О.С. Самбикина Пермский государственный педагогический университет, г. Пермь
Индивидуальный стиль учебной деятельности (ИСУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. В ряде исследований, проведенных в лаборатории В.С. Мерлина, обнаружена зависимость индивидуального стиля от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов (С.И. Асфандиярова, М.Г. Субханкулов, М.Р. Щукин, А.К. Байметов, Л.А. Вяткина, Л.А. Копытова и др.). Было установлено, что «индивидуальный стиль представляет собой целостный симптомокомплекс операций, связанный с определенным свойством нервной системы. Отдельные операции, входящие в этот симптомокомплекс, выполняют компенсаторную функцию». Поэтому одной из поставленных нами задач являлось изучение взаимосвязи свойств нервной системы с компонентами индивидуального стиля учебной деятельности младших школьников и подростков в ходе лонгитюдного исследования. Для изучения свойств нейродинамического уровня использовалась «Методика наблюдения за жизненными проявлениями свойств нервной системы у детей младшего и среднего школьного возраста» (Б.А. Вяткин). Для выявления компонентов стиля учебной деятельности младших школьников и подростков была сконструирована «Комплексная методика изучения индивидуального стиля учебной деятельности школьников». В основу данной методики положен опросник А.К. Байметова, направленный на изучение ИСУД старшеклассников.
Первоначально для изучения взаимной зависимости компонентов ИСУД и свойств нервной системы младших школьников был проведен корреляционный анализ. Выяснилось, что существует довольно тесная взаимосвязь между показателями свойств нервной системы и показателями компонентов ИСУД младших школьников. Исходя из анализа этих взаимосвязей, можно предположить, что дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы имеют более быстрый темп деятельности, они более активны на уроках; для детей с сильным, уравновешенным типом характерна меньшая импульсивность при ответе, предпочтение выполнять трудные задания, большая сосредоточенность на уроках, внимание к объяснению урока учителем; ученики с «сильной» нервной системой, как правило, не делают перерывов при выполнении домашнего задания. Младшие школьники с уравновешенным типом нервной системы долго и тщательно проверяют выполненную ими работу, предпочитают не списывать у товарищей. «Подвижные» дети на уроках вносят исправления и дополнения в ответы одноклассников.
Анализ взаимосвязей, полученных на выборке подростков, позволяет сделать заключение о том, что подростки с сильной нервной системой не склонны к длительным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Подростки с уравновешенным типом нервной системы на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не спешат при ответах, у них реже встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они более внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Подростки с подвижным типом нервной системы склонны проверять задания только в ходе их выполнения.
Сопоставив между собой количество взаимосвязей показателей свойств нейродинамического уровня с показателями компонентов ИСУД у подростков и у младших школьников, можно прийти к выводу, что зависимость особенностей стиля деятельности от свойств данного уровня с переходом к подростковому периоду ослабевает.
Комментарии
Добавить комментарий