Восприятие букв русского алфавита школьниками: дифференциальный аспект

Разделы психологии: 

О.А. Якимчук Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва

На современном этапе развития в системе образования перед педагогами поставлена задача «уделять серьезное внимание отработке навыков чтения как базовых в образовании». Эта задача для образовательного процесса актуальна, так как в настоящее время, не только у учащихся начальной, но и средней школ возникают проблемы, связанные со скоростью чтения и пониманием смысла прочитанного. Поставленный своевременно, психологический и педагогический запрос о необходимости изучения особенностей организации процесса обучения чтению с учетом временных характеристик процесса зрительного восприятия привел к необходимости проведения данного исследования, которое возможно лишь с возобновлением фундаментальных исследований проблем зрительного восприятия, интерес к которым за последнее десятилетие упал.

Анализ основных направлений исследования процессов зрительного восприятия показал, что для обоснования теоретических представлений о психических явлениях, процессах и их механизмах использовались тахистоскопические опыты, позволяющие развернуть процесс зрительного восприятия (Б.Г. Ананьев, 1953, 1960; Ю.И. Александрова, 1953, 1960; В.Д. Глезер, 1966; Дондерс, 1868; В.П. Зинченко, 1981; Б.Ф. Ломов, 1966; М.П. Никитин, 1985). В последние два десятилетия исследованием временных характеристик процесса зрительного восприятия в рамках концепции А.И. Миракяна занимались: А.Н. Андреев (1992); В.И. Козлов (1989); В.И. Панов (1993); Г.В. Шукова (2000).

Данная работа первоначально была направлена на разработку проблемы влияния возрастных различий на процесс зрительного восприятия букв русского алфавита. Обучение чтению, как правило, начинается в возрасте 6–7 лет. В этом возрасте процессы восприятия развернуты во времени и, как мы полагаем, с помощью современной тахистоскопической методики удастся зафиксировать особенности восприятия букв у школьников данного возраста и проследить, как проявятся эти особенности у детей других возрастных групп (с 7 до 17 лет). Были выдвинуты гипотезы: 1) длительность процесса зрительного восприятия букв русского алфавита с возрастом человека сокращается; 2) процесс зрительного восприятия букв на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

Был проведен пилотажный эксперимент с применением специально разработанного В.И Козловым и Н.Л. Мориной компьютерного варианта классической методики тахистоскопического предъявления объектов восприятия (опознания). В качестве стимульных объектов были выбраны заглавные буквы русского алфавита шрифта Arial.

Результаты эксперимента подтвердили выдвинутые гипотезы. Были обнаружены значительные различия во временных характеристиках успешного восприятия (опознания) букв не только у испытуемых разных возрастных групп, но и внутри каждой группы. Полученные данные позволили предположить, что существуют не только возрастные, но и индивидуальные различия, оказывающие влияние на временные характеристики зрительного восприятия. Мы обратились к исследованиям формально-динамических свойств нервной системы и их взаимосвязей с психологическими проявлениями. В дифференциальной психологии разработкой этих проблем занимались М.К. Акимова, К.М. Гуревич (1978); Э.А. Голубева (2005); В.А. Данилов (1973); В.Т. Козлова (1981); Н.С. Лейтес (1977); Н.Е. Малков (1966); В.Д. Небылицын (2000); И.В. Равич-Щербо (1981); В.И. Рождественская (1967); Б.М. Теплов (1956); И.В. Тихомирова (1988). В психофизике исследования по обнаружению сигнала проводились Б.Г. Бовиным (1981); Ю.М. Забродиным, Е.З. Фришманом, Г.С. Шляхтиным (1981); А.Н. Лебедевым, В.А. Луцким (1971); М.Н. Ливановым (1972).

Обзор литературы показал, что накоплен большой научный материал по разработке данной проблемы, который показывает, что индивидуальные различия по формально-динамическим свойствам (лабильности и инертности нервной системы) имеют непосредственное отношение к временным характеристикам перцептивного процесса. Однако проблема связи между динамическими свойствами нервной системы (лабильностью и инертностью) и процессом зрительного восприятия еще полностью и последовательно не изучена. Кроме того, накопленные данные хотя и представляют многообразие индивидуально-психологических различий, но, преимущественно, без учета возрастной динамики их изменений (за отдельными и достаточно редкими исключениями). По-видимому, в ходе возрастного развития происходит не только последовательное увеличение возможностей нервной системы, но и качественное изменение некоторых ее особенностей. (Н.С. Лейтес). Все это с новой стороны указывает на необходимость исследований, направленных на изучение взаимосвязи возрастного и индивидуального в перцептивном процессе (зрительном восприятии). А трудности и ошибки, связанные с прогнозом развития перцептивной деятельности ребенка, с нашей точки зрения, в значительной мере обусловлены недостаточным различением возрастных особенностей и собственно индивидуальных.

На следующем этапе исследования решалась задача изучения влияния динамических свойств нервной системы (лабильности и инертности) на процесс зрительного восприятия (временные характеристики и успешность опознания) на разных возрастных этапах. Были выдвинуты дополнительные гипотезы: 1) длительность процесса зрительного восприятия (опознания) букв зависит от выраженности свойства лабильности–инертности нервной системы; 2) вне зависимости от возраста успешность опознания у испытуемых с лабильной нервной системой выше, чем успешность опознания у испытуемых с инертной нервной системой; 3) процесс зрительного опознания у испытуемых с инертной нервной системой имеет возрастные особенности.

Диагностика свойств нервной системы проводилась с помощью соответствующих бланковых методик: учащиеся 7–10 лет выполняли тест Тулуз-Пьерона, модифицированный Л.А. Ясюковой, и оценивались по «Схеме наблюдения в ситуациях дифференцирующих учащихся с подвижной и инертной нервной системой», разработанной М.К. Акимовой и В.Т. Козловой; учащиеся 13–17 лет выполняли методику В.Т. Козловой по определению лабильности и инертности нервной системы («Код» и «Исполнение инструкций»).

Для проведения основного эксперимента из 80 учащихся ГОУ СОШ г. Москвы были сформированы группы по 16 испытуемых в каждой: I группа (7–8 лет), II группа (8–9 лет), III группа (9–10 лет), IV группа (13–14 лет), V группа (16–17 лет). Каждая группа разделялась на 2 подгруппы по 8 испытуемых: подгруппа А – испытуемые с лабильной нервной системой и подгруппа Б – с инертной нервной системой.

Проведенная экспериментальная работа и анализ данных по исследованию влияния возрастных и индивидуальных различий на процесс зрительного восприятия букв русского алфавита при различной экспозиции букв показаласледующее. 1) С увеличением возраста длительность процесса зрительного восприятия (опознания) букв сокращается. 2) У испытуемых с лабильной нервной системой успешность опознания неизменно выше, чем у испытуемых с инертной нервной системой. 3) Длительность процесса зрительного восприятия (опознания) букв зависит от лабильности и инертности нервной системы испытуемых (длительность процесса зрительного опознания у испытуемых с лабильной нервной системой меньше, чем у испытуемых с инертной нервной системой). 4) Процесс зрительного опознания у испытуемых с инертной нервной системой всех возрастных групп имеет скачкообразный характер. 5) Процесс зрительного восприятия на возрастном этапе 8–9 лет у испытуемых с инертной нервной системой протекает неравномерно с ухудшением эффективности успешности опознания при увеличении времени экспозиции.

Таким образом, введение дифференциально-психологического аспекта и обращение к наследию Б.М. Теплова существенно обогатило наше исследование, предоставив возможность получить ответы на вопрос о взаимодействии возрастного и индивидуального на разных возрастных этапах формирования процесса опознания.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Якимчук О.А. Восприятие букв русского алфавита школьниками: дифференциальный аспект // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 357-359.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки