Психологические проблемы смысла жизни и акме

П-86 Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / Отв.ред. : Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021 - 345 с. ISBN 978-5-6042741-1-8

Результаты: 87 (страница 1, всего 2 стр.)

1 Lieben und Arbeiten, и стипендия: смыслы взрослой жизни в рефлексии современных студентов Клементьева М.В.
В статье рассмотрены смыслы событий взрослой жизни в биографической рефлексии современных студентов от 17 до 33 лет, обучающихся в ВУЗах. Выделены обобщенные концепты, служащие субъективными признаками взрослости: ответственность, независимость, причастность, релятивность.
2 Акмеологические подходы к исследованию профессиональной востребованности личности (на примере преподавателя вуза) Селюч М.Г.
В статье представлен акмеологический аспект к рассмотрению феномена «профессиональная востребованность», который обусловлен параллельно двумя неотъемлемыми процессами: профессионализмом деятельности и профессионализмом личности.
3 Актуальность формирования антитеррористической и антиэкстремистской направленности сознания в образовательной среде вуза Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В.
В статье рассмотрены способы формирования антитеррористического и антиэкстремистского сознания молодёжи, технологии направленного формирования и развития установок противодействия терроризму у студентов ВУЗа.
4 Амплификация смыслов учения в ситуации сотворчества преподавателя и студента в цифровом взаимодействии Гагарин А.В., Соловьева Н.В.
В статье актуализируется идея профессионального развития личности в условиях цифровизации образования.
5 Анализ абьюзивных отношений, имеющих сексуальный подтекст, и меры психологической реабилитации жертв сексуального насилия Харламова Д.А.
В статье рассмотрен аспект абьюзивных отношений. Основное внимание уделено проблематике, связанной с насилием не только между мужчиной и женщиной, но и в отношении детей. Рассмотрены причины формирования сексуального абьюза. Предложены два метода к проблеме предотвращения насилия: карательный и ресторативный.
6 Арт-терапия и личностный рост человека Кильдишова А.С.
Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи и влиянию арт-терапии на личностный рост человека. Рассмотрены общие понятия личностного роста в психологической науке, понятие личностного роста в концепции личностно-ориентированного подхода К. Роджерса и взгляд на личностное развитие В. Франкла, проводится параллель между этими концепциями и пониманием личностного роста в контексте арт-терапии.
7 В.Э. Чудновский о личностном фундаменте смысла жизни Вайзер Г.А.
В статье показана значимость работ В.Э. Чудновского по проблеме «смысл жизни и возраст». Выделена интегрирующая функция смысла жизни в психологическом развитии, ее роль в объединении отдельных возрастных этапов в единую линию жизни.
8 Взаимосвязь самоактуализации с индивидуально-типологическими свойствами личности Короткова В.О., Лобза О.В.
Статья посвящена изучению самоактуализации личности молодых людей во взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями и профессиональной мотивацией. Предложены эмпирические уровни самоактуализации: свободно-индивидуалистический и зависимо-конформный.
9 Взаимосвязь толерантности к неопределенности со смысложизненными и ценностными ориентациями Панова В.С.
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы толерантности к неопределенности и взаимосвязи этого феномена с ценностно-смысловой сферой личности. В данной работе рассмотрены работы зарубежных и отечественных авторов по проблеме изучения толерантности к неопределенности.
10 Влияние личности учителя на процесс формирования личности ученика Ковалева Т.А.
В статье показана значимость работ известного психолога В.Э. Чудновского по смысложизненной проблематике. Работы ученого рассматриваются в двух направлениях: «личностный фундамент» смысла жизни; специфика профессии учителя. Автор статьи знакомит с авторскими программами духовно-нравственного содержания, играющими важную роль в развитии смысложизненных ориентаций.
11 Внутренние предпосылки осознания профессиональной деятельности способом самореализаци Шогорева Е.Ю.
В статье изложены результаты эмпирического исследования особенностей осознания субъектом профессиональной деятельности способом самореализации (на примере офицеров) с позиций системного подхода, и выделены его внутренние условия, такие как: мотивационные особенности деятельности, ценностные характеристики.
12 Возможна ли жизнь без смысла Ложникова О.М.
Эссе представляет собой теоретическое исследование необходимости смысла жизни для жизнедеятельности человека как личности. В данной работе рассмотрены труды В. Франкла, З. Фрейда и других ученых. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы установлено, что ощущение отсутствия смысла жизни затрудняет жизнь человека и может привести к попыткам суицида.
13 Возможна ли жизнь без смысла? Валеева С.Р.
Автор представленного эссе рассматривает смысл человеческой жизни в современном контексте как сугубо искусственный конструкт, который человек ищет после потери естественного смысла жизни.
14 Возможна ли жизнь без смысла? Федосеева А.
Данная работа посвящена анализу извечной проблемы поиска смысла жизни. Каждый человек стремится к полноценному и рациональному существованию, но будет ли это существование продуктивным, если тобой ничто не движет?
15 Воля к жизни и к профессии как «социальное строительство» Громыхалина Я.С.
Статья посвящена анализу жизненного пути выдающегося учёного и психолога IX века с немецкими корнями и русской душой, Николаю Николаевичу Ланге. В данной работе я хотела показать, на что способна и насколько велика сила воли человека в борьбе за жизнь.
16 Детство как актуальный феномен в процессе подготовки курсантов – будущих инспекторов по делам несовершеннолетних Сидорова Д.
В работе описаны различные стороны детства. Автор делает акцент на необходимости работы с собственным детством, рефлексии и осознания ключевых моментов.
17 Деятельность, смысл и субъективное благополучие личности Михайлова Д.
В статье рассматриваются определения субъективного благополучия, одним из компонентов которого является экзистенциально-деятельностное благополучие. Данный феномен отражает событийно-смысловую насыщенность жизнь.
18 Ещё раз к вопросу феномена внутренней пустоты и экзистенциального вакуум Калинин И.В.
В статье обсуждается феномен внутренней пустоты и экзистенциального вакуума, утверждается их нетождественность, а также подвергается сомнению правильность рассмотрения указанных феноменов с позиций «абсолютного зла».
19 Еще раз о смысле жизни Яхнин Е.Д.
Автор анализирует понятие «смысл существования человека». В содержание этого понятия включаются усилия, направленные на укрепление и развитие социума, и достижение человеком состояния счастья.
20 Жизненная успешность и ее взаимосвязь с готовностью личности к изменениям Деева Н.А.
Представлены результаты анализа культурно-исторических и философских предпосылок оформления феномена жизненной успешности, обозначены личностные качества и проблемы жизненной успешности как показателей акме.
21 Жизненная цель: смысл жизни как главный смыслообразующий мотив в теории деятельности А.Н. Леонтьева Воеводина Е.Ю., Лебедева А.А.
Статья сосредоточена на конструкте «жизненной цели» из начатой реконструкции теории личности А.Н. Леонтьева. Жизненная цель определена как аналог конструкта «смысл жизни». Дано описание позиции жизненной цели в структуре личности и роли в развитии личности.
22 Иерархия потребностей реализованного человека Гаврилова Е.И.
В статье приведена иерархия категорий внутренних состояний человека, последовательно достигая которые и, в конечном счете, дойдя до наивысшей стадии, человек будет внутренне ощущать себя как полностью достигший жизненной реализации.
23 Имплицитные концепции личностной зрелости как фактор саморазвития личности Скворцова Л.Л.
В статье представлены результаты эмпирического обоснования взаимосвязи имплицитных концепций личностной зрелости и саморазвития. Выявлено, что наибольшее влияние на интенсивность саморазвития оказывают представления о социальной реализованности зрелой личности.
24 Индивидуальность как личность или индивидуальность как «свобода» Осницкий А.К.
Сопоставляются понятия личности и индивидуальности в культуре России и культуре стран Запада и США. Автор в интерпретации твердо стоит на позициях отечественных исследователей и выступает против смешения этих понятий.
25 Интроспекция психолога вуза как необходимое условие его успешной деятельности Ситнова И.В.
В статье рассматриваются теоретические основы формирования успешной деятельности психолога, проводится анализ угроз, стратегий, психоаналитических перспектив и связанный с этим контроль профессионального уровня компетенций психолога методом интроспекции.
26 Источники формирования ценностных ориентаций личности Гаврилина А.А.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. В статье рассматриваются источники формирования ценностных ориентаций личности и их роль, так же выделяются уровни источников ценностных ориентаций, макроуровень, мезоуровень и микроуровень.
27 К вопросу определения смысла и ценности службы в органах внутренних дел Смирнова Е.С.
В статье представлен анализ проблем профессиональной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В акмеологическом ключе рассматриваются особенности профессиональной мотивации. Приведен анализ причин увольнения сотрудников, мотивационных компонентов, способствующих благоприятному выполнению должностных обязанностей сотрудниками ОВД.
28 Киберпространство в контексте педагогики смысложизненных ориентаций Ульянова И.В.
Статья посвящена анализу противоречий, фиксируемых в современном обществе: между реальным жизненным пространством человека и киберпространством, в которое он вовлекается в качестве активного субъекта и манипулируемого объекта.
29 Кризис жизни у мужчин и женщин в период средней взрослости Сахарова С.А.
Статья посвящена проблеме кризиса смысла жизни и особенностям его проживания мужчинами и женщинами в период средней взрослости. Особенности проявления кризиса смысла жизни вносят вклад в изучение нормативного кризиса среднего возраста.
30 Личность через понятие идентичности Гоников А.В.
В данной статье автор попытался рассмотреть понятие личность через призму экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера. Личность как целостный феномен присутствия в мире концептуализируется через иерархически упорядоченную систему идентичностей человека.
31 Манипуляция в супружеских отношениях в контексте экзистенциально-гуманистического подхода Минков А.О.
Проблема манипулирования личностью в условиях современного общества является актуальной и широко распространена в мире. Манипуляция распространилась во всех областях человеческой жизни, и многие ученые рассматривают ее как неприемлемую форму общения, нарушающую права человека на свободу волеизъявления и принятия решения.
32 Некоторые важнейшие концепты логотерапии на примере пьесы В. Франкла «Синхронизация в Биркенвальде» Штукарева С.В.
Статья посвящена некоторым ключевым концептам логотерапии на примере пьесы Франкла «Синхронизация в Биркенвальде». Выдержки из пьесы выступают и как основные постулаты логотерапии, и как иллюстрации к концептам.
33 Некоторые размышления о психологическом содержании феномена прокрастинации в оптике экзистенциального подхода Базаров Р.И.
Статья посвящена теоретическому анализу о психологическом содержании феномена прокрастинации в экзистенциальном направлении.
34 Нет ничего трудного для человека, имеющего волю Бобкина Е.Д.
В данной статье представлено рассуждение о значении и важности выражения «воля к жизни». В качестве примера приведена жизнь одной самых выдающихся психологов, основательницы патопсихологии и женщины, посвятившей себя науке – Блюмы Вульфовны Зейгарник.
35 Особенности личностных смыслов самопредъявления студентов в диалоге Ахмадеева Е.В.
В исследовании отражены теоретические основы понятий «самопредъявление» и «диалог», а также представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей самопредъявления студентов в диалоге.
36 Особенности смысложизненных ориентаций личности студентов-юристов Карабущенко Н.Б., Нерсесянц А.В.
Обосновывается значение изучения смысложизненных ориентаций будущих юристов в контексте понимания смысла жизни как важнейшей экзистенциальной ценности.
37 Особенности смысложизненных ориентаций, возникающие в период неопределенности – пандемии covid-19 Симакина А.А., Эркенова С.А.
В статье представлен анализ особенностей смысложизненных ориентаций людей в условиях пандемии. В ходе исследования коронавирус рассматривается как фактор влияния на динамику смысложизненных ориентаций. В результате исследования были получены данные по показателям СЖО и шкале толерантности к неопределённости.
38 Осознание смысла жизни начинающим психологом-консультантом как условие формирования конгруэнтности и аутентичности Кириллов Б.В.
Статья посвящена теоретическому обзору профессионального развития в сфере консультативной психологии. внимание уделяется конструкту аутентичного смысла жизни начинающего психолога-консультанта, направленного на реализацию жизненного потенциала личности.
39 Педагогическая герменевтика в управленческом образовании руководителей органов внутренних дел: ценности и смыслы Сердюк Н.В.
Статья посвящена смысложизненным ориентирам в подготовке полицейских руководителей, обоснованы основные направления педагогической герменевтики в управленческом образовании.
40 Подходы к разработке примерной программы учебной дисциплины психология в школе Степнова Л.А.
Статья посвящена авторскому подходу к разработке примерной программы учебной дисциплины психология в школе. Представленные в концепции учебные модули нацелены на формирование основных компонентов самосознания.
41 Прав ли Альберт Эйнштейн, утверждая: «стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» Демиденко В.А.
В статье размышления о смысле жизни, о важности педагогического процесса, о необходимости работы с молодежью. Размышления об истинном успехе, о необходимости работы над собой и важности процесса самообразования и саморазвития.
42 Представления учащихся восьмых классов о смысле жизни Круглова М.Б.
Статья посвящена проблеме изучения представлений о смысле жизни у подростков. Анкетирование показало, что у учащихся восьмых классов складываются представления о смысле жизни и смысле своей жизни.
43 Применение метода case-study при подготовке курсантов-будущих инспекторов ПДН Брылева Ю.А.
В статье актуализируется подготовка кадров для органов внутренних дел по специальности – социальная педагогика. Современное социокультурное общество нацеливает сотрудников органов внутренних дел на оперативное профессиональное решение сложившихся ситуаций.
44 Проблемы смысла жизни и оценки стратегий жизненного пути в периоды коронавирусной инфекции и переживания ее последствий Пашукова Т.И.
В статье рассматривается эго-состояние личности и ее мировосприятие в периоды болезни и переживаний последствий, вызванных коронавирусной инфекцией.
45 Проблемы совершенствования учебного процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп Суркова Л.В.
Рассмотрены основные направления совершенствования учебного процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп. Подчеркнуто значение личностно-ориентированного подхода в системе физического воспитания.
46 Психологические детерминанты личностно-профессиональной самореализации: обзор исследований Катькало К.Д.
Статья посвящена изучению психологических факторов и условий, детерминирующих становление гармоничной самореализующейся личности, как в профессиональной, так и в личностной сферах самоосуществления. На основе теоретического анализа обозначены актуальные направления дальнейших исследований.
47 Психологические проблемы в принятии материнской идентичности современными женщинами Андрияничева М.А.
Статья посвящена анализу теоретических исследований о материнской идентичности современных женщин, понимания современными женщинами своей материнской роли, как одного из смыслов жизни.
48 Психологическое содержание личностных проектов молодых русских и испанцев Рязанцева Е.Ю.
В статье рассмотрено психологическое содержание личностных проектов молодых русских и испанцев (17-25 лет). Представлены материалы исследования, полученные при авторской адаптации методики Б. Литтла «Анализ личностных проектов».
49 Раскрытие одаренности как предпосылка формирования смысложизненных ориентаций Белова Е.С.
В статье рассматривается проблема формирования смысложизненных ориентаций в связи с вопросами раскрытия одаренности. Основное внимание уделяется проявлениям одаренности в области математики и начальному периоду формирования смысложизненных ориентаций.
50 Рефлексия пенсионеров прожитого как основа психологической безопасности личности Бересток Т.Б.
Проблема психологической безопасности пожилого человека – одна из самых актуальных проблем современного общества. В обществе наблюдается повышение психической напряженности, на фоне которой происходит ломка ранее устойчивых социальных установок и сложившихся стереотипов поведения, вызывающих ощущение неустойчивости окружающего мира и сопровождающихся внутренней психической напряженностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.

Страницы

Подписка на Психологические проблемы смысла жизни и акме