального развития личности в условиях цифровизации образования.
|
5 | Анализ абьюзивных отношений, имеющих сексуальный подтекст, и меры психологической реабилитации жертв сексуального насилия | Харламова Д.А. |
В статье рассмотрен аспект абьюзивных отношений. Основное внимание уделено проблематике, связанной с насилием не только между мужчиной и женщиной, но и в отношении детей. Рассмотрены причины формирования сексуального абьюза. Предложены два метода к проблеме предотвращения насилия: карательный и ресторативный.
|
6 | Арт-терапия и личностный рост человека | Кильдишова А.С. |
Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи и влиянию арт-терапии на личностный рост человека. Рассмотрены общие понятия личностного роста в психологической науке, понятие личностного роста в концепции личностно-ориентированного подхода К. Роджерса и взгляд на личностное развитие В. Франкла, проводится параллель между этими концепциями и пониманием личностного роста в контексте арт-терапии.
|
7 | В.Э. Чудновский о личностном фундаменте смысла жизни | Вайзер Г.А. | |
8 | Взаимосвязь самоактуализации с индивидуально-типологическими свойствами личности | Короткова В.О., Лобза О.В. |
Статья посвящена изучению самоактуализации личности молодых людей во взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями и профессиональной мотивацией. Предложены эмпирические уровни самоактуализации: свободно-индивидуалистический и зависимо-конформный.
|
9 | Взаимосвязь толерантности к неопределенности со смысложизненными и ценностными ориентациями | Панова В.С. |
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы толерантности к неопределенности и взаимосвязи этого феномена с ценностно-смысловой сферой личности. В данной работе рассмотрены работы зарубежных и отечественных авторов по проблеме изучения толерантности к неопределенности.
|
10 | Влияние личности учителя на процесс формирования личности ученика | Ковалева Т.А. |
В статье показана значимость работ известного психолога В.Э. Чудновского по смысложизненной проблематике. Работы ученого рассматриваются в двух направлениях: «личностный фундамент» смысла жизни; специфика профессии учителя. Автор статьи знакомит с авторскими программами духовно-нравственного содержания, играющими важную роль в развитии смысложизненных ориентаций.
|
11 | Внутренние предпосылки осознания профессиональной деятельности способом самореализаци | Шогорева Е.Ю. |
В статье изложены результаты эмпирического исследования особенностей осознания субъектом профессиональной деятельности способом самореализации (на примере офицеров) с позиций системного подхода, и выделены его внутренние условия, такие как: мотивационные особенности деятельности, ценностные характеристики.
|
12 | Возможна ли жизнь без смысла | Ложникова О.М. |
Эссе представляет собой теоретическое исследование необходимости смысла жизни для жизнедеятельности человека как личности. В данной работе рассмотрены труды В. Франкла, З. Фрейда и других ученых. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы установлено, что ощущение отсутствия смысла жизни затрудняет жизнь человека и может привести к попыткам суицида.
|
13 | Возможна ли жизнь без смысла? | Валеева С.Р. |
Автор представленного эссе рассматривает смысл человеческой жизни в современном контексте как сугубо искусственный конструкт, который человек ищет после потери естественного смысла жизни.
|
14 | Возможна ли жизнь без смысла? | Федосеева А. |
Данная работа посвящена анализу извечной проблемы поиска смысла жизни. Каждый человек стремится к полноценному и рациональному существованию, но будет ли это существование продуктивным, если тобой ничто не движет?
|
15 | Воля к жизни и к профессии как «социальное строительство» | Громыхалина Я.С. |
Статья посвящена анализу жизненного пути выдающегося учёного и психолога IX века с немецкими корнями и русской душой, Николаю Николаевичу Ланге. В данной работе я хотела показать, на что способна и насколько велика сила воли человека в борьбе за жизнь.
|
16 | Детство как актуальный феномен в процессе подготовки курсантов – будущих инспекторов по делам несовершеннолетних | Сидорова Д. |
В работе описаны различные стороны детства. Автор делает акцент на необходимости работы с собственным детством, рефлексии и осознания ключевых моментов.
|
17 | Деятельность, смысл и субъективное благополучие личности | Михайлова Д. |
В статье рассматриваются определения субъективного благополучия, одним из компонентов которого является экзистенциально-деятельностное благополучие. Данный феномен отражает событийно-смысловую насыщенность жизнь.
|
18 | Ещё раз к вопросу феномена внутренней пустоты и экзистенциального вакуум | Калинин И.В. |
В статье обсуждается феномен внутренней пустоты и экзистенциального вакуума, утверждается их нетождественность, а также подвергается сомнению правильность рассмотрения указанных феноменов с позиций «абсолютного зла».
|
19 | Еще раз о смысле жизни | Яхнин Е.Д. |
Автор анализирует понятие «смысл существования человека». В содержание этого понятия включаются усилия, направленные на укрепление и развитие социума, и достижение человеком состояния счастья.
|
20 | Жизненная успешность и ее взаимосвязь с готовностью личности к изменениям | Деева Н.А. |
Представлены результаты анализа культурно-исторических и философских предпосылок оформления феномена жизненной успешности, обозначены личностные качества и проблемы жизненной успешности как показателей акме.
|
21 | Жизненная цель: смысл жизни как главный смыслообразующий мотив в теории деятельности А.Н. Леонтьева | Воеводина Е.Ю., Лебедева А.А. |
Статья сосредоточена на конструкте «жизненной цели» из начатой реконструкции теории личности А.Н. Леонтьева. Жизненная цель определена как аналог конструкта «смысл жизни». Дано описание позиции жизненной цели в структуре личности и роли в развитии личности.
|
22 | Иерархия потребностей реализованного человека | Гаврилова Е.И. |
В статье приведена иерархия категорий внутренних состояний человека, последовательно достигая которые и, в конечном счете, дойдя до наивысшей стадии, человек будет внутренне ощущать себя как полностью достигший жизненной реализации.
|
23 | Имплицитные концепции личностной зрелости как фактор саморазвития личности | Скворцова Л.Л. |
В статье представлены результаты эмпирического обоснования взаимосвязи имплицитных концепций личностной зрелости и саморазвития. Выявлено, что наибольшее влияние на интенсивность саморазвития оказывают представления о социальной реализованности зрелой личности.
|
24 | Индивидуальность как личность или индивидуальность как «свобода» | Осницкий А.К. |
Сопоставляются понятия личности и индивидуальности в культуре России и культуре стран Запада и США. Автор в интерпретации твердо стоит на позициях отечественных исследователей и выступает против смешения этих понятий.
|
25 | Интроспекция психолога вуза как необходимое условие его успешной деятельности | Ситнова И.В. |
В статье рассматриваются теоретические основы формирования успешной деятельности психолога, проводится анализ угроз, стратегий, психоаналитических перспектив и связанный с этим контроль профессионального уровня компетенций психолога методом интроспекции.
|
26 | Источники формирования ценностных ориентаций личности | Гаврилина А.А. |
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. В статье рассматриваются источники формирования ценностных ориентаций личности и их роль, так же выделяются уровни источников ценностных ориентаций, макроуровень, мезоуровень и микроуровень.
|
27 | К вопросу определения смысла и ценности службы в органах внутренних дел | Смирнова Е.С. |
В статье представлен анализ проблем профессиональной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В акмеологическом ключе рассматриваются особенности профессиональной мотивации. Приведен анализ причин увольнения сотрудников, мотивационных компонентов, способствующих благоприятному выполнению должностных обязанностей сотрудниками ОВД.
|
28 | Киберпространство в контексте педагогики смысложизненных ориентаций | Ульянова И.В. |
Статья посвящена анализу противоречий, фиксируемых в современном обществе: между реальным жизненным пространством человека и киберпространством, в которое он вовлекается в качестве активного субъекта и манипулируемого объекта.
|
29 | Кризис жизни у мужчин и женщин в период средней взрослости | Сахарова С.А. |
Статья посвящена проблеме кризиса смысла жизни и особенностям его проживания мужчинами и женщинами в период средней взрослости. Особенности проявления кризиса смысла жизни вносят вклад в изучение нормативного кризиса среднего возраста.
|
30 | Личность через понятие идентичности | Гоников А.В. |
В данной статье автор попытался рассмотреть понятие личность через призму экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера. Личность как целостный феномен присутствия в мире концептуализируется через иерархически упорядоченную систему идентичностей человека.
|
31 | Манипуляция в супружеских отношениях в контексте экзистенциально-гуманистического подхода | Минков А.О. |
Проблема манипулирования личностью в условиях современного общества является актуальной и широко распространена в мире. Манипуляция распространилась во всех областях человеческой жизни, и многие ученые рассматривают ее как неприемлемую форму общения, нарушающую права человека на свободу волеизъявления и принятия решения.
|
32 | Некоторые важнейшие концепты логотерапии на примере пьесы В. Франкла «Синхронизация в Биркенвальде» | Штукарева С.В. |
Статья посвящена некоторым ключевым концептам логотерапии на примере пьесы Франкла «Синхронизация в Биркенвальде». Выдержки из пьесы выступают и как основные постулаты логотерапии, и как иллюстрации к концептам.
|
33 | Некоторые размышления о психологическом содержании феномена прокрастинации в оптике экзистенциального подхода | Базаров Р.И. |
Статья посвящена теоретическому анализу о психологическом содержании феномена прокрастинации в экзистенциальном направлении.
|
34 | Нет ничего трудного для человека, имеющего волю | Бобкина Е.Д. |
В данной статье представлено рассуждение о значении и важности выражения «воля к жизни». В качестве примера приведена жизнь одной самых выдающихся психологов, основательницы патопсихологии и женщины, посвятившей себя науке – Блюмы Вульфовны Зейгарник.
|
35 | Особенности личностных смыслов самопредъявления студентов в диалоге | Ахмадеева Е.В. |
В исследовании отражены теоретические основы понятий «самопредъявление» и «диалог», а также представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей самопредъявления студентов в диалоге.
|
36 | Особенности смысложизненных ориентаций личности студентов-юристов | Карабущенко Н.Б., Нерсесянц А.В. |
Обосновывается значение изучения смысложизненных ориентаций будущих юристов в контексте понимания смысла жизни как важнейшей экзистенциальной ценности.
|
37 | Особенности смысложизненных ориентаций, возникающие в период неопределенности – пандемии covid-19 | Симакина А.А., Эркенова С.А. |
В статье представлен анализ особенностей смысложизненных ориентаций людей в условиях пандемии. В ходе исследования коронавирус рассматривается как фактор влияния на динамику смысложизненных ориентаций. В результате исследования были получены данные по показателям СЖО и шкале толерантности к неопределённости.
|
38 | Осознание смысла жизни начинающим психологом-консультантом как условие формирования конгруэнтности и аутентичности | Кириллов Б.В. |
Статья посвящена теоретическому обзору профессионального развития в сфере консультативной психологии. внимание уделяется конструкту аутентичного смысла жизни начинающего психолога-консультанта, направленного на реализацию жизненного потенциала личности.
|
39 | Педагогическая герменевтика в управленческом образовании руководителей органов внутренних дел: ценности и смыслы | Сердюк Н.В. |
Статья посвящена смысложизненным ориентирам в подготовке полицейских руководителей, обоснованы основные направления педагогической герменевтики в управленческом образовании.
|
40 | Подходы к разработке примерной программы учебной дисциплины психология в школе | Степнова Л.А. |
Статья посвящена авторскому подходу к разработке примерной программы учебной дисциплины психология в школе. Представленные в концепции учебные модули нацелены на формирование основных компонентов самосознания.
|
41 | Прав ли Альберт Эйнштейн, утверждая: «стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» | Демиденко В.А. |
В статье размышления о смысле жизни, о важности педагогического процесса, о необходимости работы с молодежью. Размышления об истинном успехе, о необходимости работы над собой и важности процесса самообразования и саморазвития.
|
42 | Представления учащихся восьмых классов о смысле жизни | Круглова М.Б. |
Статья посвящена проблеме изучения представлений о смысле жизни у подростков. Анкетирование показало, что у учащихся восьмых классов складываются представления о смысле жизни и смысле своей жизни.
|
43 | Применение метода case-study при подготовке курсантов-будущих инспекторов ПДН | Брылева Ю.А. |
В статье актуализируется подготовка кадров для органов внутренних дел по специальности – социальная педагогика. Современное социокультурное общество нацеливает сотрудников органов внутренних дел на оперативное профессиональное решение сложившихся ситуаций.
|
44 | Проблемы смысла жизни и оценки стратегий жизненного пути в периоды коронавирусной инфекции и переживания ее последствий | Пашукова Т.И. |
В статье рассматривается эго-состояние личности и ее мировосприятие в периоды болезни и переживаний последствий, вызванных коронавирусной инфекцией.
|
45 | Проблемы совершенствования учебного процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп | Суркова Л.В. |
Рассмотрены основные направления совершенствования учебного процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп. Подчеркнуто значение личностно-ориентированного подхода в системе физического воспитания.
|
46 | Психологические детерминанты личностно-профессиональной самореализации: обзор исследований | Катькало К.Д. |
Статья посвящена изучению психологических факторов и условий, детерминирующих становление гармоничной самореализующейся личности, как в профессиональной, так и в личностной сферах самоосуществления. На основе теоретического анализа обозначены актуальные направления дальнейших исследований.
|
47 | Психологические проблемы в принятии материнской идентичности современными женщинами | Андрияничева М.А. |
Статья посвящена анализу теоретических исследований о материнской идентичности современных женщин, понимания современными женщинами своей материнской роли, как одного из смыслов жизни.
|
48 | Психологическое содержание личностных проектов молодых русских и испанцев | Рязанцева Е.Ю. |
В статье рассмотрено психологическое содержание личностных проектов молодых русских и испанцев (17-25 лет). Представлены материалы исследования, полученные при авторской адаптации методики Б. Литтла «Анализ личностных проектов».
|
49 | Раскрытие одаренности как предпосылка формирования смысложизненных ориентаций | Белова Е.С. |
В статье рассматривается проблема формирования смысложизненных ориентаций в связи с вопросами раскрытия одаренности. Основное внимание уделяется проявлениям одаренности в области математики и начальному периоду формирования смысложизненных ориентаций.
|
50 | Рефлексия пенсионеров прожитого как основа психологической безопасности личности | Бересток Т.Б. |
Проблема психологической безопасности пожилого человека – одна из самых актуальных проблем современного общества. В обществе наблюдается повышение психической напряженности, на фоне которой происходит ломка ранее устойчивых социальных установок и сложившихся стереотипов поведения, вызывающих ощущение неустойчивости окружающего мира и сопровождающихся внутренней психической напряженностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.
|