Индивидуальные особенности морально-нравственной сферы и их связь с религиозностью

А.В. Донцов ФГБОУ ВПО СГУПС, г. Новосибирск

В последнее время все больший вес приобретает целостный подход к изучению человека. Таким образом, актуализируются исследования индивидуальных различий на всех уровнях бытия человека и их взаимосвязь как целостной системы. Проявлением такой взаимосвязи можно считать влияние качеств более высокого уровня на качества, принадлежащие более низким и, в некоторой степени, наоборот. Для России интерес к таким исследованиям оказался тесно сопряженным с интересом к изменениям личности индивида, возникающим вследствие его приобщения к религии. Это неудивительно, учитывая рост количества людей, решивших связать свою судьбу либо с одной из традиционных конфессий, либо с одной из новообразованных религий или сект, коих также стало заметно больше.

В исследовании, проведенном в период с 2007 по 2010 год, мы осуществили попытку выявить взаимосвязь степени вовлеченности индивида в религию с особенностями его ценностно-мотивационной сферы и близкими к ней личностными качествами (Донцов, 2010).

Всего в исследовании приняли участие 154 человека обоих полов, средний возраст испытуемых составил 24 года. Экспериментальная выборка составила 60 человек, которые, согласно их утверждениям, часто посещают храм, читают религиозную литературу, молятся и совершают прочие предписанные обряды. В исследовании приняли участие православные прихожане церкви Рождества Иоанна Предтечи (г. Куйбышев, Новосибирская обл.) и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение-Абалацкая (г. Новосибирск), католические прихожане храма Святых Апостолов Петра и Павла (г. Куйбышев, Новосибирская обл.) и Кафедрального собора Преображения Господня (г. Новосибирск). В контрольную группу вошли 94 человека, практически не посещающие какой-либо храм.

Были применены следующие психодиагностические методики: «Анкета религиозных ориентаций» И.М. Богдановской (2001), «Методика диагностики парциальных позиций интернальности–экстернальности личности» Е.Ф. Бажина и др., «Методика диагностики полимотивационных тенденций в Я-концепции личности» С.М. Петровой, методика «Определение жизненных ценностей личности (Must-тест)» П.Н. Иванова и Е.Ф. Колобовой, методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца (в модификации А.Л. Лихтарникова). Полученные эмпирические данные были обработаны при помощи методов математической статистики – t-критерия Стьюдента, U-критерия Манна–Уитни, с использованием приложений Microsoft Excel, AtteStat, пакета SPSS v. 17.0.

Результаты исследования убедительно показали, что приобщение к религиозной (в данном случае – христианской) вере тесно связано с отличиями ценностно-нравственной сферы по сравнению с людьми, которые не относятся к данным конфессиям. В частности, различия проявляются в следующем.

Те респонденты, которые часто посещают храм, читают религиозную литературу, исполняют ритуалы, получили достоверно большие результаты по шкалам «Интернальность неудач» (p≤0,05) и «Интернальность в семейных отношениях» (p≤0,01). Таким образом, данные свидетельствуют о тенденции высоко религиозных людей брать на себя ответственность за негативные события в собственной жизни и за события в семейной жизни. Это в целом соответствует представлениям об ответственности за свои грехи, являющимся ключевым моментом многих религий, а также об особой роли брака как священного союза.

Анализ данных по методике полимотивационных тенденций показал, что у испытуемых, вошедших в экспериментальную группу, в большей степени выражена акизитивная (материальная) мотивация, р=0,02, а также имеются тенденции на уровне, близком к статистически значимому, к более высокому уровню альтруистической мотивации (р=0,07). У представителей контрольной группы сильнее выражены следующие виды мотивационных тенденций: оптимистическая мотивация (р≤0,001), трудовая мотивация (р=0,003), мотивация совершенства (р=0,033) и эгоцентрическая мотивация (р≤0,001). Важно учитывать, что высокие показатели по шкале акизитивной мотивации свидетельствуют о более низкой выраженности стремления к материальному благополучию и более высокой ориентации на нематериальные ценности.

Результаты обработки методики определения жизненных ценностей личности показали, что у членов экспериментальной группы более выражены ценности «Богатство духовной культуры» и «Богатая духовно-религиозная жизнь» на уровне статистической значимости (р≤0,01) и (р≤0,001) соответственно. Испытуемые, вошедшие в контрольную группу, показали более высокие результаты по предпочтению ценностей «Безопасность и защищенность» (р≤0,001), «Автономность» (р≤0,001), «Материальный успех» (р=0,005), «Личностный рост» (р=0,047), «Здоровье» (р=0,003), «Чувство удовольствия» (р=0,016), «Межличностные контакты и общение» (р=0,05)

Наконец, была проведена группировка эмпирических данных, полученных по методике «Ценностные ориентации» Ш. Шварца, в мотивационные домены и их последующий анализ. Это позволило установить, что для людей с более выраженной религиозностью характерно предпочтение таких доменов, как «Ограничительный конформизм» (р=0,031), «Поддержка традиций» (р≤0,001), «Социальность» (р≤0,001), «Социальная культура» (р≤0,001) и «Духовность» (р≤0,001). Стоит отметить, что это преимущественно коллективные ценности – только «Социальная культура» и «Духовность» носят смешанный, индивидуально-коллективный характер. Для представителей группы, характеризующейся меньшей выраженностью религиозности, напротив, приоритетными являются такие мотивационные домены, как «Наслаждение», «Достижения», «Социальная власть», «Самоопределение», «Стимуляция», все на уровне значимости р≤0,001. Все они являются индивидуальными ценностями.

Полученные результаты свидетельствуют, что развитие ценностнонравственной и мотивационной сферы особым образом осуществляется в горизонте ориентиров, задаваемых религиозным мировосприятием, что выражается заметным различием религиозной и нерелигиозной личности. Религиозному человеку в большей мере свойственны стремление к духовности, единству с Божественным, высокой нравственности, любви, в то время как для нерелигиозных на первый план выходят развитие личностных качеств, целеустремленность, собственные достижения, здоровье, материальные блага. Это подтверждает существующие описания черт личности конфессионера (Святитель Феофан Затворник, 2002; Ялом, 1999). Важно, что упомянутые данные были получены на материале современных прихожан и описывают наличную ситуацию. Выявлено также, что религия обладает большим потенциалом в удовлетворении познавательных потребностей и формировании нравственных ориентиров, что соотносится с функциями религии, выделяемыми К.Г. Юнгом (2002), И. Яломом (1999) и др.

Литература

  1. Богдановская И.М. Религиозный опыт личности как феномен психологического исследования // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001. С. 130–133.
  2. Донцов А.В. Религиозность как личностное качество, ее влияние на формирование ценностно-нравственной сферы // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4 (23). Ч. II. С. 110–116.
  3. Святитель Феофан Затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения. М.: Лепта, 2002. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Донцов А.В. Индивидуальные особенности морально-нравственной сферы и их связь с религиозностью // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 133-136.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки