Разделы психологии:
Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Проектирующей психологии» ГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия
Ключевые слова: личность; развитие личности; психологическое здоровье; психологическое здоровье педагога; условия развития личности; духовность; духовно-нравственная сфера личности; духовно-нравственное развитие; условия духовно-нравственного развития; педагогическое взаимодействие.
PSYCHOLOGICAL HEALTH OF THEEDUCATOR AS A CONDITION OF SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY
Eugenia E. Krieger, DD, Professor of chair "Designing of psychology "Russian state University for the Humanities, Moscow, Russia
Keywords: personality, personal development, psychological health, teacher’s psychological health, personal development conditions, spirituality, personal spiritual and moral sphere, spiritual and moral development, spiritual and moral development conditions, pedagogical interaction.
Духовно-нравственное развитие личности ребенка сегодня является одной из важнейших проблем образования. Формирование личности в детском возрасте во многом происходит в школе, как институте социализации. Именно в том содержательном взаимодействии, в которое попадает ребенок. Исходя из того потенциала личностных ресурсов, которые есть у педагогов. В этой статье пойдет речь о том, как психологическое здоровье педагога задает основания духовно нравственного становления личности ребенка.
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского было замечено, что главным фактором становления личности является социальная среда – сотрудничество со взрослым или другим более компетентным лицом. Через обучение взрослый организует внешнюю деятельность ребенка в предметном мире, которая за тем интериоризируется и переходит во внутренний план [2]. Все это имеет полное отношение и к проблемам духовно-нравственного развития, которое осуществляется в совместной деятельности с педагогом.
Центральными психологическими критериями развития выступают перестроение сознания и образование новых смыслов. Педагог не только создает условия для интериоризации внешней деятельности и переводу её во внутренний план для перестроения сознания личности. Он является источником и проводником смыслов ценностей ребенка, в том числе духовных. А.Н. Леонтьев пишет о том, что личность является «системным качеством» индивида, проявляющимся прежде всего как способность индивида обусловливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою отраженность[4].
По мнению В.А. Петровского «отраженная субъектность» «…воплощает в себе представление о личностном аспекте бытия человека в мире как формы активного «идеального» присутствия человека в жизни других людей, «продолженности человека в человеке»». Отраженного субъекта мы отчетливо переживаем в значимых для себя жизненных ситуациях. В образовании такой значимой жизненной ситуацией выступает педагогическое взаимодействие. Поскольку учитель является не только проводником между культурой и внутренним миром ребенка, но и как «отраженная субъектность» преобразует взаимодействие в значимом для ребенка направлении. Как следствие, он выступает как активное деятельностное начало, изменяющее взгляд детей на вещи, ставящее новые цели; формирующее новые побуждения, являющееся источником личностного смысла и духовного развития. По мнению самого В.А. Петровского, отражение это активный процесс «отразить что-либо — это значит воспроизвести существенные, определяющие черты отражаемого:..» [8]. Этот тезис позволяет задать вопрос, что должно быть персонализировано и отражено для необходимого становления духовно-нравственного развития личности ребенка.
На наш взгляд, таким предметом персонализации для духовно-нравственного развития имеет психологическое здоровье педагога. Здоровье является многоаспектной проблемой, исследуемой на разных уровнях организации человека – физическом, психологическом и социальном. Физический уровень выступает базой для психологического и социального уровней, его нарушения приводят к соматическим заболеваниям. В социально-психологическом плане здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности. В рамках этих уровней имеет место психологическое здоровье профессионала.
Долгое время понятие «здоровье» рассматривалось в рамках дихотомии «здоровье – болезнь». В большинстве случаев здоровье являлось предметом изучения медицины, психопатологии, валеологии. Глубокий анализ феноменологии здоровья в культуре и психологической науке проведен О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатовым. Авторы обозначают три идеологии в определениях здоровья и нормы: традиционно медицинскую, валеологическую и психологическую. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, валеология – как уравновешенность организма со средой, а психология – с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье [1].
По мнению О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова, здоровье исследуется как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия. Такое Понимание здоровья отражено в определении этой категории данном Всемирной организацией здравоохранения. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов» [9].
Можно говорить о том что, здоровье – это не только и не столько медицинское заключение, а совокупность физических и социальных параметров, которые можно оценивать и на которые можно влиять. Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, гармоничностью и духовно- нравственным развитием личности. Так как человек представляет собой сложную разноуровневую систему (биологическая, психологическая, социальная), то здоровье необходимо изучать на основе комплексного подхода.
На первое место в понимании психологического здоровья выдвигается способность изменять свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспосабливать среду так, чтобы эти задачи стали выполнимыми. Психология здоровья ориентирует наше Понимание психологического здоровья в позитивном ключе – не как отсутствие дезадаптации, а как способность к постоянному развитию и обогащению личности (О.С. Васильева, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.Э. Пахальян, Ф.Р. Филатов, О.В. Хухлаева и др.).
Исследования И.В. Дубровиной [3], Е.Е. Кравцовой [6],В.Э. Пахальян [7], О.В. Хухлаевой [10], показывают, что с одной стороны, психологическое здоровье обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни и решения жизненных задач, поставленных перед конкретным субъектом с его способностями и возможностями. А, с другой стороны – является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
На наш взгляд, психологическое здоровье выступает основанием профессионализма педагога, условием его профессиональной и личностной зрелости. В концепции профессионального здоровья и профессиональной деятельности педагога Л.М. Митиной, Г.В. Митина, О.А. Анисимовой, под профессиональным здоровьем педагога понимается «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя» [5]. Основу профессионального здоровья, по их мнению, составляет психическое здоровье как мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.
Профессиональное здоровье педагога не есть отсутствие конфликтов, фрустраций, проблем и прочего – оно означает скорее зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное профессиональное функционирование и готовность к действию в постоянно изменяющемся мире и в педагогической действительности. В связи с чем, профессиональное здоровье педагога может быть рассмотрено в психологическом научном измерении.
Профессиональное здоровье педагога, по мнению Л.М. Митиной, сложное многоуровневое образование оно состоит из смыслообразующего, саморегулирующего компонентов; механизмом актуализации восприятия педагогом своего профессионального здоровья является осознание им физического уровня «Я» становящегося отправной точкой для перехода на психический и профессиональный уровни «Я»[5].
Высший уровень личностного здоровья, по её мнению, определяющий смысловые ориентации и вообще общий смысл жизни, отношение к другим и себе, оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни, и все эти уровни взаимосвязаны. Именно этот уровень лежит в основе, механизмов формирования духовно-нравственных ценностей личности самого педагога. Психологическое здоровье означает зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование, определяющее духовно-нравственный образ личности.
Нарушение этого уровня здоровья приводит к деформациям внутреннего мира специалиста, искажению механизмов саморегуляции, активности и автономности собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. На наш взгляд, наличие психологического здоровья педагога является основанием для духовно-нравственного развития, как самого специалиста, так и ребенка, находящегося с ним во взаимодействии. Необходимый уровень развития психологического здоровья педагога дает ему возможность актуализировать такие параметры духовно-нравственного развития, как творческое вдохновение, самоактуализацию, выход на трансцендентный уровень.
Таким образом, психологическое здоровье педагога вступает основанием для отражения ребенком в педагогическом взаимодействии именно этих качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. Ростов-на-Дону, 2005. С.110–186.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Дубровина, И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. М., 2003. 464 с.
- Кравцов, Г.Г., Кравцова Е.Е. Новые принципы в подготовке психологов в вузе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова // Психология в вузе. 2010. № 5. С. 5.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. сознание. Личность. М.: смысл. Академия, 2005. 352с.
- Митина, Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога // Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. М., 2005. 363с.
- Пахальян, В. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Пахальян. СПб., 2006. 240с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д 1996. 509с.
- Устав (Конституция) всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 г.
- Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. М., 2001.208 с.
Комментарии
Добавить комментарий