Всегда ли агрессия является следствием фрустрации в представлении людей о самих себе?

Всегда ли агрессия является следствием фрустрации в представлении людей о самих себе? // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Всегда ли агрессия является следствием фрустрации в представлении людей о самих себе?

А.В. Ширяева Россия, Москва

В 1939 году группа психологов Йельского университета выдвинула гипотезу о том, что агрессия является прямым следствием фрустрации. Согласно Д. Долларду, агрессия - автоматическая и естественная реакция на фрустрирующие воздействия, а Фрустрация - вмешательство в осуществление направленного на цель действия в соответствующее время в последовательности поведенческих актов (Dollard, Miller, Mower, Sears, 1939).

Д. Доллард и коллеги доказывают, что люди, которые неожиданно столкнулись с препятствием на пути к цели, будут фрустрированы лишь настолько, насколько сильно было ожидаемое удовольствие от достижения этой цели. Другими словами, нельзя фрустрировать тех, кому не на что надеяться.

В том числе, психологи Йельского университета указывают на то, что не любая Фрустрация ведет к агрессии. Причины данной ситуации таковы:

  • Слабое побуждение к агрессии
  • Подавление агрессии, связанное с угрозой наказания
  • Сформированность других форм реагирования на фрустрацию

Первые 2 причины понятны и объяснения не требуют. Что же касается третьей, считаю важным отметить, что другие формы реагирования на фрустрацию могут быть сформированы еще в детстве, а могут быть развиты в течение жизни.

Широко известно, что существуют произвольные и непроизвольные фрустрации. Произвольные фрустрации - незаконные, т.е. препятствия на пути к цели были сделаны специально, сознательно. При непроизвольной фрустрации препятствия на пути к цели сделаны не специально, а в силу обстоятельств ни от кого не зависящих. Какие же из них являются предшественниками агрессии? Николас Пасторе изучал данный вопрос. В его исследовании получилось, что люди будут чаще агрессивно реагировать на произвольные фрустрации. Однако необходимо дать критическую оценку данному исследованию, например его валидности. Исследовались студенты колледжа, им давалось описание двух ситуаций (автобус проехал мимо, хотя водитель видел вас на остановке; автобус проехал мимо, так как идет в депо). Возможно, студентам просто не хотелось признаваться, что они чувствовали бы себя фрустрированными и в другой ситуации (Pastore, 1952).

Впоследствии исследование Дж. Эйврилла показало, что и непроизвольные фрустрации могут привести к агрессивному поведению (Averill, 1982).

В данный момент гипотеза фрустрации–агрессии имеет название когнитивно–неоассоциативная модель. Описывается она так: на ранних стадиях фрустрирующее событие порождает негативный эффект, который в свою очередь, может быть следствием физического или психологического дискомфорта. Эти неприятные чувства затем продуцируют разнообразные чувства (от тенденции к бегству, до тенденции бороться). На этой стадии главную роль играют именно эмоции, поэтому человек часто не замечает, что он делает и не дает себе в этом отчета. На более поздних стадиях модели уже возможно подключение когнитивных процессов (Берковиц, 2001).

Исходя из данных теоретических предпосылок, мы проверяли действительно ли в представлении людей о самих себе и своем поведении агрессия является следствием фрустрации и если да, то во всех ли случаях это так, или это объяснение распространяется на ограниченный круг ситуаций. Теория Долларда сейчас переживает не лучшие времена, однако, в данный момент очень живо стоит вопрос о том, что Фрустрация может приводить к агрессии. Некоторое время назад в интернете появился ролик, где ребенок, после проигрыша в компьютерной игре разбил клавиатуру. Сейчас, таких видеозаписей в сети все больше. Фрустрация от проигрыша порождает открытую агрессивную реакцию, здесь - физическую агрессию.

Мы, также, часто сталкиваемся с агрессивными реакциями на фрустрацию в повседневной жизни. В общественном транспорте всегда можно встретить несколько таких индивидов. Например, когда человек не успевает на отправляющийся поезд в метро и кричит на всю станцию нецензурной бранью, обвиняя, сам не зная кого - это вербальная агрессия.

Другим примером, может быть случай на эскалаторе - человек спускается по ступеням эскалатора с левой стороны, но перед ним возникает препятствие - другой человек не планирует идти вниз, он стоит, тем самым загораживает проход нашему человеку. На данную ситуацию возможно несколько реакций:

  1. Если человек не особо спешит, он ничего не предпримет, и будет дожидаться, пока эскалатор сам довезет его;
  2. Если человек действительно сильно спешит, он, скорее всего, потребует пропустить его;
  3. Человек может с силой отодвинуть «препятствие» и двинуться дальше, злясь на всех вокруг (сильно и глубоко вздыхая, кряхтя и пр).

Нас интересуют все 3 случая, в первом случае человеку было не из–за чего фрустрироваться, ожидаемое удовольствие не было столь велико, чтобы породить фрустрацию. Во втором случае, Фрустрация, может и последовала, но могли действовать факторы, выделенные Д. Доллардом и коллегами (слабым побуждением к агрессии, либо подавлением агрессии, вызванным угрозой наказания, сформированностью других способов реагирования на фрустрацию). Третий же случай напрямую связан с главным положением теории фрустрации–агрессии. Получается, что человек спешил и ожидал скорее выйти с эскалатора, что препятствие на пути к цели привело к открытой агрессии, в данном случае физической.

На основании данных теоретических положений, нами была сформулирована следующая гипотеза: Фрустрация будет значимо предсказывать агрессию в самоотчетах испытуемых.

Для нашего исследования были использованы следующие методики: Опросник Басса–Дарки; вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик. Опишем данные методики подробнее.

Опросник Басса–Дарки (Buss–Durkey, 1957) предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. В данном случае, под агрессивностью понимается свойство личности, которое характеризуется наличием деструктивных тенденций в области субъектно–объектных отношений. Враждебность в свою очередь понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. А. Басс и А. Дарки создавая свой опросник, который дифференцирует проявления агрессии и враждебности выделили такие виды реакций:

Физическая агрессия (использование физической силы против другого лица)

  • Косвенная агрессия (направлена на другое лицо окольным путем или ни на кого не направленная)
  • Раздражение (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении)
  • Негативизм (оппозиционная манера поведения, может быть как пассивной, так и активной)
  • Обида (ненависть к окружающим за действительные или вымышленные события)
  • Подозрительность (здесь понимается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к другим людям до убеждения в том, что другие люди планируют и хотят принести вред)
  • Вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму, например крик, так и через содержание, например угрозы)
  • Чувство вины (выражает возможное убеждение в том, что он является плохим человеком, ощущает угрызения совести)

Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (далее ВФТ). Данная методика позволяет измерять интенсивность, направленность, а также тип фрустрационной реакции. Также, она позволяет делать вывод об эмоциональной зрелости индивида, уровне самоконтроля, иерархии его ценностей и пр.

Каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев: направления и типа реакции. По направленности ответы делятся на:

  1. Экстрапунитивные (направленные вовне, на других людей или на окружающие объекты)
  2. Интропунитивные (направленные индивидом на самого себя, с чувством вины и стремлением взять на себя ответственность за исправление ситуации).
  3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначимая, не связанная ни с чьей виной и склонная исправиться сама собой).

Типы реакций различаются следующим образом:

  • С фиксацией на препятствии.
  • С фиксацией на самозащите, защите своего Я.
  • С фиксацией на удовлетворении потребности.

Всего в данном тесте исследуются такие фрустрированные ценности, как: a — внешний вид, b — здоровье, c — характер, d — благополучие, e — социальный статус, f — кругозор, g — нравственность.

В исследовании приняли участие 60 студентов первого и второго курса психологического факультета РГГУ (Российский Государственный Гуманитарный Университет). Во время обработки опросников 20 были отсеяны по причине неправильного заполнения одного или нескольких опросников. Таким образом, на стадии обработки результатов у нас осталось 40 испытуемых (35 женщин и 5 мужчин). возраст испытуемых от 17 до 22 лет (среднее значение - 18,825).

Для проверки гипотезы мы использовали регрессионный анализ. Результаты нашего исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Регресионный анализ (ЗП - агрессия)
Модель Стандартизованные коэффициенты Знч. КR–квадрат Число степеней свободы
  Бета      
1 Константа 0,310 0,000 0,096 1 Регрессия
фр   0,051   38 Остаток
        39 Всего

Из таблицы 1 видно, что агрессия действительно предсказывается фрустрацией, однако не вполне значимо (р = 0,051). Коэффициент детерминации (R–квадрат) равен 0,096, следовательно лишь 9% всех случаев агрессии детерминируется фрустрацией, остальные 91% случаев это другие факторы.

Данный результат, можно объяснить тем, что в настоящее время принято скрывать свои эмоции, особенно отрицательные. Указанные выше индивиды осуждаются обществом. Ребенок, разбивший клавиатуру из–за компьютерной игры бы высмеян на весь мир.

Соответственно, нам приходится придумывать другие способы реакции на фустрацию. Плюс, страх наказания может играть большую роль, например, в отношении детей, играющих в игры.

Физическая агрессия предсказывается таким типом отношений, как «уличные контакты» (р = 0.09), больше никаким и фрустрированными отношениями/ценностями данная агрессия не предсказывается. R–квадрат в данном случае равен .165, т.е. 17% физической агрессии предсказывается таким типом фрустрированных отношений как «уличные контакты». Данный результат можно объяснить тем, что люди на улице представляют для человека наименьшую ценность, по сравнению с родителями или знакомыми. С незнакомыми людьми мы ведем себя более развязно, не сдержанно, не волнуемся о том, что же они скажут о нас. Это, по–видимому, и дает такой результат.

Раздражение предсказывается фрустрированными отношениями с матерью, р = 0,002, R–квадрат = 0,221, т.е. в 22% данная связь существует. Такой результат можно объяснить тем, что для каждого из нас мама - очень значимый человек, скорее всего сказывается то, что в течение 7–9 месяцев человек и мать одно целое. Если отношения со значимым для нас человека фрустрировать, раздражение очевидно. Когда человек недополучает внимания матери или, наоборот не может выйти из–под ее гипер–опеки, он ощущает дискомфорт. Данный дискомфорт в 22% случаев становится раздражением не только по отношению к матери, но и ко сему миру (в том числе и к себе).

Негативизм предсказывается фрустрированной ценностью f (кругозор). Уровень значимости (р) здесь равен 0.001, коэффициент детерминации (R–квадрат) равен 0.256. Данный результат можно объяснить тем, что отсутствие интересов, любимых занятий порождает ощущение никому ненужности, бренности бытия. Если человек работает там, где ему не нравится, в свободное от работы время делает то, что ему не нравится и не может придумать решения данной проблеме (например, начать читать книги, найти свои увлечения и любимые занятия) он, скорее всего, будет относиться к миру с негативом. Он не может распознать вкус жизни, дабы утверждать обратное.

Обида предсказывается фрустрированными отношениями с матерью, р = 0,001 и фрустрированной ценностью с (характер), р = 0,039. Коэффициент детерминации в обоих случаях равен 0,092, т.е. лишь в 9% случаев такая связь существует. Связь обиды с отношениями с матерью можно обосновать следующим образом. Как уже говорилось выше, отношения с матерью и сама фигура матери крайне важны для любого человека. Соответственно, Фрустрация этих отношений приводит не только к раздражению (см. выше) но и к обиде. К обиде на мать за то, что она не понимает своей значимости в жизни человека, обида на себя за то, что отношения с крайне значимым человеком портятся.

Связь обиды и фрустрированной ценности с (характер) может быть объяснена тем, что характер может оцениваться человеком, как нечто неизменное и постоянное, соответственно, когда люди вокруг упрекают именно этот самый характер во всех бедах, возникает обида. Ведь если характер нельзя поменять/изменить/улучшить, какой смысл указывать на него, как на причину всех бед.

Подозрительность предсказывается фрустрированной ценностью g (нравственность). Уровень значимости равен 0,038, R–квадрат равен 0.108. Следовательно, в 11% случаев такая связь присутствует. Данный результат можно объяснить следующим образом. В ситуации фрустрации такой важной ценности, как нравственность, человек генерализует свое отношение к людям на окружающих. Если он сам крайне скептически и попустительски относится к людям, предает, унижает их, то, скорее всего у него разовьется чувство страха перед людьми. В связи с генерализацией, будет ощущение того, что люди вокруг точно такие же, как и сам человек - готовы предать, обидеть, унизить. Отсюда и подозрительность.

Косвенная агрессия, вербальная агрессия и чувство вины не предсказываются ни одним из показателей фрустрации. Именно из– за данных показателей регрессионный анализ общих показателей фрустрации и агрессии показал не вполне значимый результат.

Отвечая на вопрос темы нашей работы, нужно сказать, что не всегда агрессия предсказывается фрустрацией в представлении людей о самих себе. Объяснить это можно факторами, выделенными Д. Доллардом и коллегами, а именно: слабым побуждением к агрессии, страх выражения агрессии из–за угрозы наказания, сформированность других способов реагирования на фрустрацию.

Список литературы:

  1. Берковиц Л. агрессия. Причины, последствия и контроль. — СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. - с.21–26, 48–59
  2. Dollard J. Frustration and aggression. — New Haven, Conn.: Yale Univ. Press, 1939
  3. Avrill J. Anger and aggression: an essay on emotion. — New York/ Heidelberg.: Springer–Verlag, 1982

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки