Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня

Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – 380 с. ISBN 978-5-89357-305-3

Юбилейная научная конференция, посвященная 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, состоялась 10–11 ноября 2011 года в Учреждении РАО «Психологический институт», г. Москва.

В сборнике представлены научные труды, отражающие современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. География участников конференции охватывает Россию, Беларусь, Украину, Литву, Казахстан, Монголию и США.

© Коллектив авторов, 2011

Результаты: 130 (страница 1, всего 3 стр.)

1 Адаптация Опросника темперамента EATQ-R М.К. Ротбарт на российской выборке Лобаскова М.М., Малых С.Б., Новгородова Ю.О.
M.К. Rotbart, S.A. Ahadi, D.E. Evans рассматривают темперамент в русле психобиологического подхода. Авторы считают, что темперамент является результатом генетического вклада, а также продуктом индивидуального опыта человека.
2 Академическая успеваемость близнецов из разнополых пар Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д.
Выделение в исследовании разнополых близнецов в отдельную подгруппу позволяет проанализировать значимость пренатальных гормональных влияний на формирование различных психологических характеристик у близнецов.
3 Актуальные проблемы исследования модельных характеристик способностей к социономическим профессиям Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И.
На современном этапе развития общества проблема исследования природы одаренности не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает особый статус ведущей проблемы в рамках задач по управлению персоналом.
4 Актуальные проблемы психофизиологии индивидуальных различий и дифференциальной психологии Кабардов М.К.
Сегодняшнее состояние «всеобщей дифференциации и индивидуализации» накладывает большую ответственность на дифференциальную психологию и психофизиологию, в связи с чем важно соблюдать принцип «дифференциация без дискриминации». Создание условий для раскрытия и развития потенциальных возможностей каждого человека – вот главная задача этого направления.
5 Взаимные оценки в дифференциально-психологическом исследовании Алексеева О.С., Баскаева О.В., Козлова И.Е., Паршикова О.В.
В современных дифференциально-психологических исследованиях все большую популярность приобретают взаимные оценки – мнения обследуемых испытуемых друг о друге. В противовес самооценкам во взаимных оценках отражается то, каким образом воспринимается человек окружающими его людьми, какие его личностные особенности замечаются и каким образом они оцениваются.
6 Взаимосвязь сиблинговых и родительско-детских отношений Алексеева О.С., Козлова И.Е.
Отношения с сиблингом во многом определяют характер социальной адаптации ребенка (Dunn, 1988), они сохраняются, как правило, на протяжении всей жизни человека, и могут не терять своей значимости и во взрослом возрасте. Сиблинговые отношения включены в единую семейную систему, и непосредственно связаны как с родительско-детскими, так и с супружескими отношениями.
7 Вклад Б.Г. Ананьева в развитие советской психологии Пилишина А.В., Хайрудинова Р.И.
На современном этапе развития психологического знания наблюдается тенденция к разделению психологических школ по различным направлениям, в отличие от первой половины XX века, где научные школы существовали в русле советской психологии.
8 Вклад свойств нервной системы в развитие индивидуального стиля учебной деятельности школьников Самбикина О.С.
Индивидуальный стиль учебной деятельности (ИСУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. В ряде исследований, проведенных в лаборатории В.С. Мерлина, обнаружена зависимость индивидуального стиля от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
9 Влияние индивидуальных различий на сексуальную раскованность современной молодежи Пилишина А.В.
Сходства и различия мужской и женской раскованности – один из самых трудных вопросов сексологии. В нем сливается множество весьма разнородных проблем: анатомо-физиологические особенности, сексуальные реакции, сексуальное поведение и, наконец, сексуальные сценарии.
10 Влияние сенсорной слуховой депривации на абсолютный нижний порог ощущения интенсивности звукового сигнала Акимова К.К., Гриняев М.Ю., Нимаева С.М., Ужегов А.В.
Абсолютный нижний порог ощущения интенсивности звукового сигнала является одним из задатков человека, участвующих в формировании таких способностей, как различение речи, музыкальный слух и т.д. (Теплов, 1947), и по сути – границей неосознаваемых/осознаваемых слуховых ощущений.
11 Влияние уровня интеллекта на мотивационно-личностные характеристики одаренных подростков Щебланова Е.И.
Работы Б.М. Теплова, его учеников и последователей заложили теоретические и экспериментальные основания для понимания одаренности с позиций единства, целостности и динамичности.
12 Военно-профессиональные способности абитуриентов, поступающих в вузы внутренних войск МВД России Смирнов Д.В.
Из практики хорошо известно, что не все люди одинаково быстро и легко овладевают военной специальностью. Нередким явлением на сегодняшний день продолжает оставаться отказ в приеме на учебу значительному количеству абитуриентов вследствие профессиональной непригодности.
13 Возрастные и половые особенности модели психического и эмоционального интеллекта взрослых Колесникова Н.И., Сергиенко Е.А.
Школа Теплова–Небылицина направлена на поиск основ и механизмов индивидуальности человека. Данный поиск ведется в традициях нео-Павловского подхода, где конституциональные особенности складываются в паттерны индивидуальных предикторов поведения человека.
14 Восприятие букв русского алфавита школьниками: дифференциальный аспект Якимчук О.А.
На современном этапе развития в системе образования перед педагогами поставлена задача «уделять серьезное внимание отработке навыков чтения как базовых в образовании». Эта задача для образовательного процесса актуальна, так как в настоящее время, не только у учащихся начальной, но и средней школ возникают проблемы, связанные со скоростью чтения и пониманием смысла прочитанного.
15 Восприятие музыки в аспекте музыкального содержания. Современный взгляд на идеи Б.М. Теплова Чувашев И.В.
Со стороны музыковедения – особенно музыковедения ХХ века – необходимость обращения к опыту психологии в анализе специфики восприятия музыки была осознана, и такие попытки были предприняты рядом крупных музыковедов. Со своей стороны и психологи должны сделать шаг к глубокому анализу внутреннего содержательного языка, скрытых механизмов и теоретических аспектов музыки.
16 Гендерные различия психофизиологических реакций на воздействие мажорной и минорной музыки у певцов хора Иванова Е.С., Панченко В.Н.
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, необходимостью понимания механизмов воздействия искусства. Изучение различных факторов, влияющих на человека и его развитие, поиск средств, позволяющих оказывать влияние на поведение, приводит многих исследователей к рассмотрению роли музыки в этом процессе.
17 Дискриминативная способность мозга, или концентрированность нервных процессов Ратанова Т.А.
В школе Б.М. Теплова велась фундаментальная теоретико-экспериментальная работа по дальнейшей разработке теории И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы и поиску «новых» свойств высшей нервной деятельности человека. Одним из таких свойств, дополнительно выделенных в исследованиях школы Теплова, является концентрированность нервных процессов.
18 Дифференциально-психологические аспекты регуляторного опыта человека Осницкий А.К.
Исследования психической регуляции деятельности, и в первую очередь – осознанной саморегуляции, на мой взгляд, стали продолжением разработок С.Л. Рубинштейна (1946, 1986), провозгласившего принцип единства сознания и деятельности, с одной стороны, и принцип самодеятельности как принцип развития – с другой.
19 Дифференциальные аспекты исследования осознанной саморегуляции и общительности учителя Моросанова В.И., Фомина Т.Г.
Профессиональная самореализация и успешность человека во многом зависит не только от качественного выполнения конкретных действий и операций, но и от способности регулировать взаимоотношения с окружающими людьми. Кроме этого, коммуникативная успешность личности выступает необходимым требованием в социономических профессиях.
20 Доминирующая мотивация младших школьников с разным уровнем развития музыкальных способностей Константинова Н.И.
Пианист и педагог А. Гольденвейзер считал, что почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной степени музыкальностью и способностью ее развивать.
21 Зависимость электрофизиологических признаков музыкально-исполнительских способностей от возраста, пола и нейрогуморального статуса Базанова О.М., Кабардов М.К., Кондратенко А.В., Лебедев А.Н.
В спортивной и музыкальной педагогике поиск психофизиологических признаков мастерства актуален не только с точки зрения прогнозирования вероятности достижения успехов, но также и для разработки стратегий развития и коррекции процессов обучения.
22 Изучение индивидуальных различий адаптационных процессов у иностранных студентов вузов г. Ульяновска Кузнецова Е.С.
В настоящее время все более острыми становятся исследования индивидуальных особенностей адаптации личности к новым социокультурным условиям. Адаптация личности в новых условиях подразумевает не только временное проживание в данной стране, данном регионе, населенном пункте, но и обучение и работу, которые способствуют вхождению в новую этническую и культурную среду.
23 Изучение уровня сформированности у студентов представления о своей будущей профессиональной деятельности как индикатора формирования профессиональной готовности Аминов Н.А., Титаева М.Г.
Активизация роли таможенной службы в системе внешнеэкономической деятельности государства предъявляет все возрастающие требования к профессиональному уровню подготовки таможенных специалистов всех звеньев системы таможенных органов.
24 Индивидуализация процедуры ЭЭГ–БОС как средство повышения эффективности релаксационного тренинга Горбачева А.К., Горев А.С., Ковалева Н.В., Панова Е.Н.

На сегодняшний день ЭЭГ–БОС считается одним из наиболее перспективных способов обучения произвольной регуляции функционального состояния. В ранее проведенных нами ЭЭГ-исследованиях, посвященных анализу динамики ЭЭГ-показателей (спектральные параметры, показатели когерентности ЭЭГ по внутриполушарным и межполушарным отведениям) при релаксационной регуляции были выявлены выраженные индивидуальные различия.

25 Индивидуально-личностные особенности детей дошкольного возраста и проблема принятия группой Козырева Н.В.
В дошкольном возрасте происходит не только познание ребенком своей внешности. Он узнает о своих возможностях в различных видах деятельности, о чертах формирующегося характера.
26 Индивидуально-психологические различия в развитии компонентов социального капитала у российской молодежи Акимова М.К.
Б.М. Теплов, разрабатывая основы дифференциальной психологии, писал о том, что общественное признание и практическая значимость психологии как науки зависят от того, насколько принимаются во внимание индивидуальные различия.
27 Индивидуально-психологические различия и эмоциональная регуляция профессиональной деятельности Борисенко Н.А., Доценко О.Н.
Проблема изучения индивидуальных различий (Теплов, 1957; Небылицын, 1966; Гуревич, 1970; Русалов, 1985; и др.) продолжает оставаться актуальной в психологии труда и инженерной психологии. Б.М. Теплов придавал существенное объяснительное значение типам нервной системы, исходя из того, что они относятся к внутренним условиям формирования индивидуально-психологических свойств.
28 Индивидуально-типические особенности одаренных дошкольников Белова Е.С.
В современной психологии изучение проблем выявления и развития способностей, одаренности детей начиная с дошкольного возраста является одним из перспективных и значимых направлений исследований. Дошкольное детство рассматривается как один из важных периодов в развитии детских дарований.
29 Индивидуально-типический подход к исследованию активности личности Новикова И.А.
Более 25 лет в Российском университете дружбы народов под руководством профессора А.И. Крупнова ведутся комплексные исследования личности и индивидуальности, продолжающие традиции школы дифференциальной психофизиологии и психологии Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.
30 Индивидуально-типологические различия в динамических характеристиках адаптивности личности с социально ориентированной и автономно ориентированной направленностью субъекта жизнедеятельности Колпакова Л.М.
С каких бы позиций ни исследовалась личность: философских, социальных или психологических, на способность действовать «автономно, эффективно, самостоятельно» указывается как на важнейшее ее качество.
31 Индивидуальность и счастье: в поисках общих категорий Левит Л.З.
Психология индивидуальности и психология счастья переживают в настоящее время период бурного развития. В работах, выполненных в 2008–2011 годах, нами была представлена личностно-ориентированная концепция счастливой жизни (ЛОКС, автор Л.З. Левит), основанная на применении системного подхода к человеку как к биопсихосоциальному единству.
32 Индивидуальные особенности морально-нравственной сферы и их связь с религиозностью Донцов А.В.
В последнее время все больший вес приобретает целостный подход к изучению человека. Таким образом, актуализируются исследования индивидуальных различий на всех уровнях бытия человека и их взаимосвязь как целостной системы.
33 Индивидуальные особенности принятия правовых нормативов Козлова В.Т., Ференс Н.А.
Данное исследование выполнялось в рамках концепции социальнопсихологических нормативов, предложенной К.М. Гуревичем. Эта концепция получила свое развитие при создании тестов умственного развития, предназначенных для разных образовательно-возрастных групп школьников и взрослых людей.
34 Индивидуальные различия в динамике отношений участников танцевально-экспрессивного тренинга Шкурко Т.А.
Проблема динамики отношений личности – одна из ключевых, фундаментальных проблем социальной психологии. Анализируя работы по различным видам отношений личности и их динамики, можно выделить два взаимосвязанных вектора современных исследований.
35 Индивидуальные различия в представлениях о красивой женщине Погонцева Д.В.
В индивидуальности человека, как отмечал Б.М. Теплов (2000), прежде всего бросаются в глаза «наиболее важные черты, те, которые прямо определяют его поступки, его поведение – это особенности его убеждений, его интересов, его знаний, умений и привычек, особенности, относящиеся к содержанию его психической жизни».
36 Индивидуальные различия восприятия времени подростками общеобразовательных школ и воспитательной колонии Гут Ю.Н., Кабардов М.К.
Изучению связи между особенностями восприятия времени и работы больших полушарий мозга посвящены работы Д.Г. Элькина (1962), В.Ф. Коновалова (1983), Е.А Полянской (1998). При этом продолжает оставаться значимой проблема психологического времени в подростковом возрасте, так как именно в этот период проявляется Осознание себя и своей жизни во времени.
37 Индивидуальные различия и субъективное благополучие личности Лепешинский Н.Н.
В последние десятилетия широкую популярность у исследователей приобрела проблема субъективного благополучия личности. Одним из направлений исследования данной проблемы является изучение взаимосвязи субъективного благополучия и индивидуально-психологических особенностей личности.
38 Использование методов математического анализа для выявления иерархии покупательских потребностей Лейни Ю.Г.
В современном мире рыночных отношений рост конкуренции обязывает все глубже изучать своего потребителя, анализируются внешние и внутренние факторы покупательского поведения, а также возможности их использования для разработки эффективной политики управления целевой аудиторией.
39 Исследование специфики переживания событий в различных ситуациях (студенчество и потеря работы) Гусев С.А.
Жизненный путь каждого человека уникален в сочетании событий положительного и отрицательного, кризисного и стабильного характера. В особую группу можно выделить кризисы, вызванные не зависящими от воли человека событиями. Одним из таких событий является потеря работы.
40 Исследование способности к продуктивному усвоению информации Чистякова Г.Д.
В основе интеллектуального развития лежит способность к самостоятельному продуктивному, то есть творческому, познанию, определяющая само умение приобретать знания и оперировать ими. Данная способность обеспечивает реализацию учащимися их интеллектуального потенциала.
41 Исследование этнической идентичности современных студентов Хасаева Т.М.
Во второй половине XX века в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определенному этносу (этнической общности).
42 К вопросу исследования индивидуальных различий в социальном поведении человека Кочетова Т.В.
На современном этапе развития психологической науки социальное поведение человека в основном продолжает оставаться прерогативой исследования социальной психологии, а индивидуально-психологические различия составляют предмет таких отраслей как дифференциальная психология и психология личности.
43 Категория характера и преемственность истории ее становления Большунова Н.Я.
Категория характера, несмотря на тысячелетия применения этого термина в обыденной жизни, научной и художественной литературе, остается одной из наименее определенных в дифференциальной психологии и психологии личности. Характер рассматривался в истории психологии и понимается в настоящее время и как самостоятельная категория...
44 Когнитивный стиль в структуре индивидуальности на разных возрастных этапах Тихомирова И.В.
Научное наследие Б.М. Теплова и в настоящее время является источником для теоретических подходов и экспериментальных программ в дифференциальной психологии и психофизиологии.
45 Количественные и качественные методы в психологии: проблемы использования и перспективы Литвинова Н.А., Радчикова Н.П.
В последнее время в психологии растет интерес к качественным методам исследования. В связи с этим становится актуальным анализ преимуществ использования качественных и количественных методов изучения в психологии индивидуальных различий.
46 Концептуальные способности как основа интеллектуальной одаренности Холодная М.А.
При изучении интеллектуальной одаренности мы сталкиваемся с некоторым ключевым противоречием: не всякий интеллектуально одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого человека и, в свою очередь, не всякий интеллектуально одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком.
47 Культурная диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных подростков Потапова В.В.
Культурное воздействие «прошивает» личность в человеческом мире. Пропитанная культурой личность, с одной стороны, снимает психическое напряжение посредством культуры, с другой – находится в постоянном с ней борении, являясь одновременно ее носителем, потребителем и жителем.
48 Культурные особенности гелотофобии в России Стефаненко Э.А.
Впервые феномен гелотофобии был описан М. Титцем в контексте психопатологии как особая форма социофобии (Titze, 1996).
49 Личный архив Б.М. Теплова в составе материалов Научного архива Психологического института (описание коллекции) Козлов В.И.
В соответствии с правилами обработки личных архивных фондов в 2010 году была осуществлена систематизация материалов, относящихся к жизни и научному творчеству Бориса Михайловича Теплова, хранящихся в Научном архиве Психологического института РАО.
50 Межполушарная асимметрия и различные виды одаренности Лукьянчикова Ж.А.
Изучение индивидуально-психологических различий, являющееся важнейшим разделом научной психологии, разработанное в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, актуально для многих направлений психологической науки, в том числе и для нейропсихологии.

Страницы

Подписка на Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня