Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня
Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – 380 с. ISBN 978-5-89357-305-3
Юбилейная научная конференция, посвященная 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, состоялась 10–11 ноября 2011 года в Учреждении РАО «Психологический институт», г. Москва.
© Коллектив авторов, 2011
Результаты: 130 (страница 1, всего 3 стр.)
1 | Адаптация Опросника темперамента EATQ-R М.К. Ротбарт на российской выборке | Лобаскова М.М., Малых С.Б., Новгородова Ю.О. |
M.К. Rotbart, S.A. Ahadi, D.E. Evans рассматривают темперамент в русле психобиологического подхода. Авторы считают, что темперамент является результатом генетического вклада, а также продуктом индивидуального опыта человека.
|
2 | Академическая успеваемость близнецов из разнополых пар | Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. |
Выделение в исследовании разнополых близнецов в отдельную подгруппу позволяет проанализировать значимость пренатальных гормональных влияний на формирование различных психологических характеристик у близнецов.
|
3 | Актуальные проблемы исследования модельных характеристик способностей к социономическим профессиям | Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И. |
На современном этапе развития общества проблема исследования природы одаренности не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает особый статус ведущей проблемы в рамках задач по управлению персоналом.
|
4 | Актуальные проблемы психофизиологии индивидуальных различий и дифференциальной психологии | Кабардов М.К. |
Сегодняшнее состояние «всеобщей дифференциации и индивидуализации» накладывает большую ответственность на дифференциальную психологию и психофизиологию, в связи с чем важно соблюдать принцип «дифференциация без дискриминации». Создание условий для раскрытия и развития потенциальных возможностей каждого человека – вот главная задача этого направления.
|
5 | Взаимные оценки в дифференциально-психологическом исследовании | Алексеева О.С., Баскаева О.В., Козлова И.Е., Паршикова О.В. |
В современных дифференциально-психологических исследованиях все большую популярность приобретают взаимные оценки – мнения обследуемых испытуемых друг о друге. В противовес самооценкам во взаимных оценках отражается то, каким образом воспринимается человек окружающими его людьми, какие его личностные особенности замечаются и каким образом они оцениваются.
|
6 | Взаимосвязь сиблинговых и родительско-детских отношений | Алексеева О.С., Козлова И.Е. |
Отношения с сиблингом во многом определяют характер социальной адаптации ребенка (Dunn, 1988), они сохраняются, как правило, на протяжении всей жизни человека, и могут не терять своей значимости и во взрослом возрасте. Сиблинговые отношения включены в единую семейную систему, и непосредственно связаны как с родительско-детскими, так и с супружескими отношениями.
|
7 | Вклад Б.Г. Ананьева в развитие советской психологии | Пилишина А.В., Хайрудинова Р.И. |
На современном этапе развития психологического знания наблюдается тенденция к разделению психологических школ по различным направлениям, в отличие от первой половины XX века, где научные школы существовали в русле советской психологии.
|
8 | Вклад свойств нервной системы в развитие индивидуального стиля учебной деятельности школьников | Самбикина О.С. |
Индивидуальный стиль учебной деятельности (ИСУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. В ряде исследований, проведенных в лаборатории В.С. Мерлина, обнаружена зависимость индивидуального стиля от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
|
9 | Влияние индивидуальных различий на сексуальную раскованность современной молодежи | Пилишина А.В. |
Сходства и различия мужской и женской раскованности – один из самых трудных вопросов сексологии. В нем сливается множество весьма разнородных проблем: анатомо-физиологические особенности, сексуальные реакции, сексуальное поведение и, наконец, сексуальные сценарии.
|
10 | Влияние сенсорной слуховой депривации на абсолютный нижний порог ощущения интенсивности звукового сигнала | Акимова К.К., Гриняев М.Ю., Нимаева С.М., Ужегов А.В. |
Абсолютный нижний порог ощущения интенсивности звукового сигнала является одним из задатков человека, участвующих в формировании таких способностей, как различение речи, музыкальный слух и т.д. (Теплов, 1947), и по сути – границей неосознаваемых/осознаваемых слуховых ощущений.
|
11 | Влияние уровня интеллекта на мотивационно-личностные характеристики одаренных подростков | Щебланова Е.И. |
Работы Б.М. Теплова, его учеников и последователей заложили теоретические и экспериментальные основания для понимания одаренности с позиций единства, целостности и динамичности.
|
12 | Военно-профессиональные способности абитуриентов, поступающих в вузы внутренних войск МВД России | Смирнов Д.В. |
Из практики хорошо известно, что не все люди одинаково быстро и легко овладевают военной специальностью. Нередким явлением на сегодняшний день продолжает оставаться отказ в приеме на учебу значительному количеству абитуриентов вследствие профессиональной непригодности.
|
13 | Возрастные и половые особенности модели психического и эмоционального интеллекта взрослых | Колесникова Н.И., Сергиенко Е.А. |
Школа Теплова–Небылицина направлена на поиск основ и механизмов индивидуальности человека. Данный поиск ведется в традициях нео-Павловского подхода, где конституциональные особенности складываются в паттерны индивидуальных предикторов поведения человека.
|
14 | Восприятие букв русского алфавита школьниками: дифференциальный аспект | Якимчук О.А. |
На современном этапе развития в системе образования перед педагогами поставлена задача «уделять серьезное внимание отработке навыков чтения как базовых в образовании». Эта задача для образовательного процесса актуальна, так как в настоящее время, не только у учащихся начальной, но и средней школ возникают проблемы, связанные со скоростью чтения и пониманием смысла прочитанного.
|
15 | Восприятие музыки в аспекте музыкального содержания. Современный взгляд на идеи Б.М. Теплова | Чувашев И.В. |
Со стороны музыковедения – особенно музыковедения ХХ века – необходимость обращения к опыту психологии в анализе специфики восприятия музыки была осознана, и такие попытки были предприняты рядом крупных музыковедов. Со своей стороны и психологи должны сделать шаг к глубокому анализу внутреннего содержательного языка, скрытых механизмов и теоретических аспектов музыки.
|
16 | Гендерные различия психофизиологических реакций на воздействие мажорной и минорной музыки у певцов хора | Иванова Е.С., Панченко В.Н. |
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, необходимостью понимания механизмов воздействия искусства. Изучение различных факторов, влияющих на человека и его развитие, поиск средств, позволяющих оказывать влияние на поведение, приводит многих исследователей к рассмотрению роли музыки в этом процессе.
|
17 | Дискриминативная способность мозга, или концентрированность нервных процессов | Ратанова Т.А. |
В школе Б.М. Теплова велась фундаментальная теоретико-экспериментальная работа по дальнейшей разработке теории И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы и поиску «новых» свойств высшей нервной деятельности человека. Одним из таких свойств, дополнительно выделенных в исследованиях школы Теплова, является концентрированность нервных процессов.
|
18 | Дифференциально-психологические аспекты регуляторного опыта человека | Осницкий А.К. |
Исследования психической регуляции деятельности, и в первую очередь – осознанной саморегуляции, на мой взгляд, стали продолжением разработок С.Л. Рубинштейна (1946, 1986), провозгласившего принцип единства сознания и деятельности, с одной стороны, и принцип самодеятельности как принцип развития – с другой.
|
19 | Дифференциальные аспекты исследования осознанной саморегуляции и общительности учителя | Моросанова В.И., Фомина Т.Г. |
Профессиональная самореализация и успешность человека во многом зависит не только от качественного выполнения конкретных действий и операций, но и от способности регулировать взаимоотношения с окружающими людьми. Кроме этого, коммуникативная успешность личности выступает необходимым требованием в социономических профессиях.
|
20 | Доминирующая мотивация младших школьников с разным уровнем развития музыкальных способностей | Константинова Н.И. |
Пианист и педагог А. Гольденвейзер считал, что почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной степени музыкальностью и способностью ее развивать.
|
21 | Зависимость электрофизиологических признаков музыкально-исполнительских способностей от возраста, пола и нейрогуморального статуса | Базанова О.М., Кабардов М.К., Кондратенко А.В., Лебедев А.Н. |
В спортивной и музыкальной педагогике поиск психофизиологических признаков мастерства актуален не только с точки зрения прогнозирования вероятности достижения успехов, но также и для разработки стратегий развития и коррекции процессов обучения.
|
22 | Изучение индивидуальных различий адаптационных процессов у иностранных студентов вузов г. Ульяновска | Кузнецова Е.С. |
В настоящее время все более острыми становятся исследования индивидуальных особенностей адаптации личности к новым социокультурным условиям. Адаптация личности в новых условиях подразумевает не только временное проживание в данной стране, данном регионе, населенном пункте, но и обучение и работу, которые способствуют вхождению в новую этническую и культурную среду.
|
23 | Изучение уровня сформированности у студентов представления о своей будущей профессиональной деятельности как индикатора формирования профессиональной готовности | Аминов Н.А., Титаева М.Г. |
Активизация роли таможенной службы в системе внешнеэкономической деятельности государства предъявляет все возрастающие требования к профессиональному уровню подготовки таможенных специалистов всех звеньев системы таможенных органов.
|
24 | Индивидуализация процедуры ЭЭГ–БОС как средство повышения эффективности релаксационного тренинга | Горбачева А.К., Горев А.С., Ковалева Н.В., Панова Е.Н. |
На сегодняшний день ЭЭГ–БОС считается одним из наиболее перспективных способов обучения произвольной регуляции функционального состояния. В ранее проведенных нами ЭЭГ-исследованиях, посвященных анализу динамики ЭЭГ-показателей (спектральные параметры, показатели когерентности ЭЭГ по внутриполушарным и межполушарным отведениям) при релаксационной регуляции были выявлены выраженные индивидуальные различия. |
25 | Индивидуально-личностные особенности детей дошкольного возраста и проблема принятия группой | Козырева Н.В. |
В дошкольном возрасте происходит не только познание ребенком своей внешности. Он узнает о своих возможностях в различных видах деятельности, о чертах формирующегося характера.
|
26 | Индивидуально-психологические различия в развитии компонентов социального капитала у российской молодежи | Акимова М.К. | |
27 | Индивидуально-психологические различия и эмоциональная регуляция профессиональной деятельности | Борисенко Н.А., Доценко О.Н. |
Проблема изучения индивидуальных различий (Теплов, 1957; Небылицын, 1966; Гуревич, 1970; Русалов, 1985; и др.) продолжает оставаться актуальной в психологии труда и инженерной психологии. Б.М. Теплов придавал существенное объяснительное значение типам нервной системы, исходя из того, что они относятся к внутренним условиям формирования индивидуально-психологических свойств.
|
28 | Индивидуально-типические особенности одаренных дошкольников | Белова Е.С. |
В современной психологии изучение проблем выявления и развития способностей, одаренности детей начиная с дошкольного возраста является одним из перспективных и значимых направлений исследований. Дошкольное детство рассматривается как один из важных периодов в развитии детских дарований.
|
29 | Индивидуально-типический подход к исследованию активности личности | Новикова И.А. |
Более 25 лет в Российском университете дружбы народов под руководством профессора А.И. Крупнова ведутся комплексные исследования личности и индивидуальности, продолжающие традиции школы дифференциальной психофизиологии и психологии Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.
|
30 | Индивидуально-типологические различия в динамических характеристиках адаптивности личности с социально ориентированной и автономно ориентированной направленностью субъекта жизнедеятельности | Колпакова Л.М. |
С каких бы позиций ни исследовалась личность: философских, социальных или психологических, на способность действовать «автономно, эффективно, самостоятельно» указывается как на важнейшее ее качество.
|
31 | Индивидуальность и счастье: в поисках общих категорий | Левит Л.З. |
Психология индивидуальности и психология счастья переживают в настоящее время период бурного развития. В работах, выполненных в 2008–2011 годах, нами была представлена личностно-ориентированная концепция счастливой жизни (ЛОКС, автор Л.З. Левит), основанная на применении системного подхода к человеку как к биопсихосоциальному единству.
|
32 | Индивидуальные особенности морально-нравственной сферы и их связь с религиозностью | Донцов А.В. |
В последнее время все больший вес приобретает целостный подход к изучению человека. Таким образом, актуализируются исследования индивидуальных различий на всех уровнях бытия человека и их взаимосвязь как целостной системы.
|
33 | Индивидуальные особенности принятия правовых нормативов | Козлова В.Т., Ференс Н.А. |
Данное исследование выполнялось в рамках концепции социальнопсихологических нормативов, предложенной К.М. Гуревичем. Эта концепция получила свое развитие при создании тестов умственного развития, предназначенных для разных образовательно-возрастных групп школьников и взрослых людей.
|
34 | Индивидуальные различия в динамике отношений участников танцевально-экспрессивного тренинга | Шкурко Т.А. |
Проблема динамики отношений личности – одна из ключевых, фундаментальных проблем социальной психологии. Анализируя работы по различным видам отношений личности и их динамики, можно выделить два взаимосвязанных вектора современных исследований.
|
35 | Индивидуальные различия в представлениях о красивой женщине | Погонцева Д.В. |
В индивидуальности человека, как отмечал Б.М. Теплов (2000), прежде всего бросаются в глаза «наиболее важные черты, те, которые прямо определяют его поступки, его поведение – это особенности его убеждений, его интересов, его знаний, умений и привычек, особенности, относящиеся к содержанию его психической жизни».
|
36 | Индивидуальные различия восприятия времени подростками общеобразовательных школ и воспитательной колонии | Гут Ю.Н., Кабардов М.К. |
Изучению связи между особенностями восприятия времени и работы больших полушарий мозга посвящены работы Д.Г. Элькина (1962), В.Ф. Коновалова (1983), Е.А Полянской (1998). При этом продолжает оставаться значимой проблема психологического времени в подростковом возрасте, так как именно в этот период проявляется Осознание себя и своей жизни во времени.
|
37 | Индивидуальные различия и субъективное благополучие личности | Лепешинский Н.Н. |
В последние десятилетия широкую популярность у исследователей приобрела проблема субъективного благополучия личности. Одним из направлений исследования данной проблемы является изучение взаимосвязи субъективного благополучия и индивидуально-психологических особенностей личности.
|
38 | Использование методов математического анализа для выявления иерархии покупательских потребностей | Лейни Ю.Г. |
В современном мире рыночных отношений рост конкуренции обязывает все глубже изучать своего потребителя, анализируются внешние и внутренние факторы покупательского поведения, а также возможности их использования для разработки эффективной политики управления целевой аудиторией.
|
39 | Исследование специфики переживания событий в различных ситуациях (студенчество и потеря работы) | Гусев С.А. |
Жизненный путь каждого человека уникален в сочетании событий положительного и отрицательного, кризисного и стабильного характера. В особую группу можно выделить кризисы, вызванные не зависящими от воли человека событиями. Одним из таких событий является потеря работы.
|
40 | Исследование способности к продуктивному усвоению информации | Чистякова Г.Д. |
В основе интеллектуального развития лежит способность к самостоятельному продуктивному, то есть творческому, познанию, определяющая само умение приобретать знания и оперировать ими. Данная способность обеспечивает реализацию учащимися их интеллектуального потенциала.
|
41 | Исследование этнической идентичности современных студентов | Хасаева Т.М. |
Во второй половине XX века в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определенному этносу (этнической общности).
|
42 | К вопросу исследования индивидуальных различий в социальном поведении человека | Кочетова Т.В. |
На современном этапе развития психологической науки социальное поведение человека в основном продолжает оставаться прерогативой исследования социальной психологии, а индивидуально-психологические различия составляют предмет таких отраслей как дифференциальная психология и психология личности.
|
43 | Категория характера и преемственность истории ее становления | Большунова Н.Я. |
Категория характера, несмотря на тысячелетия применения этого термина в обыденной жизни, научной и художественной литературе, остается одной из наименее определенных в дифференциальной психологии и психологии личности. Характер рассматривался в истории психологии и понимается в настоящее время и как самостоятельная категория...
|
44 | Когнитивный стиль в структуре индивидуальности на разных возрастных этапах | Тихомирова И.В. |
Научное наследие Б.М. Теплова и в настоящее время является источником для теоретических подходов и экспериментальных программ в дифференциальной психологии и психофизиологии.
|
45 | Количественные и качественные методы в психологии: проблемы использования и перспективы | Литвинова Н.А., Радчикова Н.П. |
В последнее время в психологии растет интерес к качественным методам исследования. В связи с этим становится актуальным анализ преимуществ использования качественных и количественных методов изучения в психологии индивидуальных различий.
|
46 | Концептуальные способности как основа интеллектуальной одаренности | Холодная М.А. |
При изучении интеллектуальной одаренности мы сталкиваемся с некоторым ключевым противоречием: не всякий интеллектуально одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого человека и, в свою очередь, не всякий интеллектуально одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком.
|
47 | Культурная диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных подростков | Потапова В.В. |
Культурное воздействие «прошивает» личность в человеческом мире. Пропитанная культурой личность, с одной стороны, снимает психическое напряжение посредством культуры, с другой – находится в постоянном с ней борении, являясь одновременно ее носителем, потребителем и жителем.
|
48 | Культурные особенности гелотофобии в России | Стефаненко Э.А. |
Впервые феномен гелотофобии был описан М. Титцем в контексте психопатологии как особая форма социофобии (Titze, 1996).
|
49 | Личный архив Б.М. Теплова в составе материалов Научного архива Психологического института (описание коллекции) | Козлов В.И. |
В соответствии с правилами обработки личных архивных фондов в 2010 году была осуществлена систематизация материалов, относящихся к жизни и научному творчеству Бориса Михайловича Теплова, хранящихся в Научном архиве Психологического института РАО.
|
50 | Межполушарная асимметрия и различные виды одаренности | Лукьянчикова Ж.А. |
Изучение индивидуально-психологических различий, являющееся важнейшим разделом научной психологии, разработанное в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, актуально для многих направлений психологической науки, в том числе и для нейропсихологии.
|