И.М. Улановская, Е.В. Высоцкая, А.З. Зак, В.И. Моросанова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина, М.А. Янишевская Психологический институт РАО, Москва
В статье описана процедура исследования, позволяющая выявить взаимосвязи факторов образовательной среды, учебной успешности и стиля саморегуляции и уровня сформированности метапредметных результатов на этапе перехода в основную школу. Представлены наиболее общие результаты экспериментальной работы.
The article describes the procedure of the study, which allows to identify the relationship between the factors of the educational environment, learning success, the style of self-regulation and the level of formation of meta-subject results at the stage of transition from primary to secondary school. The most General results of experimental work are presented.
Ключевые слова: метапредметные результаты, образовательная среда школы, академическая успеваемость, стиль саморегуляции.
Keywords: meta-subject results, educational environment, learning success, style of self-regulation.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ - РФФИ Проект №16-06-00926
Важнейшей тенденцией развития современного отечественного образования является его принципиальная переориентация с задач формирования умений и навыков на задачи разностороннего развития учащихся [ФГОС НОО, 2011; ФГОС ООО, 2010; Как проектировать…, 2008]. Таким образом, можно считать, что в теории образования официально закрепляется ориентация на культурно-историческую концепцию Л.С.Выготского, фундаментальным постулатом которой является приоритет образования в решении проблемы соотношения обучения и развития. Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду в качестве главного источника развития личности ребенка. Поэтому принятие в качестве базовой культурно-исторической теории развития ребенка требует обязательного учета факторов среды при анализе характеристик развития ребенка. Для детей школьного возраста существенное значение приобретает образовательная среда школы.
Нам представляется наиболее важным, что в новых образовательных Стандартах метапредметные результаты сформулированы как способы действия. Не конкретный набор действий, которым можно натренировать, если традиционно дать наглядный образец, а затем многократно его повторять на похожем материале или похожих задачах. Способ действия – это то, что ребенок осваивает сознательно, развернуто, в особых учебных условиях, которые вынуждают его «оторвать» действие от конкретной задачи и ее конкретного результата [например, Обухова, 2016; Улановская, 2014]. Такие условия могут возникнуть только в системе школьного обучения, или в школьном обучении, выстроенном как система образовательных воздействий.
Из понимания метапредметных результатов как способов действия следует несколько важных выводов:
- метапредметные результаты не могут быть достигнуты без школьного обучения,
- метапредметные результаты не могут быть достигнуты средствами отдельных учебных предметов,
- метапредметные результаты полноценно формируются только при условии изменения как содержательных, так и организационных, социальных, мотивационных характеристик всей образовательной среды начальной школы,
- метапредметные результаты являются, с одной стороны, итогом начального обучения, а с другой стороны, важнейшим условием успешности обучения в основной школе.
Исходя из этих представлений, в рамках исследовательского проекта2 мы поставили задачу оценить динамику когнитивных и регулятивных метапредметных результатов начальной школы на этапе перехода на основную ступень обучения (5-6 классы). Изучались факторы образовательной среды и личностных особенностей учащихся, связанные с показателями развития различных метапредметных компетенций.
Для ответа на поставленные в исследовании вопросы нами была разработана следующая экспериментальная процедура.
Исследование проводилось в форме лонгитюда и осуществлялось в три этапа. В нем участвовали учащиеся 5-6 классов из 15 школ, выборка составила 709 человек.
На первом этапе была проведена диагностика исходного уровня сформированности основных метапредметных результатов НОО у выпускников 5-х классов (в конце учебного года). Она позволила получить количественную и качественную оценку следующих метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Результаты диагностики по всему комплексу метапредметных компетенций были подвергнуты тщательному количественному и качественному анализу, описаны и доведены до сведения педагогических коллективов школ – участниц проекта.
На втором этапе каждая школа разрабатывала и внедряла свою коррекционную образовательную программу, нацеленную на создание условий для эффективного развития тех компетенций, по которым школой были получены неудовлетворительные результаты. Эти программы и формировали специфические качества образовательной среды каждой школы. Нами был также осуществлен анализ показателей учебной успешности (академической успеваемости по основным школьным предметам) учащихся на протяжении обучения в шестом классе.
На третьем этапе лонгитюда было проведено повторное диагностическое обследование того же контингента учащихся. На обоих этапах (первом и третьем) для диагностики метапредметных результатов использовался компьютеризованный пакет методик, разработанный сотрудниками ПИРАО по заказу МГППУ. Компьютерный пакет организован таким образом, чтобы, с одной стороны, в рамках одной методики можно было оценить различные компетенции учащихся, а с другой – чтобы одну и ту же метапредметную компетенцию оценить в разных методиках и на разном материале. Это повышает надежность и валидность получаемых результатов. Подробное описание компьютерного пакета методов диагностики метапредметных результатов начального школьного образования представлено в статье [Улановская, 2014].
Дополнительно на третьем этапе было проведено анкетирование учащихся по многошкальной опросной методике «Стиль саморегуляции учебной деятельности ССУД-М» [Моросанова и др., 2015]. Стиль саморегуляции характеризуется значениями по следующим шкалам: Планирование, Моделирование, Программирование, Оценка результата, Гибкость, Самостоятельность, Ответственность, Надёжность, Социальная желательность, а также Общий уровень СР. [Ованесбекова и др., 2016].
Лонгитюд позволил нам оценить:
- – динамику развития основных когнитивных и регулятивных метапредметных компетенций на протяжении обучения в 5-6х классах основной школы;
- – влияние специфических особенностей образовательной среды школ, участниц проекта, на динамику метапредметных результатов учащихся;
- – связь метапредметных результатов учащихся и показателей учебной успешности, выраженной в баллах академической успеваемости;
- – связь метапредметных результатов учащихся и показателей стиля саморегуляции по отдельным шкалам саморегуляции и общему уровню СР.
Частные результаты лонгитюда описаны в наших публикациях [Высоцкая и др., 2017; Ованесбекова и др., 2017;Улановская и др.,2017]. В ходе их анализа выявлены некоторые общие тенденции изменения метапредметных результатов НОО в основной школе. Кратко остановимся на выделенных закономерностях.
1. Динамика метапредметных результатов НОО на этапе перехода в основную школу демонстрирует разнонаправленность. В целом средние показатели от 5-го к 6-ому классу незначительно возрастают. При этом одновременно уменьшается как число самых низких показателей, так и самых высоких. Это значит, что основная школа не требует от учащихся глубокого владения метапредметными компетенциями. Поэтому те учащиеся, которые на выходе из начальной школы демонстрировали высокие показатели, к концу 6го класса снижают свои актуальные способности.
2. Школы, ориентированные в своих коррекционных программах на тренировку отдельных учебных действий, обеспечивающих метапредметные компетенции, достигли меньших результатов, чем школы, коррекционные программы которых создавали условия для включения учащихся в различные виды учебной, исследовательской и поисковой деятельности. Т.е. метапредметные результаты не сводятся к совокупности обобщенных учебных действий.
3. Метапредметные результаты не коррелируют с учебной успешностью. Это значит, что учителя, выставляя оценки, ориентируются не на когнитивные способности, а на иные качества учащихся. Значительно более содержательным показателем школьной успешности являются результаты учащихся в предметных олимпиадах разного уровня. Этот показатель академической успешности коррелирует с отдельными метапредметными результатами.
4. Связь уровня развития метапредметных образовательных результатов и таких шкал опросника «Стиль саморегуляции учебной деятельности ССУД-М», как моделирование, оценка результата и гибкость, статистически надежно проявляется у контингента учащихся, показавших средние результаты по показателям сформированности метапредметных результатов. Таким образом, видимо, у учащихся, имеющих потенциал в решении метапредметных задач (т.е. задача оказывается в зоне ближайшего развития), личностные особенности саморегуляции становятся важным ресурсом в достижении результата.
- Высоцкая Е.В. Образовательная среда школы и качество метапредметного результата: проблемы формирования / Е.В. Высоцкая, И.М. Улановская, М.А. Янишевская в кн. «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики (PIM-2017)». Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции (20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. / Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова, М., Просвещение, 2008
- Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека М.: Когито-Центр, 2015. — 304 с.
- Обухова О.Л. Диагностика качества понимания информационного текста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. C. 208–217. Режим доступа: psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n4/
- Ованесбекова, М,Л. Взамосвязь личностно-регуляторных компетенций с метапредметными образовательными результатами у учащихся шестых классов / М.Л. Ованесбекова, И.Н. Бондаренко, И.М. Улановская, В.И.Моросанова в кн. «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики (PIM-2017)». Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции (20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия).
- Улановская И.М. О соотношении показателей понимания текста как метапредметного результата и школьной успеваемости на этапе перехода в основную школу /И.М.Улановская, О.Л. Обухова, И.В. Ривина, Н.И. Поливанова в кн. «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики (PIM-2017)». Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции (20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия).
- Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. С.306–319.
- ФГОС НОО (в ред.приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241от 22.09.2011) [Электронный ресурс].- Режим доступа: минобрнауки.рф/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf
- Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
Комментарии
Добавить комментарий