Школьное образование в системе жизненных смыслов родителей

Разделы психологии: 

Андреева, А.Д. Школьное образование в системе жизненных смыслов родителей [Электронный ресурс] / А.Д. Андреева // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2017. – С. 181-184. – 0,3 п.л.

Школьное образование в системе жизненных смыслов родителей

Андреева Алла Дамировна − кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральное бюджетное государственное научное учреждение «Психологический нститут»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического изучения содержания и структуры социальных представлений родителей о школьном образовании. Показано, что понятия, входящие в смысловое поле данной проблемы, отражают реалии и приоритеты современных социально-экономических условий.

Ключевые слова: социальные представления, реформа образования, социокультурные условия, школа, педагог, образование.

SCHOOL EDUCATION IN THE SYSTEM OF LIFE EXPECTATIONS OF PARENTS

Andreyeva Alla D. − PhD in psychology, senior researcher, Federal state budgetary scientific institution "Psychological Institute", Moscow, Mokhovaya str. d. 9 p. 4.

Abstract

The article presents the results of an empirical study of the content and structure of social representations of parents about school education. It is shown that the concepts included in the semantic field of the problem reflect the realities and priorities of the current socio-economic conditions.

Keywords: social representations, education reform, social and cultural conditions, school, teacher, education.

Реформирование школы как одного из важнейших социальных институтов, через который проходит каждый гражданин, неизбежно сталкивается со сложившимися социальными стереотипами и установками, наличной экономической ситуацией, приоритетами современного общества, индивидуальным пониманием людьми происходящих общественных процессов. Характер правовых, социальных и экономических отношений граждан и государства оказывает существенное влияние на предрасположенность людей воспринимать мир определенным образом, на содержание и структуру их социальных представлений и установок, определяет ментальность общества в целом. Согласно С.Московичи [4], социальные представления – это основные элементы обыденного группового сознания, в которых выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. В социальных представлениях очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность.

В контексте данного подхода в качестве основных структурных элементов социального представления рассматриваются его ядро и периферия. Ядерная часть является, по сути, смыслообразующим элементом представления, отражая ценности, нормы, традиции, историю социальной группы. Ядро социального представления достаточно стабильно и устойчиво по отношению к внешнему вмешательству, к новым идеям и веяниям. Более чувствительными к индивидуальному опыту и конкретным обстоятельствам оказываются периферические области социальных представлений: их относительная изменчивость выполняет защитную функцию, принимая на себя «удары реальности» и ограждая тем самым ядро представления от несущественной информации. Подобное строение социальных представлений помогает субъекту сохранять относительно устойчивую картину мира на протяжении практически всей жизни, и, вместе с тем, позволяет корректировать ее в соответствии с требованиями времени и обстоятельств.

Проведенное нами исследование было посвящено анализу структуры, содержания и эмоциональной окрашенности социальных представлений современных родителей о школе и образовании. Основным эмпирическим методом для изучения социальных представлений в рамках данного подхода стал метод свободных ассоциаций [3; 4; 5]. Респондентов просили написать по пять первых пришедших в голову ассоциаций к категориям «школа», «педагог», «образование». Обработка и анализ полученных материалов проводились в соответствии с требованиями метода прототипического анализа П. Вержеса [3; 6].

В исследовании приняли участие родители учащихся московской школы № 799 и школы-интерната «Интеллектуал», всего 114 человек.

Проведенное нами изучение содержания и структуры социальных представлений, входящих в смысловое поле проблемы школьного образования, показало, что они отражают как традиционные общественные ценности, так и новые принципы взаимоотношений семьи и государства.

Ядро социального представления о школе составляют такие понятия как образование и знания, зону потенциальных изменений образуют понятия дружба, учитель, дети, дисциплина, учеба, интересно. Периферическая часть связывается с понятиями общение и стресс. Реконструируя образ школы в соответствии с выявленной структурой представления, мы видим, что для родителей смысловым центром школы как социального института является ее образовательная функция. Категория «общение» попала лишь в периферическую зону, наряду со стрессом. Иными словами, школа – это место, где дети учатся, общаются, дружат, иногда переживают и устают от нагрузок и дисциплинарных требований. Примечательно, что такие понятия как развитие, Воспитание, кружки, безопасность, ответственность, отражающие то новое содержание, которое должна была внести в школу нынешняя реформа образования, не вошли в структуру социального представления наших респондентов о школе. В контексте нынешней реформы образования развитие, Воспитание и дополнительное образование должны стать полноценными составными частями целостного среднего образования. По-видимому, пока родители не ощутили позитивного эффекта происходящих перемен, либо не воспринимают их как существенные для реализации школой своей основной социальной функции - обучения, получения детьми качественного образования.

Ядро социального представления о педагоге составляют такие понятия как профессионал, наставник, знающий, отзывчивый, помощь, в область потенциальных изменений вошло понятие ответственный, причем это зона, которая отражает точку зрения большинства. Периферическая часть образована понятиями внимание, дисциплина, терпение, доброта. За пределами структуры социального представления о педагоге остались такие, казалось бы, традиционные характеристики педагога как друг, мудрость, справедливость, честность, любимый. Очевидно, что наибольшую ценность для современных родителей представляют те качества педагога, которые связаны с его умением учить, объяснять, помогать в освоении нового, то есть свидетельствуют о его высоком профессиональном уровне. В ядро данного представления попало лишь одно личностное качество – отзывчивость, в то время как внимание, терпение и доброта оказались на периферии, вместе с умением поддерживать дисциплину. Иными словами, хорошо, если педагог добр, внимателен и терпелив, но гораздо важнее, чтобы он хорошо учил, умел объяснить материал, уверенно вел учеников по дороге знаний.

Невысокая ценность в глазах родителей таких профессионально значимых качеств личности педагога как мудрость, справедливость, честность говорят о преобладающем отношении к нему как к функции, то есть не как к педагогу в широком смысле слова, а именно как к учителю, транслятору знаний. Педагог не воспринимается как старший друг, любимый взрослый, которому можно доверить свои самые серьезные проблемы. Косвенно этот вывод подтверждается и эмоционально нейтральной окрашенностью ядра и зоны потенциальных изменений социального представления родителей о педагоге, и лишь в периферической области имеются эмоционально позитивные понятия.

В целом, анализ содержания и структуры социальных представлений современных родителей о школе и педагоге показал, что именно изменение модели взаимодействия школы и семьи, возложившее приоритет ответственности за Воспитание и образование детей на семью, стало причиной снижения традиционной ценности школы как социального института. Школа утратила свой статус носителя и проводника культуры и превратилась в учреждение, оказывающее образовательные услуги, качество которых измеряется конкретными учебными достижениями ребенка.

Ядро социального представления об образовании составляют такие понятия как будущая профессия, школа, качественное (последовательность представления ассоциаций соответствует их рангу), в область потенциальных изменений, отражающую содержание массового сознания, вошли понятия знания и высшее. Периферическая часть образована категориями учитель, необходимость, труд, развитие, интерес. За пределами структуры данного представления остались такие достаточно распространенные, но не преодолевшие необходимого критерия частоты встречаемости понятия как деньги, фундамент, книги, новое. Социальное представление родителей об образовании носит откровенно функциональный характер, что вполне соотносится с их представлением о школе и педагоге. Основной смысл образования они видят не в культурном развитии ребенка, а в приобретении им будущей профессии, желательно в высшем учебном заведении. Об этом свидетельствует не только выявленное содержание представления, но и тот факт, что ассоциации образования с культурным фундаментом человека, новым знанием, книгами не вошли в его структуру.

Школьное образование, по мнению респондентов, должно быть качественным, однако такие условия получения прочных и разносторонних знаний как личность учителя, собственное трудолюбие, познавательные интересы, уровень развития оказались на периферии представления родителей об образовании. По-видимому, это также является следствием превращения школы из просветительного учреждения в сервисное. Родители выступают в роли потребителя школьных услуг по обучению своих детей и убеждены, что качество оказываемой услуги имеет большее значение, нежели собственные усилия школьника.

Примечательно и то, что увеличение числа платных образовательных услуг, оказываемых современной школой, пока не встретило одобрения со стороны родителей, ассоциация деньги нередко упоминается респондентами в негативном тоне: «образование - должно быть бесплатным», «образование – дорогое удовольствие», «образование – это много денег». Здесь сказывается традиционное представление россиян о том, что государство должно быть заинтересовано в качественном образовании своих граждан, поскольку это повышает общий культурный уровень населения. Образование должно предоставляться бесплатно, потому что, во-первых, люди к этому привыкли, во-вторых, они платят государству налоги и имеют право на определенные социальные гарантии, и, в-третьих, уровень жизни значительной части российских семей не позволяет им пользоваться всеми возможностями коммерческого образования.

Социальные представления родителей о смысле и качестве школьного образования, его значении для будущих жизненных достижений ребенка, роли и месте образования в становлении культурного уровня современного человека составляют мотивационную основу родительских стратегий в формировании образовательной среды ребенка. На протяжении последнего столетия эти представления претерпели заметные изменения. Так, авторитет школьного образования, очень высокий в нашей стране до середины 60-х годов прошлого века, сменился недоверием к качеству школьных знаний, заметно снизившемуся в связи с переходом к всеобщему обязательному среднему образованию. Современная же эпоха характеризуется крайней степенью неопределенности статуса школьного образования, связанной с его длительным реформированием, направление и смысл которого население осознает лишь приблизительно [1; 2].

Литература

  1. Андреева А.Д. Мотивационная основа семейной стратегии школьного образования ребенка // Science Time. Казань. 2015. №8(20). С. 11-25.
  2. Андреева А.Д. Социальная модель взаимодействия семьи и школы в контексте реформы российского образования // Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2015. С. 347-355.
  3. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006. 400 с.
  4. Московичи C. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 15. № 1. С .3-18.
  5. Abric J-C. A Structural Approach to Social Representations // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Eds. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers. 2001. Р. 42–47.
  6. Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation // Bulletin de psychologie. 1992. Tome XLV. No 405. P. 203–209.

Высшее учебное заведение: