Яхнин Евгений Давыдович, д. хим. н., Москва
Ключевые слова: смысл жизни, смысл существования человека, счастье.
ONCE AGAIN ABOUT THE MEANING OF LIFE
Yakhnin Evgeny Davydovich, Doctor of Chemical Sciences, Moscow
Keywords: the meaning of life, the meaning of human existence, happiness.
Одним из самых важных и трудных вопросов, которые задаёт себе человечество уже тысячи лет, является вопрос о смысле жизни. Ответов на него появляется так же много, как и задающих его людей, все разные. Философы, учёные, художники, священнослужители, люди разного достатка, возраста – все хотят понять, в чём смысл жизни. Мы тоже ищем на него ответ, и, кажется, вот-вот найдём.
В связи с этим целесообразно уточнить некоторые принципиальные стороны этой волнующей всех проблемы. Мне как человеку из ХХ века особенно приятно поделиться своим опытом и пониманием жизни с молодым поколением, которому суждено продолжить, не отступая от научной методологии, познание человеком себя в этом мире[1]. В природе нет никаких смысловых категорий. Вопросы: «В чём смысл? Для чего? Зачем?» по отношению к объектам и явлениям природы – не корректны! Допустимы лишь фактологические вопросы: Как? Что? Кто? Где? Откуда? Когда? И т.п.
Интеллектуальное познание окружающего мира сопровождается массой философских, естественнонаучных, морально-этических понятий и требует ответов на любые вопросы; здесь есть всё: и смыслы, и цели, и красота, и справедливость, и мистика, и творения высшего разума.
А что это такое интеллект? Мы живём в интеллектуальном мире, но обычно не задумываемся над этим. А в сущности всё просто. Это один из способов (хотя и чрезвычайно сложный) взаимодействия живых систем с окружающей средой, обеспечивающий им наиболее адекватную ответную реакцию на внешнее воздействие и изменения в мире.
Происходит то же, что и при прямом реагировании живого на воздействие извне через сигналы от органов чувств: зрения, обоняния, слуха и др. Иначе говоря, интеллект – это эволюционно выработанный аппарат (способ, свойство; не будем слишком строгими в определениях) реагирования на изменения условий жизни. Его главная функциональная сущность – осознанное или не осознанное (интуитивное) мышление. Такое понимание этого процесса позволяет всё расставить по своим местам.
Итак, мы имеем дело с процессом работы интеллекта. Некий субъект, в соответствии с эволюционно возникшей программой переработки информации, сопоставляет получаемую информацию с массивом, накопленным в структурах памяти, формулирует задачу и находит путь к её решению. Сопровождающие этот процесс слова – это внешние и внутренние сигналы (в звуковой или иной форме, включая виртуальную), отображающие все его элементы и стадии.
слово «смысл» также входит в комплекс слов-сигналов, инициирующих начало и последующие стадии этого процесса. На пути к финальному решению (ответу) обычно возникает множество вопросов (Зачем? Для чего? С какой целью? В чём смысл? и т.п.) и ответов (Для того-сего-этого! В том-этом, пятом-десятом!) слово-сигнал «смысл» сопрягается с этими вопросами и ответами, так как оно лишено содержания без предполагаемого в последующем какого-либо сопряженного с ним действия, процесса, результата. Поэтому допустимо задаваться вопросами: «В чём смысл его намерений, замыслов, поступков и действий?» Наконец, задаются вопросом о смысле существования – в чём его смысл, не замечая, что у этого слова, не привязанного к какому-либо действию, отсутствует содержание: «Зачем я существую? Чтобы существовать!?».
Может показаться, что я не о том. О том! Это всё – сфера интеллекта, стадии мышления. А оно содержательно лишь в работающей интеллектуальной сфере и всегда связано с процессом (прошлым, настоящим, будущим). смысл жизни как процесс есть. Смысла жизни как существования нет. Можно говорить о смысле действия, о смысле существования нет. Но, Sic! Если содержанием существования считать некую неразрывность бытие-действие, а это не что иное, как жизнь, то от отрицания смысла существования субъекта мы переходим к утверждению наличия у него смысла в действиях.
Однако проблема этим не решается, так как все его действия направлены на обеспечение своего существования, смысл которого снова надо искать. Круг замкнулся.
И всё же, каждый из нас вправе ставить вопрос о смысле своего существования. Когда человек начинает осознавать себя исходным элементом социума, он приходит к пониманию, что смысл его существования, его жизни – социум. И это понятно. Любые действия каждого отдельного человека оказывают влияние на состояние и развитие социума и потому имеют смысл, положительный или отрицательный, неважно. Вне социума существование любого человека бессмысленно.
Содержание слова-сигнала (смысл) бесконечно разнообразно и соединяет его с множеством проблем, возникающих перед нами в течение всей жизни (от простейших бытовых до социальных в масштабах всего человечества). Примеры приводить не требуется. Заметим лишь, что категории смыслов переплетаются с категориями целей, вплоть до отождествления.
Ежегодный симпозиум в Психологическом институте РАО «смысл жизни и акме» в этом году отмечает своё 26-летие и продолжает привлекать новых докладчиков и слушателей. Таким образом, кто бы ни объяснял людям даже на самом высоком философском уровне, что: «В природе нет и никогда не было никакого смысла», – они будут его искать и находить. Найдут так же, как нашли Бога – его нет, но он есть, в головах, и продолжает порой достаточно сильно влиять на нашу жизнь.
Подведём итог сказанному выше. Первое, единственным смыслом существования человека как представителя homo sapiens являются его усилия, направленные на укрепление и развитие социума.
Второе, в то же время смыслом существования каждого человека в качестве конкретной личности, обладающей интеллектом, является достижение состояния широко понимаемого счастья. И то, и другое отражено в предложенном ранее и одобренном здесь на заседании десятого симпозиума определении. «смысл жизни состоит в предельной реализации себя, но так, чтобы это было на пользу другим людям».
Этим определяется путь к счастью, радостям жизни. Трудный путь, каждый шаг – преодоление, опыт, знания, дела.
[1] (Те, кто живёт в Вере, и склонен отдать свой суверенитет в понимании мира Богу, Творцу, Высшему Разуму, некой мистической субстанции, силе – вне нашего разговора Примем, что Бога нет, но в головах-то у них он есть и действует. Им так легче жить, и это их право.)
Комментарии
Добавить комментарий