СОЗНАНИЕ
Сознание (англ. consciousness) - предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы С. в философском ключе - это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»; о свободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т.п. Однако С. не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, Г.Г. Шпетом, продолжается.
Сознание - конечно, идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, т.е. участной в бытии: «Идея, смысл, сюжет - объективны. Идея может влезть или не влезть в голову философствующего персонажа, ее можно вбить в его голову или невозможно, но она есть, и ее бытие нимало не определяется емкостью его черепа. Даже то обстоятельство, что идея не влезает в его голову, можно принять за особо убедительное доказательство ее независимого от философствующих особ бытия» (Шпет). Об этом же говорит М.М. Бахтин: «Идея - это не субъективное, индивидуально-психологическое образование с "постоянным местопребыванием" в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея - это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний». Здесь ключевое Слово «между». Вот в этом между и находится С., в т.ч. индивидуальное, личное, субъектное, в смысле его принадлежности некоему я, что не мешает индивидуальному С. быть субъективным.
Естествоиспытатели и философы размышляют о сознании, как о некотором «живом теле», размерность которого близка к космическим размерностям: «С. - это как бы "всепроникающий эфир" в мире. Или, как сказал бы В.И. Вернадский, громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии и порождающее новые формы... Коль скоро мы определили С. как нечто, что - между нашими головами, то это определение имеет фундаментальное отношение и к социальной форме, благодаря которой люди способны жить друг с другом, а фактически пропускать через себя поток жизни» (М.К. Мамардашвили).
И тем не менее вопреки подобным и вовсе не единичным высказываниям философов, предупреждениям великих физиологов и нейропсихологов - Ч. Шеррингтона, Дж. Экклза, А.Р. Лурия и др., продолжаются попытки искать С. «между ушами», локализовать его в мозге, даже искать для него специальные нейроны (Ф. Крик). Наивно полагать, что изучение и моделирование функций мозга это и есть изучение и моделирование знания и сознания: «Можно, напр., пытаться показать, как те или иные сознательные состояния вызываются процессами в нейронах головного мозга и комбинациями их активности. Но независимо от успеха или неуспеха попытки такого рода ясно, что знание о нейронах не может стать элементом никакого сознательного опыта, который (после получения этого знания) порождался бы этими нейронами» (Мамардашвили). Сказанное не умаляет значения исследований физиологии мозга, в т.ч. и моделирования его работы. Мозг - такая же загадка и тайна, как и С., но это разные тайны, а не одна. Их различению мешают язык, самомнение, эгоцентризм: «в моей голове родилась мысль», «в моем мозге зародилась идея» и т.п.
Сознание, идеальная форма, существующая объективно, имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не только со-знание, но и аффективно-смысловые образования. Идеальная форма, существующая до и вне отдельного индивида, есть приглашающая сила или движущая сила индивидуального развития. Она усваивается, субъективируется и становится реальной формой психики и С. индивида. Взаимоотношения между идеальной и реальной формами психики и С. - предмет исследования в культурно-исторической психологии: «Конечно, жизнь определяет С. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через С. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л.С. Выготский).
Согласно Выготскому, именно сознание - главное условие и средство овладения собой: осознать - значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого С.» (Выготский). С., а не деятельность или — не только деятельность. (В свою очередь, источником индивидуального С. является идеальная форма.) Это важнейшее положение игнорировалось представителями психологической теории деятельности, стремившейся обязательно вывести высшие психические функции и С. из деятельности. Граница между психическими и высшими психическими функциями (при всей ее условности) пролегает не по линии орудийности и опосредствованности, а по линии деятельности и С. Психическая функция, в лучшем случае - продукт предметной деятельности. Она же и условие последней, ибо, если деятельность не содержит в себе внутренних, так или иначе осознанных регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей), она не заслуживает своего наименования. А высшая психическая функция - продукт С. или деятельности С. Отсюда и инаковость высших психических функций, которые, как и породившее их С., олицетворяют завоеванную «сотворенную свободу». Как говорил И.Г. Фихте, душа и С. намечают к созданию новые органы, под последними следует понимать функциональные органы, т.е. те же психические функции. Конечно, деятельность можно рассматривать как «первоматерию» человеческого мира и вслед за нем. классической философией раскрывать этот мир как подлинный универсум деятельности. Но в таком случае в деятельность нужно погрузить и мышление, и аффекты, и волю, и С., а не фантазировать по поводу того, как деятельность, лишенная модуса психического, порождает психику и С. Выготский прекрасно понимал роль понятия предметной деятельности для психологии. Более того, он реинтерпретировал всю совокупность высших психических функций и рассматривал их как органы деятельности, и это функциональное по своей природе объяснение ввело в научный оборот новый значительный ресурс для истолкования целостности психологической реальности. Примечательно, однако, что Выготский, обсуждая проблему единицы анализа мышления и языка, в качестве таковой выдвинул не предметное действие, а значение, которое относится, скорее, к сфере С.
Т. о., С., понимаемое в широком смысле слова, по отношению к деятельности выполняет двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего компонента, средства контроля за ходом деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее целях, смысле и оценке. Иначе и не м. б., т. к. С. - это сложнейшая реальность, имеющая как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. Рассмотрим 3 слоя С.
Духовный слой сознания складывается очень рано в пространстве между Я — Ты, Я — Другой (М. Бубер, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн), а на самых первых ступенях развития в пространстве совокупного Я (Д.Б. Эльконин), которое начинает строиться с момента рождения. Многие исследователи фиксируют появление первой улыбки у младенца на 21-й день после рождения (В.В. Зеньковский, М.И. Лисина и др.). Тогда же появляется базисное чувство доверия/недоверия к себе, к миру (Э. Эриксон), являющееся основой возникновения других чувств. В т.ч., согласно смелой гипотезе Д. Винникота, - ощущение собственной магической силы (омниопотентности), иллюзии сотворения собственного мира. Винникот поясняет, что такой мир не является еще ни внутренней реальностью, ни внешним фактом. Но он есть! Его можно называть миром или пространством между, которое требует заполнения иным, отличным от самого индивида: иным Я, иной реальностью. Столь рано возникающий, пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального поведения, совести. Возникновение этого слоя неотрефлексировано, поэтому Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к которой теряет смысл вопрос «почему»? Мы говорим не «почему», а «по совести», как и мораль, причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне немотивированными, они мотивированы идеально: иначе не мог. При нарушении сферы между, диалектики или диалогики в отношениях Я - Другой, по мнению Бубера, язык этой сферы сжимается до точки, человек утрачивает человеческое.
След. - бытийный слой. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно, представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т.ч. движения, действия, образа ситуации, образа действия и т.п. Движение вносит вклад в создание образа, последний регулирует осуществление движения. Строго говоря, биодинамическая и чувственная ткань - это одна ткань, подобная ленте Мёбиуса: биодинамическая ткань переходит в чувственную, а чувственная - в биодинамическую. Несколько упрощая, можно сказать, что движение не только реактивно, но и чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии; ее назначение - контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи (Н.Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой С. «бытийно-эмпирическим». Его иллюстрирует ответ ребенка в проблемной ситуации: «Не надо думать, надо доставать».
Наконец, рефлексивный слой сознания. Его образующими являются значение и смысл. В этом слое, который можно назвать также «бытийно-гносеологическим», происходит игра значений и смыслов: осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к продолжению этой игры, к развитию С. в целом.
Разумеется, выделение слоев С. и его образующих весьма условно с т.зр. его действительной работы. Каждый акт С., по словам Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт м. б. вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Взаимодействие и даже «взаимоузнавание» слоев далеко не просто. В бытийном слое С. дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее вторичными, превращенными (и извращенными), в т.ч. с идеологизированными формами. Вторичные могут затемнять и искажать первичные. Мамардашвили показал, что разработанный Марксом анализ (предметно-редуктивный анализ С.) есть способ обнаружения предметностей С. и его смыслов.
Трудности изучения обрисованной функциональной структуры сознания обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная - скрыта. В рефлексивном слое даны, да и то не прямо — значения, а смыслы скрыты. Но, как сказал Дж. Миллер, человек (добавим и его С.) создан не для удобства экспериментаторов. На основании приведенной схематической характеристики С. и его образующих можно заключить, что, действительно, существует «единый континуум бытия - С.» (Мамардашвили), что С. участно в бытии, что деятельность и С., подобно биодинамической ткани и чувственной ткани, можно рассматривать как 2 стороны ленты Мёбиуса, и взаимоотношения между ними асимметричны. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В.П. Зинченко)
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Сознание - словообразовательная калька лат. сonscientia – осведомленность, круг осведомленных лиц; сознание, Понимание, убеждение; совесть (например, «совесть стоит тысячи свидетелей); дурная совесть, чувство вины.
- характеристика физиологически нормального состояния в виде активного психологического функционирования, когда, как обычно говорят, человек пребывает «в ясном сознании и твердой памяти», то есть он «не потерял сознание»;
- те аспекты психической жизни, на которые направлено в данный момент внимание индивида. В этом смысле различают предметное сознание (направленное на окружающий мир) и самосознание (сознание происходящего во внутрипсихической области); 3. компонент психики, доступный самонаблюдению, интроспекции;
- в психоанализе – область психики, доступная осознанию, способность пассивно воспринимать собственные акты психического. При этом не всегда понятно бывает понятно и нуждается в уточнении, имеется ли в виду первичное самоосознание, то есть непосредственное знание того, что индивид делает, или понятие относится к рефлексивному самоосознанию, то есть обращению внимания на собственные психические процессы с целью самоисследования. Тенденция пренебрегать значимостью функций сознания послужило основой для широкой экзистенциалистской критики в адрес фрейдовского психоанализа, не говоря уже об экзистенциализме, в котором употребление этого термина осуждается;
- высшая форма отражения человеком действительности, совокупность психических процессов, позволяющая индивиду ориентироваться в действительности, во времени и в собственной личности; сознание обеспечивает преемственность опыта, единство и многобразие поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности. А.Р.Лурия, следуя Л.С.Выготскому, полагает, что сознание – это сложная структурная единица, имеющая смысловую функцию;
- форма психической деятельности индивида, посредством которой первичная информация, содержащаяся в сенсорных стимулах, переводится в новую, символическую систему значений об окружающим мире и внутриличностной области благодаря мышлению и речи. Сознание, в таком его представлении, проявляется тем, что индивид приобретает способность выделять себя из окружающей действительности, различать воображаемое и реальное, субъективное и объективное, общаться с другими людьми посредством обмена значениями и смыслами, получая тем самым способность к рефлексии и произвольно менять направление как своей внутренней, так и внешней активности. Развитие сознания теснейшим образом связано с бессознательным (включая «подсознание» и«надсознание») и функционированием Я индивида, при этом имеется в виду, что сознание развивается благодаря усвоению информации, источником которой является социальная, культурная среда обитания. Наиболее ранней формой сознания у человека является существующая у него до развития речи и речевого мышления – предсознание или бодрственное сознание. См. бессознательное;
- в философии – а) в рамках материалистической философии – термин характеризует важнейший системный компонент человеческой психики, функционирование которого обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования; б) в феноменологии – сознание описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Вычленяется дорефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через пласт бессознательного», и рефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через языковые структуры (психоанализ, структурализм, Герменевтика)».
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Сознание - высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляет собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю С. ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Обеспечивает преемственность опыта, единство и многообразие поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Сознание - совокупность психических процессов, обеспечивающих осознание себя, ориентацию в пространстве, времени и окружающей обстановке. Это возможно при наличии определенного уровня бодрствования и познавательных функций. Сознание зависимо от функционального состояния ретикулярной формации покрышки моста и среднего мозга. Расположенные здесь активирующие структуры ретикулярной формации определяют уровень бодрствования и поддержание тонуса коры большого мозга.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Сознание
- Вообще – состояние пребывания в сознании, сознательное состояние. Это наиболее общее значение термина, и оно подразумевается во фразах, подобно "он потерял сознание".
- Область психики, включающая ощущения, восприятие и представления памяти, осознаваемые человеком в определенный момент времени; то есть те аспекты психической жизни на которые обращается внимание субъекта.
- Компонент психики, доступный для интроспекции. Это значение встречается в более старых трудах структуралистов и других интроспекционистов.
- В психоанализе – см. сознательный.
Этот термин имеет очень сложную историю. Иногда он был в центре внимания психологии (см. структурализм), в другое время его употребление было запрещено в качестве психологического термина, как не означающего ничего больше, чем побочный продукт функционирования тела (см. бихевиоризм). Увлечение этим явлением, однако, основывалось на представлении о том, что сознание является одной из главных отличительных особенностей нашего вида: быть человеком означает обладать не только самосознанием, но и более замечательной способностью мысленно отражать то, что мы сознаем. Как предмет научной психологии это явление переживает свое возрождение, в основном, в рамках изучения познания, языка и в нейропсихологии. Многие современные исследования сосредоточены на вопросе, какие из наших познавательных процессов, таких как память и научение, открыты для контроля сознания, а какие нет. См. память, имплицитная; научение, имплицитное.
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Сознание, на мой взгляд, -
К сожалению, даю негативную
"Сознание - есть только
Рефлекс, эхо, ответ - это,
Добавить комментарий