Мак-Дугалл Уильям

Мак-Дугалл Уильям William McDougall

Мак-Дугалл Уильям

Мак-Дугалл Уильям (William McDougall 1871 - 1938), англо-американский психолог. Первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием "Принципов психологии" У. Джемса обратился к изучению психологии, сначала в Кембридже, затем в Гёттингене у Г. Мюллера. Лектор в университетском колледже в Лондоне и в Оксфорде. Профессор в Гарварде (1920-27) и в университете Дьюка (1927-38) в США.

Основой психической жизни считал стремление - "горме" (греч. - стремление, порыв), отчего психология Мак-Д. часто называется "гормической". "Горме" трактуется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное, по Мак-Д., особого рода предрасположениями - либо врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятся сначала несколько основных чувств, а затем при сложившемся уже характере одно центральное, называемое Мак-Д. эготическим (от "эго", греч. "я"). 

Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познавательных способностей индивида (врождённых и приобретённых). Размышления над клиническим феноменом "множественной" личности натолкнули Мак-Д. на разработку метапсихологической концепции личности, исходящей из идей монадологии Г. Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему "потенциально мыслящих и стремящихся монад" ("Я"), сходящихся на некоторой "высшей" монаде - "самости", которая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мак-Дугалл Вильям (1871–1938) - англо-американский психолог. Автор «гормической» концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели (см. Инстинкт) изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, М. объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство «нордической расы». Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству.

Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как «дренаже», вызывающем отток нервной системы.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 
Библиография: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки