И.А. Новикова Российский университет дружбы народов, г. Москва
Более 25 лет в Российском университете дружбы народов под руководством профессора А.И. Крупнова ведутся комплексные исследования личности и индивидуальности, продолжающие традиции школы дифференциальной психофизиологии и психологии Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Одним из направлений исследований является изучение индивидуально-типических особенностей свойств личности (таких как общительность, настойчивость, любознательность, уверенность, агрессивность и др.), которые рассматриваются как характеристики проявления активности личности в различных сферах жизнедеятельности.
В качестве одного из общеличностных континуумов, характеризующих целостные особенности поведения человека, В.Д. Небылицын выделял общую психическую активность индивида, которая в том или ином виде содержится в различных личностных образованиях: темпераменте, характере, способностях. «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира» (Небылицын, 1976, с. 251). Опираясь на идеи, высказанные В.Д. Небылицыным, А.И. Крупнов предложил модель целостно-функционального подхода к анализу активности человека, включающую три взаимосвязанных компонента – мотивационно-смысловой, операционально-динамический и продуктивно-результативный (Крупнов, 1984; и др.). В дальнейшем, исходя из такого понимания структуры активности, А.И. Крупновым была разработана системно-функциональная модель анализа свойств личности, которые рассматривались как характеристики общеличностной активности в различных сферах (Крупнов, 2006; и др.).
Проблема соотношения индивидуально-типических особенностей в проявлениях активности личности в разных сферах жизнедеятельности – коммуникативной, волевой, познавательной (на примере общительности, настойчивости, любознательности) была рассмотрена нами совместно с Д.А. Шляхтой (Новикова, Шляхта, 2009; Шляхта, 2009; и др.). Предварительный теоретический анализ исследований, в которых рассматривалась данная проблема, позволил сформулировать предположение о существовании четырех достаточно устойчивых типов реализации личностной активности. В эмпирическом исследовании участвовало 243 студента 1–3 курсов аграрного факультета и факультета физико-математических и естественных наук РУДН в возрасте от 17 до 25 лет. Для диагностики общительности, настойчивости и любознательности использовались методики, разработанные А.И. Крупновым в рамках системнофункциональной модели. Статистическая обработка проводилась с помощью кластерного анализа методом К-средних.
Проведенный анализ подтвердил существование в каждой из изучаемых сфер четырех типов, которым мы дали названия, исходя из характера соотношения и доминирования переменных изучаемых качеств личности: инструментальносмысловой, мотивированно-агармонический, слабомотивированный, избирательный типы.
Представителям инструментально-смыслового типа свойственны как внешние, динамические проявления активности, так и широта целей, мотивов, интересов, которые определяют эту поведенческую активность в различных сферах.
Мы определили специфику данного типа в коммуникативной сфере как «экстравертированность», в волевой – как «напористость», в познавательной – как «пытливость». В целом, по совокупности характеристик представителей этого типа можно назвать «активными».
Для представителей мотивированно-агармонического типа характерны противоречивые тенденции проявления активности: средняя активность в мотивационно-смысловой и слабая активность в инструментально-динамической подсистемах личности. Мы назвали представителей данного типа в коммуникативной сфере «застенчивыми», в волевой – «неуверенными», в познавательной – «затрудняющимися». В целом их можно условно назвать «агармоническиактивными», так как при выраженном стремлении к активности они не всегда могут реализовать ее на поведенческом уровне.
Представители слабо-мотивированного типа характеризуются низким уровнем проявления активности во всех сферах, как в инструментально-стилевой, так и в мотивационно-смысловой подсистемах. В коммуникативной сфере мы назвали представителей данного типа «интровертированными», в волевой – «инертными», в познавательной – «незаинтересованными». В целом их можно назвать «пассивными».
Спецификой проявления активности представителями избирательного типа является ее «селективность» как в мотивационно-смысловой, так и в инструментально-стилевой подсистемах личности. Представители этого типа умеют «выбрать» главные для себя цели и стремиться к их достижению, рационально применяя конкретные навыки, не расходуя понапрасну усилий и эмоций. Мы назвали их в коммуникативной сфере «эгоцентристами», в волевой – «прагматистами», в познавательной – «рационалистами». В целом их можно назвать «избирательно-активными». Для более глубокой психологической характеристики выделенных типов мы провели факторный анализ, обобщая результаты которого можно сказать, что в структурах всех типов во всех анализируемых сферах устойчиво выделяются три фактора: 1) «целевой», отражающий тесные связи целевых установок в предметной и субъектной областях; 2) «фактор проблем», свидетельствующий о связях агармонических переменных инструментально-стилевой подсистемы личности; 3) «продуктивный», отражающий наличие связи предметно и субъектно значимых результативных характеристик активности. Данные факторы соответствуют трем основным блокам структуры активности, согласно целостнофункциональной концепции А.И. Крупнова, – мотивационно-смысловому, операционально-динамическому и продуктивно-результативному.
Сравнительный анализ позволил выявить факторы, которые можно назвать специфичными для каждого типа. Для инструментально-смыслового типа во всех сферах выделяется «эмоционально-личностный фактор», отражающий тесные связи переменных эмоционального компонента с мотивационно-смысловыми и регуляторно-динамическими характеристиками. Для мотивированноагармонического типа выделяются факторы, свидетельствующие о тесной связи общественно значимой мотивации с различными аспектами личностной активности. Для слабо-мотивированного типа были обнаружены «нехарактерные» факторы, которые подчеркивают его специфику: в коммуникативной сфере – «фактор интровертированности», в волевой – «эмоционально-смысловой фактор», в познавательной – «фактор когнитивной недифференцированности». Для избирательного типа во всех сферах выделяются факторы, связанные с «селективностью» активности.
Перспективами данного направления исследований являются: 1) сравнительный анализ выделенных индивидуально-типических вариантов общительности, настойчивости, любознательности с особенностями реализации инициативности, уверенности, агрессивности и других личностных качеств; 2) разработка и апробация психологических программ по развитию общительности, настойчивости, любознательности с учетом выявленных индивидуально-типических особенностей личностной активности.
Комментарии
Добавить комментарий