Разделы психологии:
Нерсесянц Анна Владиковна – аспирант кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов.117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д 6
Карабущенко Наталья Борисовна – доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д 6, Новосибирский военный институт им. Генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, личность, динамика, ценности, студенты-юристы.
FEATURES OF MEANINGFUL ORIENTATIONS OF LAW STUDENTS PERSONALITIES
Nersesyants Anna Vladikovna – Postgraduate Student, Department of Psychology and Pedagogy,Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), 6 Miklukho-Maklaya St.,Moscow, 117198, Russian Federatione.
Karabuschenko Natalya Borisovna – Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Psychology and Pedagogy,Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). 6 Miklukho-Maklaya St.,Moscow, 117198, Russian Federatione.Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation6/2 Klyuch-Kamyshenskoe Plateau str., Novosibirsk, 630114
Keywords: life-meaning orientations, personality, dynamics, values, law students.
В настоящее время мотивационно-смысловые элементы личности юристов анализируются в целом ряде исследований, раскрывающих такие аспекты темы, как профессиональная мораль юристов [5], мотивационная готовность студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности [1], динамики психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности [7] и т.д. Однако обращает на себя внимание недостаток исследований, посвященных личности будущих юристов. А между тем на представителей именно этой профессии ложится основная нагрузка по определению, осмыслению, интерпретации и реализации правовых норм, способных преодолеть присущее современной «эпохе перемен» состояние ценностно-нормативной аномии. Проведенное нами исследование было направлено на восполнение этого пробела.
Теоретическую основу исследования составили труды В.Франкла, обосновывающие положение о том, что важнейшей задачей человека является поиск смысла своей жизни, придающего ей ценность и уникальность, а также работы отечественных ученых, в которых раскрывается понятие смысложизненных ориентаций личности как ценностных ориентаций человека, направленных на реализацию «совокупности осознанных смыслов его жизни» [2], анализируются источники смысла жизни человека [4] и т.д. Для сбора данных использовалась методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева (результат адаптации теста «Цель в жизни» Дж.Крамбо и Л. Махолика). В рамках исследования была поставлена цель выявить динамику смысложизенных ориентаций студентов-юристов в период их обучения в вузе. Опрошено 142 респондента - учащиеся 1-го, 3-го и 4-го курсов. Для сравнения различий между курсами использовался критерий H-Крускала-Уоллиса.
Анализ подтвердил значимые различия по двум шкалам - «Цели» и «Осмысленность жизни». По шкале «Цель» среднее значение: 1-ый курс=32,41;3 курс=28,28;4курс=31,26 при χ2=8,445; p=0,015. По шкале «Осмысленность жизни» среднее значение: 1 курс=105,68; 3 курс=95,40;4 курс=101,86 при χ2=9,157; p=0,010.
По шкале «Цели в жизни» наибольшие средние значения наблюдаются у студентов юристов 1-го курса; на 3-м курсе происходит заметный спад по данному параметру, а затем значение целей возрастает, хотя и не достигает первоначального уровня. На наш взгляд, это объясняется тем, что на момент поступления в университет молодой человек размышляет о своем призвании и определяется с целями своей жизни в части профессиональной деятельности. Очевидно, что этот период жизни является для него временем наибольшей духовной мобилизации, связанной с выбором будущей профессии. А затем наступают «трудовые будни» обучения, воспринимаемые большинством студентов как стресс, в поисках выхода из которого они отвлекаются от осмысления своих жизненных целей. На 4-м курсе, т.е. к завершению бакалавриата, перед ними вновь актуализируется (хотя и не так остро, как при поступлении ВУЗ) вопрос о целях его жизни, так как. им вновь предстоит определяться с выбором дальнейшего профессионального пути.
По шкале «Осмысленность жизни» есть значимые различия между курсами: высокие показатели осмысленности выявлены у студентов 1-го и 4-го курсов, однако на 3-ем курсе данный показатель снижается. Можно предположить, что при поступлении в университет и на первом году обучения студенты имеют достаточно четко сформулированные цели в части выбора профессии, а также некоторое предварительное (предположительно, завышенное, романтизированное) представление о профессии юриста. К 3-му курсу у них складываются более объективные знания о профессии, которые могут не соответствовать их первоначальным представлениям. К 4 курсу студенты выравниваются по шкале «осмысленность жизни» с первым курсом. Очевидно, это происходит потому, что к концу обучения в бакалавриате идет процесс формирования целей на будущее, принятие профессии со всеми ее сложностями и Интеграция профессиональных ценностей в структуру личности обучающихся. На 4-м курсе перед студентами-юристами встает вопрос о выборе дальнейшего пути профессионального развития, что выражается в возрастании готовности к изменениям.
Также выявлены различия на уровне тенденций по шкале «Процесс жизни», которые коррелируются со шкалой «Осмысленность жизни». Результаты по шкале «Процесс жизни», среднее значение которых: 1 курс=30,55;3 курс=28,04; 4 курс=29,65 при χ2= 5,249; p=0,072. Кроме того, есть аналогичные тенденции по шкале «Локус контроля – жизнь» (1 курс=32,35;3 курс=29,88;4 курс=30,81 при χ2=5,343; p=0,069). Необходимо также учитывать динамику по шкале «Процесс жизни»: наивысшее среднее значения наблюдаются у студентов 1 курса, затем к 3 курсу данное значение снижается, однакок 4 курсу значения практически выравниваются по отношению к 1 курсу. Данная шкала описывает эмоциональную составляющую, интерес к происходящим событиям жизни здесь и сейчас. В случае с первым курсом результат отражают воодушевление при поступлении в университет, завышенные ожидания и оптимистичный взгляд в будущее. К третьему курсу мы можем увидеть некоторое разочарование, что коррелирует с вышеуказанным результатом по статистически значимым различиям вцелях и осознанности. А затем молодые специалисты сталкиваются с первыми трудностями, рутинным процессом учебы, а также с диссонансом между ожиданиями от обучения и реальностью. Важно также отметить некое статистически незначимое, однако явно наблюдаемое различие по шкале «Локус контроля – жизнь». Высокий балл демонстрирует способность человека контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать их, а низкие баллы присущи человеку, считающему, что жизнь не подвластна контролю. В нашем исследовании в шкале «Локус контроля – жизнь» прослеживается самый высокий показатель у первого курса, затем аналогично другим шкалам его динамика снижается к третьему курсу, а в дальнейшем мы наблюдаем рост данных средних значений. Таким образом, молодые юристы, начиная обучение, считают себя способными полностью контролировать свою жизнь, однако к третьему курсу, эта уверенность идет на спад. К четвертому курсу данные выравниваются, однако до значений первого курса так и не доходят, что показывает (в сочетании с осознанностью) некую осторожность и взвешенность в принятии решений.
Такая интерпретация особенностей ценностных ориентаций у студентов 3 курса подтверждается результатами исследований копинг-стратегий (т.е. поведенческих моделей преодоления стресса) студенческой молодежи. Так, по данным, полученным М.А.Одинцовой, у студентов первого курса копинг, ориентированный на решение поставленных жизнью задач, доминирует по сравнению с копингами, ориентированными на избегание или эмоции. А студенты третьего курса, напротив, «чаще начинают прибегать к такой неэффективной стратегии преодоления стрессовых ситуаций, как избегание (отвлечение и социальное отвлечение). Они стараются уйти от решения проблем, избежать контакта с окружающей действительностью, могут избирать и пассивные способы избегания, такие как уход в болезнь, употребление алкоголя, курение и т.п.» [6, с.92].
Полученные данные соответствуют выводам из широкомасштабного исследования профессиональных элит в вузе, проведенного Н.Б. Карабущенко. На базе методики изучения ценностей личности Ш. Шварца автором было выявлено наличие динамики ценностных ориентаций у студентов за период обучения с первого по четвертый курсы. При этом выделялась группа студентов-юристов, исследование ценностных ориентаций которых показало, что в указанный период обучения прослеживаются тенденции к снижению ориентаций на самостоятельность и безопасность, при этом повышаются ориентации на универсализм, гедонизм, достижения и стимуляцию [3]. Аналогичные результаты получены в исследовании финских психологов, изучавших моральные суждения студентов-медиков: динамика моральных суждений, выражающих их ценностные ориентации, была выявлена уже после первых двух лет обучения [8].
Выявленная нами динамика смысложизненных ориентаций студентов-юристов явилась результатом не только процесса обучения, но и всей совокупности условий, влияющих на формирование личности, среди которых можно выделить такие, как социально-психологические (личностные ценностные позиции в отношении социальных процессов), профессионально-деятельностные (рост уровня осмысленности и стремление к личностному росту), политические и т.д. Результаты подобных исследований подтверждают слова В.Франкла о том, что в условиях кардинальной трансформации ценностных основ современного общества образование «обязано совершенствовать способность человека находить те уникальные смыслы, которые не рушатся с падением универсальных ценностей»[8, с 104].
Литература
- Арендачук И.В. Мотивационная готовность студентов=юристов к будущей профессиональной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. 2016. Т. 5. Вып. 3. С.195-202.
- Знаков В.В., Рябикина З.И. Психология человеческого бытия. М.: смысл. 2017. С.90.
- Карабущенко Н.Б. Психология профессиональных элит в вузе. СПб: АЛЕФ-ПРЕСС. 2016. С.179.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.: смысл. 2000.
- Маслеев А.Г. Профессиональная мораль юристов как объект изучения // KANT. 2020, №3. С. 160-165.
- Одинцова М.А. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации студенческой молодёжи в условиях энтропии современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 2. С. 90 – 96 .
- Смирнов П.А. Динамика психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности в условиях юридической клиники // Автореф. канд. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук Казань. 2004.
- Франкл В. воля к смыслу. М.: АНФ. 2020. С.104.
- Helkama K., Uutela A., Pohjanheimo E., Salminen S., Koponen A., Rantanen-Väntsi L Moral reasoning and values in medical school: a longitudinal study in Finland. ScandinavianJournalofEducational Research, 2003. Р.399-411.
Комментарии
Добавить комментарий