Мышление и речь: подходы, проблемы, решения
Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17‑21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 1. М.: Левъ, 2014. 396 с. ISBN 978-5-91914-011-5 ISBN 978-5-91914-012-2 (т. 1)
Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.C. Выготского. Москва, 17-21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2014. 328 с. ISBN 978-5-91914-011-5 ISBN 978-5-91914-013-9 (т. 2)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л.С. ВЫГОТСКОГО
ФОНД Л.С. ВЫГОТСКОГО
Материалы ХV Международных чтений памяти Л.С. Выготского Том 1
Материалы ХV Международных чтений памяти Л.С. Выготского Том 2
Под редакцией В.Т. Кудрявцева
Проблема мышления и речи является одной из центральных в психологическом наследии Л.С. Выготского. Именно на примере обсуждения понятия о значении Л.С. Выготский обосновывает необходимость неделимой, несущей в себе все признаки исследуемого предмета, единицы анализа. А в ставшем классическим эксперименте на формирование понятий впервые полностью раскрывается и реализуется экспериментально-генетический метод, ставший центральным в культурно-историческом подходе и определивший его уникальность.
Несмотря на огромное количество работ, посвященных мышлению и речи, нельзя сказать, что данная проблема полностью решена. Множество вопросов, связанных с нею, еще ждут своих ответов. Современные исследования показывают, что подход Л.С. Выготского не только не потерял своей актуальности, но содержит значительные перспективы дальнейшего развития.
Результаты: 82 (страница 1, всего 2 стр.)
1 | Aesthetic emotions in Vygotsky‘s psychology of art | Reinecke W. |
In Thinking and speech Vygotsky drew on similar sources like Bakhtin and Voloshinov, e.g. on Lev Yakubinsky‘s On dialogic speech (1923). Vygotsky explains the development of a socially conditioned consciousness by means of contradictory elements (thought and speech, outer and inner speech). This is a series of dialectical steps.
|
2 | Development as performing otherness: using Vygotsky and Stanislavski to create real discussions | Atsushi Tajima |
This study employed the notion of podtekst (or subtext), which was developed by Russian performer and director Stanislavski, and which may have influenced Vygotsky’s semiotics, as a means of improving university students’ learning of scientific (academic) concepts.
|
3 | HOMO DUPLEX: Другой, «Вращённый» в меня | Зиневич А.С., Рейдерман И.И. |
Человек двойной - «Homo Duplex» - выражение, встретившееся в рукописи Л.С. Выготского, названной публикаторами «Конкретная психология человека». Человек «удваивается», и в нашей статье речь пойдёт о таком удвоении, когда в результате развития психики в ней появляются Я и Другой как некие участники внутренней «драмы».
|
4 | Personality determines thinking and speech | Nishimoto Y. |
Vygotsky in his later years had three research interests - the development of human higher mental functions, the development of personality, and the development of emotion (Kamiya, 2010: 6–8). Vygotsky’s untimely death prevented him from integrating these three streams.
|
5 | The western psychological diagnosis and pedological diagnosis of Vygotsky | Перелыгина И.А., Тунес Э., Хименос П. |
Western psychology, based on the medical model, and pedological diagnosis proposed by L.S. Vygotsky, who understands that as a process that seeks to unravel the origin of the phenomenon.
|
6 | Vygotsky’s view of the role of the objective world in the process of children’s psychological development: discussions based on the 2nd chapter of «Thinking and Speech» | Yoshikuni Y. |
The aim of this paper is to clarify Vygotsky’s view of the role of the objective world in the process of children’s psychological development.
|
7 | Агрессия и ее проявления у больных шизофренией | Гордон А.Г. |
На сегодняшний день агрессивные действия у больных шизофренией являются актуальной проблемой современного общества. Это подтверждается данными, полученными в катамнестических исследованиях с использованием крупных выборок - вероятность совершения насильственного преступления больным шизофренией значимо выше, чем психически здоровым человеком.
|
8 | Апробация методического комплекса для исследования речевой деятельности у подростков при шизофрении | Зверева Н.В., Шведовский Е.Ф. |
В настоящее время результаты исследований особенностей речи при эндогенной психической патологии достаточно широко используются в клинической практике. Однако большинство исследований такого рода описательны по своему характеру (работы в рамках психиатрии), либо используют методики, не предназначенные непосредственно для данной категории больных.
|
9 | Базовые метафоры как основа понимания абстрактных понятий: пример эмпирического исследования | Аванесян М.А. |
Долгое время абстрактное мышление противопоставлялось конкретному мышлению как более высокоорганизованный способ познания реальности. Однако формирование данного типа мышления нельзя объяснить лишь активным участием вербальных структур.
|
10 | Вербальная интерпретация эмоционально окрашенных акустических событий | Выскочил Н.А. |
Излагаемый в данной работе материал является одним из этапов реализации комплексного исследования эмоционального восприятия человеком звуков современной акустической среды.
|
11 | Взаимосвязь индивидуально–специфических защитных моделей поведения с удовлетворенностью браком | Мишина М.М. |
Актуальность темы обусловлена наличием ряда нерешенных вопросов, связанных с исследованием взаимосвязи индивидуально–специфических защитных моделей поведения с удовлетворенностью браком. К таким вопросам относится феноменология психологической защиты и совладания: подавляющее большинство научных трудов носит постановочный характер, рассматривает явления психозащиты и копинга в русле более широкой проблематики и не имеет опытно–экспериментальной верификации.
|
12 | Взаимосвязь уровня диалектического мышления и развития способности решать проблемно–речевые ситуации в дошкольном возрасте | Козлова О.А. |
Потребность в познании - одна из неотъемлемых характеристик человека. Человек начинает познавать мир с раннего возраста и то, как происходит этот процесс, определяет облик нашего мира. Основным средством познания является мышление, развитие которого, в свою очередь, связано с развитием речи, благодаря чему ребенок способен задавать вопросы, контактировать с окружающими его людьми и перенимать социальный опыт.
|
13 | Взаимосвязь уровня диалогической речи и способности решать проблемно–речевые ситуации в дошкольном возрасте | Федорова Е.В. |
Благодаря речи индивидуальное Сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта; наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.
|
14 | Влияние кажущегося движения на распознавание эмоциональных экспрессий лица | Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. |
Обладая высокой лабильностью, эмоции возникают в течение долей секунды, моментально проявляясь в выражениях лица. Столь же быстро они оказываются предметом внимания стороннего наблюдателя либо собеседника. Несмотря на то, что эмоции развернуты во времени и имеют собственную динамику, их восприятие, как правило, изучается на материале итоговых аффективных образований, представленных в статичной форме.
|
15 | Влияние пренатальных гормонов на вариативность показателей академической успеваемости по гуманитарным предметам в школьном возрасте | Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. |
Применение метода близнецов для исследования роли пренатального тестостерона в формировании половых различий основано на предположении о том, что гормональный фон пренатального развития близнецов варьирует в зависимости от того, совпадает или не совпадает пол близнецов.
|
16 | Влияние проектной деятельности на аттракционные отношения | Дианов А.Р. |
В наше время существует проблема того что в группах дошкольного образования среди детей устанавливаются плохие социальные взаимоотношения. Причиной того мы считаем отсутствие необходимых навыков социального взаимодействия в группах сверстников у дошкольников. И мы считаем, что определенный тип занятий с дошкольниками должен сформировать у них необходимые навыки социального взаимодействия.
|
17 | Влияние стимульного материала на особенности построения образа воображения детей 4–5 лет | Ткачева С.М. |
В наше время существует множество методик, которые позволяют психологам диагностировать и оценить уровень развития тех или иных психических функций или процессов. Тоже самое обстоит при диагностике уровня воображения, и самой главной задачей психологов становится выбор той методики, которая сможет в полной мере показать уровень воображения.
|
18 | Влияние тревоги на успешность решения задач студентами | Бангура М. | |
19 | Возможности применения знаковых и символических средств в ходе ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с агрегатными состояниями вещества | Веракса А.Н., Мартыненко М.Н., Якупова В.А. |
В предыдущих исследованиях нами было показано, что в дошкольном возрасте использование символических средств является эффективным для освоения нового для детей содержания. Нас интересовал вопрос о том, какую роль символическое опосредствование занимает в образовательной деятельности младших школьников.
|
20 | Возможности психологического исследования интерференции когнитивных процессов в контексте учения о высших психических функциях | Шилко Р.С. |
В психологии ещё в классических исследованиях, описывающих механизмы научения и забывания, важная роль отводилась процессам интерференции (interference) и торможения/подавления (inhibition). Например, благодаря исследованиям Германа Эббингауза было впервые описано явление ретроактивной интерференции в 1878 году при изучении памяти, а философские основания этих исследований восходят к британскому эмпиризму Т. Гоббса и Д. Локка.
|
21 | Восприятие фундаментальных факторов возникновения и развития человеческой культуры студентами гуманитарного университета | Немцов А.А. |
Культура в широком смысле - все то, что выделяет людей из животного мира. Человек в результате своих целенаправленных действий создает вокруг себя вторую, искусственную природу, живет в ней и постоянно ее совершенствует.
|
22 | Всегда ли агрессия является следствием фрустрации в представлении людей о самих себе? | Ширяева А.В. |
В 1939 году группа психологов Йельского университета выдвинула гипотезу о том, что агрессия является прямым следствием фрустрации. Согласно Д. Долларду, агрессия - автоматическая и естественная реакция на фрустрирующие воздействия, а фрустрация - вмешательство в осуществление направленного на цель действия в соответствующее время в последовательности поведенческих актов.
|
23 | Действие, слово и переживание свободной личности | Жеребцов С.Н. |
Представления Л.С. Выготского о связи мышления и речи имеют очень широкий контекст, и рамкой для их существования выступает «человек в мире», причём человек свободный в мире неопределённом. Свобода человека, помноженная на неопределенность мира, казалось бы, дезориентирует любого, кто пытается понять это умножение.
|
24 | Диалектическое мышление: западная, восточная и российская линии психологических исследований | Белолуцкая А.К. |
Проведенный нами анализ зарубежных англоязычных публикаций (охват: 150 статей, размещенных в международных базах научного цитирования Scopus и Web of Science; период с начала 80–х гг. XX века до 2014 года включительно; статьи не переводились на русский язык), посвященных проблематике исследований диалектического мышления и творчества, позволяет обозначить ряд значимых для планирования дальнейших исследований в этой сфере позиций.
|
25 | Имплицитные критерии оценки ума | Ярошевская С.В. |
В зарубежной и отечественной психологии предпринято немало успешных попыток описать способы, основания и особенности оценки и восприятия людьми самых разных психологических особенностей друг друга.
|
26 | Индивидуально–психологические предикторы межличностных суждений | Ананьева К.И., Демидов А.А., Швец Т.А. |
В российской психологии в последнее время появляется все больше исследований посвященных проблеме восприятия человеком человека по его внешности. В экспериментальных исследованиях получены новые данные о специфики восприятия личностных особенностей человека по его внешности, и по выражению его лица в частности, в различных условиях взаимодействия между коммуникантами.
|
27 | Инновационные подходы и методы обучения менеджеров туристического агенства в россии (психологическая составляющая) | Симонович Н.Е. |
Современная туристическая деятельность и реалии жизни требуют от специалистов своевременного и постоянного обновления полученных знаний. Появляются, новые профессии с применением современных цифровых технологий и все большее распространение получает интернет.
|
28 | Исследование временных характеристик учащихся в процессе профессионального становления | Леонов С.В. |
У человека чувство времени имеет несколько взаимосвязанных аспектов, которые можно соотнести с осознанным переживанием «дления» тех предметов, на которые направлена его познавательная активность; со способностью воспринимать одновременность или последовательность событий, упорядочивать их с помощью отношения раньше - позже; со способностью оценивать, отмеривать и воспроизводить интервалы между событиями, учитывать в своих действиях длительность воспринимаемых процессов, в том числе своих движений.
|
29 | Исследование когнитивного компонента социального самочувствия студентов | Коломиец О.В. |
Социальное самочувствие может анализироваться, исходя из разных логических оснований. Наиболее важным из них являются его носители. С одной стороны, это личность (отдельный человек, индивид), с другой - группа людей или в целом общество.
|
30 | Исследование обыденных представлений о жульничестве | Ячменева Н.П. |
Исследование жульничества обретает значимость по многим причинам. Во–первых, делает возможным расширение современной психологии своего предметного поля (в основном изучается мошенничество и личность мошенника, но нигде не фигурирует понятие жульничества).
|
31 | Исследование особенностей межличностных отношений в группах у школьников разного возраста | Хачатрян М.К. |
Человек изначально социален, и он входит с рождения в разные группы: член семьи, спортивной команды, студенческой группы, бригады и пр. Число групп огромно. Они различаются между собой и по длительности существования, и по значению для человека, и по способу возникновения.
|
32 | Как выстроить гармоничные взаимоотношения в семье: психологические особенности | Симонович Н.Е. |
Для полноценной и содержательной жизни одной любви недостаточно. Существует много любовных мифов, которые передаются из поколения в поколения и усложняют, а порой и портят нашу жизнь.
|
33 | Как понимать теорию внутренней речи у Выготского: ясное и неясное в комментариях Пиаже и Гольдштейна | Эйдзи Камия | |
34 | Контрфактуальное мышление и преднастройка - границы влияния | Молосанов А.М. |
Контрфактуальное мышление (counterfactual thinking) в общем виде - конструирование альтернативной реальности, размышления о том «что могло бы быть» и, чаще всего, относится к прошедшим событиям, который могли произойти каким–либо другим образом.
|
35 | Личностная организация мышления | Мотков О.И. |
Проблема. О необходимости целостного рассмотрения процессов мышления в связке с личностными особенностями писал еще Л.С. Выготский: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную стороны».
|
36 | Метафоры жизненного пути в текстах больных шизофренией | Сиводедова (Пилипенко) М.Е. |
Жизненный путь человека является некоторой константной величиной, постоянно присутствующей в его бытие и, однако, изменяющейся с каждым моментом времени. Это обобщение всей жизни человека на более высоком уровне, чем представление о прошлом, настоящем и будущем.
|
37 | Метод единиц в концепции Л.С. Выготского и в современной деятельностной психологии человека | Беспалов Б.И. |
Один из онтологических постулатов деятельностной психологии состоит в положении о том, что сознательная жизнь человека и ее различные компоненты представляют собой динамичные, развивающиеся психологические системы с определенными функциями и внутренней структурой.
|
38 | Методика «сравнение понятий» как средство изучения нарушений мышления при шизофрении у детей и подростков | Зверева Н.В., Строганова Т.А., Хромов А.И. |
Широко известно, что патология мышления представляют собой часто встречающийся вид нарушений при шизофрении. Классики психиатрии Э. Крепелин и Е. Блейлер полагали, что когнитивное снижение (в частности, уровень интеллекта) при шизофрении является ее базовой характеристикой, которая неразрывно связана с негативными симптомами.
|
39 | Методика исследования циклических представлений у детей дошкольного возраста | Бочкина Е.В. |
Впервые идея единства цикличности и линейности в процессе развития рассматривается в гегелевской философии. Там же закладываются основы для применения к проблеме развития законов диалектики. В дальнейшем этот подход активно разрабатывался в рамках философии и получил распространение в естественных и прикладных науках.
|
40 | Методологическое единство классической и неоклассической гештальт–психологии | Елисеев О.П. |
Утверждение единства классической и неоклассической гештальт–психологии становится возможным благодаря тому, что основатели гештальт–теории В. Келер, К. Коффка, К. Левин и М. Вертгеймер существенно упрочили фундаментальный принцип целостности восприятия человеком любых природных процессов.
|
41 | Моделирование системы показателей уровня жизни людей: психологические особенности | Симонович Н.Е. |
В современном мире с развитием глобальных экономических связей между странами, стремительно увеличивается количество людей, находящихся за чертой бедности. Это страны Африканского континента. С недавних пор мы замечаем публикации об обнищании людей и в Европейских, Азиатских странах.
|
42 | Мышление и речь сквозь патологический текст | Калюгина Т.В. |
«Феномены, которые должны быть проинтерпретированы, - это в основном языковые феномены. Мы знаем, что содержание существования нигде нельзя увидеть более ясно или более точно, чем в языке; именно в языке устраивается и оформляется наш миро–проект, следовательно, именно, там он может быть обнаружен и передан другим людям». Ролло Мэй
|
43 | Мышление и речь: постнеклассический ракурс | Клочко В.Е. |
При всемнеоднозначном отношении к понятию «постнеклассическая наука», которое сложилось в современной психологии, в целом никто не оспаривает исходную связь этого понятия со способностью различных наук выделять и делать предметом своего исследования сложные саморазвивающиеся (и самоорганизующиеся) системы.
|
44 | Мышление и речь: социальное и культурное измерения | Зиневич А.С., Рейдерман И.И. |
Действительная жизнь, о которой говорит Выготский - это общая жизнь людей, которую мы привычно называем социальной. Но у этой жизни, в которой исполняют свою необходимую роль мышление и речь – есть несколько измерений. Одно из них, самое важное - духовное.
|
45 | Мышление и смерть в контексте проблемы | Грицук С.Ф. |
Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними (этапы жизни и смерть).
|
46 | Нейропсихологический подход к проблеме мышления | Глозман Ж.М. |
«Не мыслям надобно учить, а мыслить», писал Иммануил Кант. Простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления.
|
47 | Образ желаемого сексуального партнера в письменной речи молодых гетеросексуальных мужчин и женщин | Бухаров Я.М., Стоянов Д.И. |
В рамках настоящего исследования сексуальная ориентация рассматривается как специфическая интенциональная подструктура (ср. Бухаров, 2014, Бухаров, Яхнис, 2013), регулирующая селекцию потенциальных партнеров в рамках межличностного восприятия (ср. Бодалев, 1995, Андреева, 1999).
|
48 | Образно–речевой тренинг: обучение школьников «биологической» речи и мышлению | Кувшинский Б.Э. |
Развитие сложной, содержательной монологической речи у ученика - серьезнейшая образовательная задача. Выявляющие эту компетенции задания являются наиболее трудными и высоко оцениваемыми как в традиционных устных, так и письменных экзаменах по разным дисциплинам. Биология не является исключением: на экзамене проверяется умение правильно, продуманно строить свою речь, используя все особенности изучаемой науки.
|
49 | Общее психическое развитие младших школьников и его диагностика | Овчинникова Т.Н. |
Одной из наиболее остро стоящих проблем в психологии является проблема развития человека, его личностных и интеллектуальных возможностей и их диагностика.
|
50 | Осмысление культуры анимационного кинематографа как фактор развития способности ребенка старшего дошкольного возраста к символическому опосредствованию | Мартыненко М.Н. |
В настоящее время наблюдается перенасыщение детского досуга просмотром анимационной продукции. При этом, при чрезмерном и неадекватном потреблении анимационной продукции ребенком, оно может иметь определенный риск для развития ребенка.
|