Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психофункциональное состояние военнослужащих

Платонина Екатерина Александровна – соискатель лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4.

Аннотация В статье анализируется соотношение смысла жизни и удовлетворенности профессиональной деятельностью военнослужащих. Рассмотрены специфические праксические состояния военнослужащих в условиях военной службы, влияние психофункционального состояния на удовлетворенность трудом в экстремальных условиях.

Ключевые слова: удовлетворенность деятельностью, смысл жизни, психофункциональное состояние, военнослужащие, профессиональная деятельность, праксические состояния.

SATISFACTION WITH PROFESSIONAL ACTIVITY AS A PSYCHOFUNCTIONAL STATE OF MILITARY PERSONNEL

Platonina Ekaterina Aleksandrovna - applicant of the Laboratory of differential psychology and psychophysiology, Psychological Institute of Russian Academy of Education; Moscow, Mokhovaya st.9, b. 4

Annotation. The article analyzes the relationship between the meaning of life and satisfaction with the professional activities of military personnel. The specific praxic states of military personnel in the conditions of military service, the influence of the psychofunctional state on job satisfaction in extreme conditions are considered

Keywords: activity satisfaction, meaning of life, psychofunctional state, military personnel, professional activity, praxic states.

Роль профессиональной деятельности в структуре смысложизненных ориентаций может зависеть от множества различных причин и факторов, в частности от характера профессии и личностных качеств человека. Военная служба как один из экстремальных видов деятельности предполагает специфические условия существования профессионала. Специфика профессии, ненормированный рабочий график, зависимость от «приказа» способствуют тому, что профессиональная военная деятельность сливается с жизнедеятельностью и становится смыслом жизни. При этом все остальные виды деятельности, выполняемые военнослужащим, рассматриваются с точки зрения влияния и соотношения с военной службой. Подобное смещение смыслов и целей в жизни по-разному влияет на развитие личности и психофункциональное состояние. В условиях боевых действий угроза для жизни максимальна и, как следствие, общее психофункциональное состояние находится в высшей точке психоэмоционального напряжения. В то же время значимыми факторами являются не только мотивы, побуждающие к профессиональной военной деятельности, но и индивидуальные особенности организма. Функциональное состояние принято рассматривать как комплекс функций, свойств и качеств, обуславливающих работоспособность и поведение человека. Общее психофункциональное состояние человека зависит от ряда факторов и условий. Рассматривая общее психофизиологическое состояние военнослужащего, как объекта профессиональной трудовой деятельности, стоит учитывать особенности военной службы.

В зависимости от вида деятельности к психофизиологическим особенностям человека предъявляются определенные требования. Особенностью анализа и изучения психофункционального состояния военнослужащих является рассмотрение не только личностных физических и психологических характеристик, но и влияние внешних факторов, в том числе в условиях боевых действий. В рамках профессиональной деятельности всестороннее изучение особенностей личности обусловлено необходимостью подбора и оценки подходящих условий и особенностей труда и, как следствие, удовлетворенности этой деятельностью.

Экстремальные условия труда неоднозначно влияют на психику человека и его деятельность. Для некоторых военнослужащих такие условия способствуют стремлению к профессиональному совершенствованию и успехам, что впоследствии становится смыслом и делом их жизни. Для других военная служба становится тяжелым «испытанием», с которым они не могут справиться в силу противоречий между смысложизненными ценностями личности и мотивами и ценностями профессиональной деятельности. В первом случае военнослужащий увлечен своей профессией и может достичь профессионального совершенства. Во втором случае постоянные негативные переживания могут привести к утере жизненного смысла профессиональной деятельности и, как следствии, к разочарованию в профессии и увольнению со службы, либо, если что-то все-таки удерживает на службе, привести к психоэмоциональному истощению и депрессивному состоянию. Психофункциональные состояния военнослужащих обусловлены не только особенностями военной деятельности в общем понимании, но и от эффективности и успешности выполнения военнослужащими профессиональных обязанностей. Военная служба является достаточно экстремальным и травмоопасным видом труда с доступом к оружию (в рамках трудовой деятельности и выполнения служебных задач), в связи с чем особое значение приобретает необходимость изучения и создания условий обеспечивающих субъективные переживания (состояния) удовлетворенности профессиональным трудом. Учет индивидуальных особенностей личности для определения профпригодности и «правильного» подбора трудовой деятельности в зависимости от условий труда и требования к профессионалу могут носить достаточно специфический характер. От личностных и физических особенностей военнослужащих поддерживать оптимальный уровень работоспособности зависит не только успешность выполнения поставленных перед ними повседневных задач, но и в экстремальных условиях боевых действий - жизнь. Эффективность саморегуляции психофизиологического состояния способствует поддержанию не только работоспособности на высоком уровне, но и эффективному выполнению трудовых обязательств. Субъективное соответствие возможностей военнослужащего требованиям труда является одним их важных факторов, обеспечивающих удовлетворенность профессиональной военной деятельностью. 5

По мнению Р.Х. Шакурова, удовлетворенность профессиональной деятельностью является эмоционально окрашенным состоянием и определяется в ситуационных переживаниях и настроении. Сам термин «удовлетворенность деятельностью» включает в себя совокупность всего спектра чувств и установок (как положительных, так и негативных) связанных с трудом. Подобные эмоциональные состояния, возникающие в процессе деятельности, и получили название праксических. В силу своей специфичности военная служба может проходить как в «мирных» так и в «боевых» условиях. В боевых условиях психика человека подвергается большому количеству разнообразных воздействий. Умение концентрировать психические и физические возможности, быть сосредоточенным способствуют мобилизации военнослужащего для успешного выполнения боевых задач. В то же время пассивность, страх, паника, рассеянность и т.п. способствуют дезорганизации и могут привести к серьезным негативным последствиям. Поэтому для военной деятельности свойственны не только общеизвестные праксические состояния: монотония, эмоциональный стресс, тревожность, напряженность, паника, апатия, ригидность и т.д. К специфическим праксическим состояниям, свойственным боевой обстановке, можно отнести состояния боевой готовности и боевой активности, предбоевой пассивности, психическое состояние подъема и упадка.

В состоянии боевой готовности психофизиологическая деятельность военнослужащего поддерживается на уровне устойчивых навыков и способностей позволяющих переносить психологические, физические и физиологические нагрузки в боевых условиях. В состоянии высокой боевой активности происходит мобилизация внутренних ресурсов организма на точное выполнение предстоящей задачи. К характерным признакам активности можно отнести степень потребности в интеллектуальных, физических, моральных, психологических усилиях; длительность сохранения в условиях боевой обстановки степень напряженности в ходе выполнения этой задачи. При слабых процессах нервного возбуждения и активного торможения может возникнуть состояние предбоевой пассивности. Подобные состояния являются прямым следствием особенностей направленности личности, ценностно-потребностных и мотивационных особенностей личности военнослужащего 4.

Среди кратковременных праксических состояний стоит выделить психическое состояние подъема (характеризуется высоким физиологическим, физическим и психологическим уровнем состояния военнослужащего) и состояние упадка (характеризуется ослаблением волевых и психических процессов, снижением уровня деятельности, иммобилизацией внутренних энергетических резервов военнослужащего).

Военная служба неизбежно сопряжена с регламентированным порядком дня, невозможностью уединения, напряженными условиями окружающей среды, повышенной ответственностью, что в свою очередь приводит к значительным психическим и физическим нагрузкам. В условиях боевых действий нагрузки усиливаются многократно и основным смыслом не только в профессиональном, но и общечеловеческом плане становится максимальное сохранение здоровья и жизни. Подобное состояние дел отражается на общем состоянии личности военнослужащего и удовлетворенности профессиональной деятельностью, в частности.

Профессиональная деятельность как часть жизненного пути человека оказывает значительное влияние на проблему поиска и реализацию смысла жизни. Обессмысливание или негативные последствия неудовлетворенности профессиональной деятельностью могут привести к кризису личностного развития. Системный и комплексный подход к организации психологического обеспечения профессионального труда военнослужащих способствуют преодолению трудных и стрессовых ситуаций, предупреждению негативных праксических состояний. Психологический и физический комфорт в профессиональной деятельности являются одними из основополагающих элементов повышения эмоциональной устойчивости, саморегуляции эмоционального состояния и поведения человека. Это отражается на эффективности и результативности всей системы жизнедеятельности и удовлетворенности трудовой деятельностью как значимой части механизма регуляции этой деятельности 2.

Литература

  1. Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. №3. С. 2 – 15.
  2. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006.
  3. Карпинский Константин Викторович смысл жизни и жизненный смысл профессии // Вестник ТГУ. 2010. №6. С. 147 – 155.
  4. Невенчанный С., Чергинец С. Психологические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий. Пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям // Армейский сборник [Электронный ресурс] URL: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/259955 (дата обращения: 27.02.2021) 
  5. Семянищева П.А., Кузнецова А.С. Саморегуляция функционального состояния у офицеров с высокой и низкой удовлетворенностью работой в условиях длительного военного реформирования // Прикладная юридическая психология. 2013. №4. С. 8 – 98.
  6. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Психологические проблемы смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. №2. С. 50 – 59.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Платонина Е.А. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психофункциональное состояние военнослужащих // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 175-178.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки