Раскрытие одаренности как предпосылка формирования смысложизненных ориентаций

Белова Елена Сергеевна − кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4.

Аннотация В статье рассматривается проблема формирования смысложизненных ориентаций в связи с вопросами раскрытия одаренности. Основное внимание уделяется проявлениям одаренности в области математики и начальному периоду формирования смысложизненных ориентаций. Приводятся факты биографий выдающихся математиков, описываются особенности и условия их развития в детские и юношеские годы.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, одаренность, математическая одаренность, развитие, детство, способности, родители.

DISCLOSURE OF GIFTEDNESS AS A BACKGROUND OF FORMATION OF LIFE-SENSE ORIENTATIONS

Belova Elena Sergeevna - candidate of Psychological Sciences, Leading researcher, Federal state scientific institute "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, Mokhovaya str. - 9, bld. 4.

Abstract The article deals with the problem of the formation of life-sense orientations in connection with the issues of revealing giftedness. The main attention is paid to the manifestations of giftedness in the field of mathematics and the initial period of the formation of life- sense orientations. The facts of the biographies of outstanding mathematicians are given; the features and conditions of their development in childhood and adolescence are described.

Keywords: life- sense orientations, giftedness, mathematical giftedness, development, childhood, abilities, parents.

Современная действительность, характеризующаяся нестабильностью, кардинальными изменениями в разных сферах жизни человека, высокими информационными потоками, обусловливает возникновение трудностей и рисков для проявления и реализации способностей, талантов человека, выделения и решения им смысложизненных вопросов. В связи с этим психологические проблемы смысла жизни и условий достижения вершин творческой реализации приобретают особую актуальность и требуют научно-обоснованного подхода при их изучении и решении.

Смысложизненные ориентации, по мнению В.Э. Чудновского, могут быть рассмотрены как представляющие квинтэссенцию личностного развития. Процесс их формирования и преобразования проходит через всю жизнь человека: от дошкольного возраста до глубокой старости; образует сложные формы взаимодействия с возрастными, индивидуальными особенностями и средовыми факторами. Выделяя этапы этого процесса, ученый считал важным и подготовительный период - период становления «личностного фундамента» смысложизненных ориентаций, «т.е. определенной совокупности личностных свойств, взаимодействие которых создает основу, благоприятную «психологическую почву» для возникновения и формирования смысложизненных ориентаций» [9, с.14]. К этим личностным свойствам В.Э.Чудновский относил прежде всего способности, таланты растущей личности, подчеркивая большие возможности становления «личностного фундамента» и непосредственного поиска смысла жизни уже на этапе детства. Ученый отмечал важность психолого-педагогической поддержки процесса становления смысложизненных ориентаций, акцентируя внимание на воспитании у ребенка адекватного отношения к собственной судьбе, развитии способности «выстраивать» перспективу своей жизни, обращаться к будущему и постепенно в дальнейшем овладевать им. Вместе с тем, следуя положениям, сформулированным Л.И. Божович, о том, что развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику и собственные закономерности, не является пассивным отражением действительности, в условиях которой совершается [1], предостерегал от излишнего преувеличения роли воспитания, обучения. «Психологическая почва» смысложизненных ориентаций понималась В.Э.Ч удновским, прежде всего, в аспекте внутренней логики развития ребенка, которую необходимо учитывать как в условиях семейного воспитания, так и в условиях воспитания и обучения в образовательном учреждении.

Выделение и учет внутренней логики развития ребенка важны и при рассмотрении проблемы развития его способностей, одаренности. В соответствии с концептуальными положениями А.М. Матюшкина [6] о творческой одаренности как предпосылке творческого развития человека, высокий творческий потенциал составляет ее основу, заложен в ребенке с рождения и раскрывается по мере взросления. Высокий творческий потенциал проявляется в выраженной познавательной активности и может быть обнаружен уже в детском возрасте.

Обращение к биографиям известных ученых позволяет проследить раскрытие их дарований и становление смысложизненных ориентаций. Проведенное исследование было нацелено на изучение биографий выдающихся математиков. Использовался метод анализа биографических и автобиографических материалов. Несмотря на определенные ограничения этого метода, связанные, прежде всего, с субьективностью оценок, исследователи выделяют его перспективность для изучения особенностей личностного развития, приоритетов и жизненных смыслов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Н.В. Логинова, Н.А. Рыбников, Б.М. Теплов).

Рассмотрим подробнее некоторые биографические описания, в которых прослеживается раскрытие талантов неординарных личностей на этапе детского и юношеского возраста.

Жюль Анри́ Пуанкаре́ (фр. Jules Henri Poincaré, 1854-1912) - французский математик, механик, физик, астроном и философ; автор более 500 статей и книг, включавших фундаментальные труды практически во всех областях математики. Родился 29 апреля 1854 года в Нанси (Лотарингия, Франция) в семье Леона Пуанкаре - профессора медицины и Эжени Лануа, всё свободное время посвящавшей воспитанию детей — сына Анри и младшей дочери Алины [7]. Анри был любимцем семейства, рос тихим и послушным. Удивляла и тревожила взрослых необычная рассеянность маленького Анри, в нем сочеталась живость и подвижность ума с полной невнимательностью к практическим мелочам. Рассеянность с возрастом не исчезнет и станет частью его характера, свидетельствующей о врожденной способности почти полностью отключаться, отвлекаться от окружающей действительности, глубоко уходя в свой внутренний мир. Анри рано научился говорить: когда ему было около девяти месяцев. В пять лет тяжело заболел дифтерией, осложнившейся параличом ног и гортани. Говорить не мог, родные даже опасались, что навсегда останется немым. При этом мальчик стал особенно внимательным к звуковой стороне жизни, звуки вызывали цветные ассоциации. Способность к красочному восприятию звуков сохранилась, хотя и в ослабленной форме, до конца жизни. «Лишенный в течение девяти месяцев основного средства общения между людьми, Анри поневоле вынужден был размышлять и одиночестве, вести сам с собою нескончаемый диалог. Болезнь разом переключила его на напряженную внутреннюю жизнь» [8]. Болезнь стимулировала развитие аналитических способностей его мышления. Постепенно болезнь отступила, речь восстановилась. После выздоровления интересы Анри переключились на игры, требующие активной работы мысли, сообразительности. Ослабленному ребенку трудно было бы начинать систематическое обучение в школе, поэтому родители воспользовались услугами репетитора. Им стал давний друг семьи Альфонс Гинцелин - широко образованный и эрудированный человек, инспектор младших классов лицея, прирожденный преподаватель. У Гинцелина был широкий охват наук и проблем: биология, география, история, правила грамматики, действия арифметики. Обнаружилось, что Анри неплохо считает в уме. Не было письменных заданий и рутины, но был диалог, в процессе которого широкая любознательность мальчика насыщалась уникальной эрудированностью учителя, пробуждая в Анри неутолимую жажду новых знаний. Резко возрос интерес к чтению научно-популярной литературы. Основная нагрузка при таком методе обучения ложилась на слуховую память ученика. От природы великолепная слуховая память Анри еще больше окрепла и обострилась от этих упражнений, которые послужили для нее целенаправленной тренировкой. После такого обучения Анри в 8,5 лет поступил сразу во второй класс лицея и быстро занял позицию первого ученика, показывая блестящие успехи, особенно по истории и географии. Учение давалось по всем предметам легко, за исключением устного чтения, рисования, физкультуры.

С заданиями по арифметике справлялся легко, но особого интереса к ним не проявлял. Интерес к чтению, литературе способствовал проявлению литературного дарования. Еще одно длительное и неизменное увлечение Анри - домашний театр. Больше всего привлекало разыгрывание комических ролей.

Только на шестом году обучения в лицее у Анри проявился повышенный интерес к математике. Один из преподавателей лицея даже сказал матери Анри, что ее сын станет великим математиком. Однако родители, считали, что их сын непременно должен получить полное гуманитарное образование, и Анри выбрал отделение словесности, которое потом успешно закончил, сдав экзамены на бакалавра словесности. Однако следуя своему главному и укрепившемуся интересу к математике, подготовившись, через несколько месяцев сдал экзамен на бакалавра наук (естественных) и поступил сначала в класс элементарной математики, затем специальной математики для обучения и подготовки к поступлению в Политехническую школу. Кроме рекомендованных учебников, Анри приступил к изучению и более серьезной математической литературы. Победа в Общем конкурсе по элементарной математике, проводившемся для всех лицеев Франции, принесла ему первый громкий успех и известность не только в родном городе, но и далеко за его пределами. Теперь одаренность Анри ни у кого не вызывала сомнений, как и то, что его призвание – математика. Блестяще сдав экзамены по математике, Пуанкаре поступил в Политехническую школу. В студенческие годы была опубликована его первая статья, посвященная узкому, частному вопросу, носившая еще следы ученической несамостоятельности мысли. Тем не менее, именно с нее начался отсчет лавины статей, заметок и книг, составивших многотомное научное наследство прославленного ученого.

Никола́й Никола́евич Лу́зин (1883-1950) — известный советский математик, Профессор Московского университета (1917), создатель московской математической школы; академик АН СССР (1929); почётный член математических обществ Польши, Индии, Бельгии, Франции, Италии. Родился 9 декабря 1883 в Иркутске. Был единственным сыном в семье Николая Митрофановича и Ольги Николаевны Лузиных. У отца было мелкое торговое предприятие [5].

Начальное образование Николай получил в частной школе. Около 1893 — 1895 г. семья переехала в Томск, главным мотивом при этом было дать сыну образование. Мальчик начал учиться в гимназии, однако вскоре появились трудности с освоением математики (которое преимущественно состояло из заучивания формул и действий по шаблону). Родителям пришлось взять для Коли репетитора-студента Томского Политехнического института. На занятиях он обнаружил, что Коля плохо воспринимает готовые рецепты, а трудные задачи, где требуется самостоятельная изобретательность, решает сам без подсказки и часто необычным способом. Способность мальчика к самостоятельному решению сложных задач получила поддержку и развитие. Репетитор сумел пробудить интерес к математике. С этого времени будущий ученый, решивший все задачи гимназических пособий, стал первым учеником. После окончания Колей гимназии, отец продал свое дело, и семья переехала в Москву, чтобы сын имел возможность продолжить образование. Николай поступил на физико-математический факультет Московского университета. Учился средне, но по вопросам, которые вызывали его интерес, он читал оригинальные статьи, придумывал свои доказательства. На одном экзамене профессор Дмитрий Федорович Егоров обратил внимание на оригинальность ответов Николая Лузина. По окончании университета Д.Ф. Егоров оставил Н.Н. Лузина при университете для подготовки к профессорскому званию.

В 1905—1907 годы сомнения в правильности выбора профессии привели к тяжёлому душевному кризису. Большую духовную помощь оказал близкий друг — Павел Александрович Флоренский, убедивший Н.Н. Лузина не оставлять математику. Постепенно Н.Н. Лузин возвращается к занятиям избранной наукой, с присущей ему страстностью увлекшись задачами теории чисел. В 1908 году он сдал магистерские экзамены по математике и получил право преподавания в университете. Первый значительный результат Лузина (1912) состоял в построении тригонометрического ряда, коэффициенты которого стремятся к нулю, но сам ряд почти всюду расходится; диссертация по этой теме (1915) определила дальнейшее развитие метрической теории функций.

Н.Н. Лузин являлся основателем математической школы (Лузитании), которая отличалась нацеленностью на развитие самостоятельного мышления, способности расчленять проблемы, искать обходные пути, ставить новые проблемы [4]. «Педагогический результат Н.Н. Лузина огромный по своему масштабу — это редчайший случай в истории науки, когда выдающийся учёный воспитал более десяти выдающихся же учёных (А.Н. Колмогоров, П.С. Александров, М.А. Айзерман, А.С. Кронрод и др.), некоторые из которых создали свои собственные научные школы»[5].

Андрей Николаевич Колмогоров (1903–1987) – один из крупнейших математиков XX века. Им получены фундаментальные результаты в различных областях математики. Автор новаторских работ по философии, истории, методологии и преподаванию математики. Профессор Московского государственного университета (с 1931), доктор физико-математических наук, академик Академии наук СССР (1939). Основатель большой научной школы [2, 10].

Родился в 1903 году в Тамбове. Мать умерла при родах, отец находился в ссылке, (погиб в 1919). Первые годы жизни Андрея прошли в Ярославле в доме деда. Воспитывался сестрами матери, которые много внимания уделяли его развитию и даже организовали в своём доме школу для детей разного возраста, живших по соседству, проводили занятия по новейшим методикам педагогики того времени, выпускали рукописный журнал «Весенние ласточки». На страницах журнала размещались творческие работы учеников — рисунки, стихи, рассказы. Именно в этом журнале появились и первые «научные работы» пятилетнего Андрея — придуманные им арифметические задачи и описание первого самостоятельного «открытия» математической закономерности (сумма первых нечётных чисел является полным квадратом). «Радость математического «открытия» я познал рано, подметив в возрасте пяти — шести лет закономерность», - вспоминал А.Н. Колмогоров [3, с.7].

В 1910 был переезд в Москву и поступление в частную гимназию. Андрей стал одним из лучших учеников по математике, но больше в школьные годы увлекала биология, а потом история. Позже Андрей Николаевич в этой же связи отмечал, что общей установкой на поиски для себя серьезного нужного дела был обязан семейной традиции, а также творческой атмосфере гимназии, в которой учился. Научные увлечения шли от учителей этой гимназии и азартно культивировались в кружке друзей. Однако жизнь диктовала свои условия. В стране происходили серьезные изменения. В 1918—1920 годах Андрею пришлось прервать обучение в школе и вместе со старшими уехать на постройку железной дороги Казань — Екатеринбург. Одновременно с работой продолжал заниматься самостоятельно, готовясь сдать экстерном за среднюю школу. В 1920 году, получив аттестат об окончании школы, не без колебаний в выборе дальнейшего пути, Андрей Николаевич поступил на физико-математический факультет Московского университета, и одновременно на математическое отделение Химико-технологического института им. Д.И. Менделеева: увлекала металлургия, «техника тогда воспринималась как что-то более серьезное и необходимое, чем чистая наука» [3, с.8]. В это же время он продолжал серьезно интересоваться историей, участвовал в семинаре по древнерусской истории профессора С.В. Бахрушина на историческом факультете университета в качестве вольнослушателя. Но все же интерес к математике пересилил все остальные. В первые месяцы в университете Николай сдал экзамены за первый курс и был переведен на второй. В 1921 году Колмогоров сделал своё первое открытие в области тригонометрических рядов, а в начале 1922 года — по дескриптивной теории множеств. Н.Н. Лузин предложил Колмогорову стать его учеником — так Колмогоров вступил в ряды Лузитании. В июне 1922 года А. Н. Колмогоров построил пример ряда Фурье, расходящегося почти всюду, а вслед за ним — пример такого ряда, расходящегося в каждой точке. Эти работы принесли девятнадцатилетнему студенту мировую известность [2]. Впереди ждали новые творческие изыскания и открытия.

Приведенные факты биографий выдающихся ученых – математиков свидетельствуют о вариативности проявлений одаренности и условий ее раскрытия, неоднозначности пути формирования смысложизненных ориентаций. Неординарные способности и интерес к математике могли проявиться сравнительно рано, в 5-6-летнем возрасте, как это было у Андрея Колмогорова, или уже на шестом году обучения в лицее, как у Анри Пуанкаре. Высокие способности могут не проявляться, и даже наоборот, сильно занижаться, трактоваться как неспособности, если условия обучения им не соответствуют. Так было с Николаем Лузиным, которого, возможно, продолжали бы в гимназии считать неспособным, если бы не занятия с репетитором, увидевшим реальные большие возможности Николая при решении сложных задач.

Раскрытие одаренности можно рассматривать как предпосылку формирования смысложизненных ориентаций. При этом следует отметить, что разносторонность интересов неординарной личности могла выступать фактором, затрудняющим выбор жизненного пути. Перед Анри Пуанкаре, сдавшим экзамены на бакалавра словесности и обладавшим литературным дарованием, открывались возможности посвятить себя изучению филологии. Андрей Колмогоров, поступив после школы сразу в два ВУЗа, стоял перед выбором: предпочесть техническую карьеру или заниматься наукой. Сомнения в правильности выбора профессии возникали у Николая Лузина даже после окончания университета и привели к тяжёлому душевному кризису. Все эти факты еще раз подтверждают то, насколько сложен и неоднозначен может быть процесс формирования смысложизненных ориентаций, о чем неоднократно писал В.Э.Чудновский.

Важно выделить большую роль поддержки со стороны близких людей, прежде всего, родителей, семьи в раскрытии детской одаренности и последующем выборе сферы профессиональной и творческой реализации неординарной личности.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2008. 400с.
  2. Колмогоров, Андрей Николаевич [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Колмогоров,_Андрей_Николаевич (дата обращения 15.02.2021).
  3. Колмогоров А.Н. Математика — наука и профессия. М.: Наука, 1988, 288 с.
  4. Лаврентьев М.А. Николай Николаевич Лузин // УМН, 1974, том 29, выпуск 5(179), c.177–182 [Электронный ресурс]: URL: http://www.mathnet.ru/links/628de0cfb9d144090c61bc9fc56d6cff/rm4419.pdf (дата обращения 15.02.2021).
  5. Лу́зин, Никола́й Никола́евич [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лу́зин,_Никола́й_Никола́евич (дата обращения 15.02.2021).
  6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912-2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под общ. ред. В.В.Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012. С.812–818.
  7. Пуанкаре,_Анри [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пуанкаре,_Анри (дата обращения 14.02.2021).
  8. Тяпкин А., Шибанов А. Пуанкаре. М.: Молодая гвардия, 1982. [Электронный ресурс]: URL: https://royallib.com/read/tyapkin_aleksey/puankare.html#0 (дата обращения 14.02.2021).
  9. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2006. 768 с.
  10. Ширяев А.Н. Андрей Николаевич Колмогоров (25.IV.1903–20.X.1987) // Memoriam, Теория вероятностей и ее применение, 1989, том 34, выпуск 1, с.5–118 [Электронный ресурс]: URL: http://www.mathnet.ru/links/f521df5d575460c7b5a0ffabb888637b/tvp1237.pdf (дата обращения 15.02.2021).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Белова Е.С. Раскрытие одаренности как предпосылка формирования смысложизненных ориентаций // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 210-216.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки