Влияние стимульного материала на особенности построения образа воображения детей 4–5 лет

Влияние стимульного материала на особенности построения образа воображения детей 4–5 лет // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Влияние стимульного материала на особенности построения образа воображения детей 4–5 лет

С.М. Ткачева Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва

В наше время существует множество методик, которые позволяют психологам диагностировать и оценить уровень развития тех или иных психических функций или процессов. Тоже самое обстоит при диагностике уровня воображения, и самой главной задачей психологов становится выбор той методики, которая сможет в полной мере показать уровень воображения. В ходе различных методик мы оцениваем уровень воображения по возникшим образам воображения на различного рода стимульный материал. Но, не смотря на обилие методик, существуют более популярные. Одними из таких являются методики Е. Торренса и О.М. Дьяченко.

Основной целью моего исследования является выявление того, какая из методик обладает большей вариативностью.

Гипотеза моего исследования: методика на определение уровня воображения О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» даёт большую вариативность возникновения образов воображения, чем субтест №2 «Завершение фигуры» невербального теста Е. Торренса. Исследование проводилось с детьми в возрасте 4–5 лет. Всего приняло участие 20 человек. Предмет исследования: образы воображения.

Воображением называют способность к построению человеком новых образов на основе уже полученных в его жизненном опыте; процесс преобразования представлений, отражающих реальность, и создание новых представлений на их основе.

В толковом словаре Ожегова под вариативностью понимается - представленный несколькими вариантами, состоящий из вариантов. Вариативные связи.

В нашем варианте можно рассматривать два вида вариативности. Первая будет заключатся в разнообразии образов воображения у каждого ребёнка, вторая будет заключатся в разнообразии образов, которые дети дают на стимульный материал. В рамках моей гипотезы меня больше интересует разнообразие образов воображения, которые возникают в рамках второго варианта.

В исследовании принимали участие дети в возрасте от четырёх до пяти лет, девять мальчиков и одиннадцать девочек. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» проводилась с каждым ребёнком индивидуально. Субтест №2 Е. Торренса проводилась с детьми фронтально.

Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» состоит из двух наборов карточек. Сам комплект состоит из 10 изображений, которые расположены отдельно на каждом листе. Мною использовался второй набор карточек.

Вторую методику, которую я использовала, является невербальный тест Е. Торренса, субтест №2 «Завершение фигуры». Второй субтест невербальной части тестов Торренса заключается в дорисовывании незаконченных фигур. Она состоит из инструкции и 10 изображений, расположенных на двух листах.

В результате данного исследования гипотеза подтвердилась: среднее количество образов воображения по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» больше, чем по методике Е. Торренса, а также были различны сами образы. Торренса. Также в результатах методики О.М. Дьяченко видно, как с переходом к более абстрактным картинкам уменьшается количество повторений, тем самым повышается количество оригинальных ответов. Не менее важным является то, что дети 4–5 лет плохо справлялись с картинками, предложенными в субтестеТорренса, в среднем половина детей не справляются с каждой картинкой, а следовательно методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» воспринимается детьми лучше.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки