(по В.В. Лебединскому)
Индивид взаимодействует с окружающей средой на разных уровнях активности, что и определяет строение аффективной системы, в которой отдельные уровни избирательно реагируют на определенные классы средовых воздействий.
Уровневый подход открывает ряд новых возможностей в изучении аффективной системы.
- Во-первых, изучение индивидуальных вариантов уровневой организации (пропорций) может оказаться полезным в разработке типологии индивидуальных различий.
- Во-вторых, в патологических случаях уровневый подход также применим для дифференциально-диагностического использования.
- В-третьих, развивается наше понимание структуры эмоциональных процессов (Лебединский, 1990).
Прикладное значение этого подхода состоит в разработке стратегии коррекции с учетом возможных диспропорций в системе эмоциональной регуляции.
Однако для продвижения в этом направлении прежде всего необходимо выделить отдельные уровни и описать их функциональные особенности. Для решения этой задачи, по-видимому, наиболее эффективным является, во-первых, обращение к раннему детству, когда происходит становление аффективной системы, ее архитектоники. Во-вторых, обращение к случаям патологии, при которых происходят «сбои» в работе аффективной системы, что позволяет понять вклад отдельных уровней в целостную систему регуляции.
В базальной системе эмоциональной регуляции могут быть выделены следующие уровни:
Комментарии
Добавить комментарий