Представления школьных учителей о психологических особенностях учащихся разного пола

Разделы психологии: 

Данилова, Е.Е. Представления школьных учителей о психологических особенностях учащихся разного пола [Электронный ресурс] / Е.Е. Данилова // Science Time. – 2017. – №2 (38). – С. 121-132. – 0,7 п.л. – ISSN 2310-7006.

Представления школьных учителей о психологических особенностях учащихся разного пола

Данилова Елена Евгеньевна, ФГБНУ «Психологический институт РАО», г. Москва 

Аннотация. В исследовании представлены результаты опроса учителей московских школ, направленного на выяснение представлений педагогов о различиях, существующих, по их мнению, между мальчиками и девочками, а также о значимости этих различий для учебной работы. Показано, что представления учителей о психологических различиях учащихся разного пола в целом носят стереотипный характер, отражая наиболее общие, не всегда соответствующие научным данным сведения. Делается вывод о необходимости психологического просвещения учителей.

Ключевые слова: школьное образование, гендерные особенности, специфика обучения мальчиков и девочек.

Принадлежность к мужскому или женскому полу является одной из базовых характеристик человека, имеющих принципиальное значение для формирования его самосознания, личности, ориентации в системе социальных отношений. Своеобразие представителей разного пола имеет фундаментальные природные основания и проявляется у мальчиков и девочек, начиная с самых ранних возрастных периодов, подвергаясь по мере взросления человека не менее своеобразным процессам гендерной социализации, накладывающим отпечаток на природные особенности индивида. Школа как важнейший институт социализации вносит в этот процесс безусловный вклад, обучая не просто детей, а мальчиков и девочек. Поэтому знание педагогов о психологических особенностях детей разного пола имеет большое значение для более эффективной, адекватной особенностям мальчиков и девочек, организации учебного процесса.

С целью изучения имеющихся у педагогов представлений о различиях, существующих между мальчиками и девочками, а также о значимости этих различий для учебной работы, был проведен пилотажный опрос учителей, работающих в начальной и средней школе. Учителям задавались вопросы о том, кто, по их мнению, лучше учится в школе – мальчики или девочки? Считают ли учителя мальчиков и девочек более способными к изучению тех или иных учебных предметов? Делают ли педагоги различия на своих уроках между учащимися разного пола? Какие особенности мальчиков и девочек необходимо учитывать педагогам в учебной работе? Выяснялось также мнение учителей о необходимости раздельного школьного обучения мальчиков и девочек.

В опросе приняли участие 45 учителей, работающих в средних общеобразовательных школах г. Москвы. Из них 39 женщин и 6 мужчин. Среди опрошенных было 24 учителя начальных классов и 21 человек – учителя- предметники, работающие в средних и старших классах. Педагогический стаж участников опроса составил от 3 до 48 лет; значительную часть опрошенных (30 человек) представляли опытные педагоги, чей педагогический стаж был равен 20 и более годам.

Представим результаты опроса, сгруппировав их по тематике, и прокомментируем полученные данные.

1. Особенности мальчиков и девочек, на которые обращают внимание педагоги.

В ходе опроса учителей просили указать, какие особенности мальчиков и девочек важно учитывать педагогу. Полученные ответы показали, что заметная часть опрошенных учителей как в начальной (21%), так и в средней школе (19%), не сумели выделить каких-либо различий между учащимися разного пола; небольшая группа педагогов (в начальной школе – 8%, в средней школе – 14%) отметили, что для них имеют значение прежде всего индивидуальные особенности каждого ребенка независимо от его пола. Большинство же опрошенных учителей, работающих как в начальной (71%), так и в средней школе (67%), выделили определенные различия между мальчиками и девочками.

Учителя начальных классов, характеризуя мальчиков, отмечают в первую очередь их более высокую, чем у девочек, двигательную активность: «повышенная подвижность», «подвижные, шумные, неусидчивые», «гиперактивные». Помимо поведенческих особенностей учителя выделяют у мальчиков большую группу качеств, имеющих отношение к организации и выполнению учебной работы, причем эти качества имеют преимущественно негативный характер. По мнению учителей, мальчики:

- невнимательные;
- недисциплинированные;
- менее аккуратные;
- менее ответственные и исполнительные;
- требуют помощи со стороны учителя;
- имеют низкий показатель работоспособности.

В ответах учителей есть также отдельные указания на сниженную учебную мотивацию мальчиков, их «безразличие к результату». Кроме этого, мальчики отличаются вспыльчивостью, недостаточным умением контролировать себя, меньшей коммуникабельность, а также агрессивностью и склонностью к девиантному поведению.

При характеристике девочек учителя начальных классов, напротив, делают акцент на положительных качествах, определяющих успешность учебной работы младших школьников. По их мнению, девочки:

- внимательные;
- дисциплинированные;
- аккуратные, прилежные;
- ответственные и исполнительные;
- усидчивые;
- более самостоятельные;
- быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.

Наряду с этим у девочек отмечаются: добросовестное отношение к учебе, более высокая учебная мотивация, ориентированность на успех, стремление получать хорошие отметки («пятерки»), а также склонность к соперничеству и лидерству («хотят быть первыми»).

Если в отношении мальчиков, помимо учебно-важных качеств, педагоги обращают внимание на поведенческие особенности, то у девочек выделяют качества эмоциональной сферы, характеризуя девочек как впечатлительных, ранимых, застенчивых, капризных. Помимо этого, учителя отмечают более высокие коммуникативные способности девочек во взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми, а также свойственное им внимание к взаимоотношениям в классном коллективе.

Учителя-предметники, работающие в средних классах, в целом отметили меньшее число качеств, характеризующих мальчиков и девочек, однако, на наш взгляд, они указали на более существенные и качественные различия между учащимися разного пола. В отношении мальчиков учителя-предметники, так же, как и их коллеги из начальной школы, обращают внимание на поведенческие особенности: подвижность, задиристость, драчливость, агрессивность, а у девочек – на эмоциональные качества: неуравновешенность, плаксивость. Кроме того, в средней школе учителя отмечают особенности речевой сферы девочек, указывая на их болтливость, говорливость.

Качества мальчиков и девочек, связанные с особенностями учебной работы, выделили, прежде всего, учителя математики (из них два учителя – женщины, а два – мужчины). Они отмечают, что для девочек:

- более важна эмоциональная составляющая урока и личные отношения с учителем, чем содержательная сторона предмета,
- они любят большую системность, терпеливы,
- избегают нового и аккуратно действуют по алгоритму,
- больше ориентированы на выполнение готовых инструкций.

Мальчики же, по сравнению с девочками, отличаются следующими особенностями:

- они более активны, у них более выражено желание самим исследовать;
- хуже переносят рутинные действия, устают от них;
- склонны браться за трудные задачи, но не любят делать упражнения;
- меньше боятся нового;
- любят придумывать.

Анализируя составленные учителями (прежде всего, начальной школы) «портреты» детей разного пола - позитивные в отношении девочек и негативные для мальчиков, - можно предположить, что в этом случае действует закономерность, описанная в работе В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман [6], согласно которой учитель лучше воспринимает того ученика, которого он способен научить («люблю того, кого умею научить»). Ведь детей в нашей школе учат преимущественно женщины. В психолого-педагогической литературе неоднократно обсуждался тот факт, что в отечественной школе преобладают программы и стратегии обучения, обеспечивающие преимущество девочкам. Характерная для отечественной системы образования кадровая феминизация школы, особенно ярко выраженная на начальной ступени обучения, неизбежно приводит и к феминизации требований к учащимся. Как следствие этого, школа препятствует проявлению инициативности и автономии учащихся и поощряет прилежание, учебную успешность и усидчивость, закрепляет женские формы социального контроля, поддерживает преобладание внешней дисциплины (подчинения и исполнения) над самоорганизацией поведения, что неизбежно приводит к деформациям в формировании личности как мальчиков, так и девочек [2].

Вместе с тем, нельзя отрицать и тот факт, что перечисленные учителями характеристики мальчиков и девочек действительно присутствуют в практике учебной работы: в начальной школе мальчики действительно в целом менее внимательны, менее организованны, менее дисциплинированны и пр., а девочки – более самостоятельны, ответственны, усидчивы и пр. Однако основную причину этих различий никто из учителей начальной школы в своих ответах не указал. Но ее отметили учителя, работающие в средних классах. Причина эта состоит в неодинаковом темпе психофизиологического развития мальчиков и девочек: начиная с самых ранних возрастных этапов, девочки на 1-1,5 года опережают своих сверстников-мальчиков (по антропометрическим показателям, зрелости мозговых структур, речевому, социальному развитию и др.) [6, 7]. Подчеркивая существенность различий в развитии мальчиков и девочек на момент поступления в школу, В.П. Петрунек и Л.Н. Таран [13] отмечают, что, по существу, в первый класс школы приходят дети разного возраста. Различия в темпах созревания мальчиков и девочек (по разным физиологическим, психологическим, социальным аспектам) сохраняются в подростковом возрасте (что и было отмечено учителями-предметниками в ходе проведенного опроса), относительное же выравнивание происходит значительно позже периода полового созревания.

Таким образом, более раннее созревание девочек обеспечивает им преимущества при обучении в начальной школе, по сравнению с мальчиками. Немаловажное значение имеет также факт более высокой уязвимости мальчиков к воздействию пре-, пери- и постнатальных биологических и социальных факторов риска, а также особенности воспитания и социализации, связанные с полом ребенка [12]. Известно, что мальчики значительно чаще подвержены психогенной школьной дезадаптации, проявлениями которой обычно выступают неуспеваемость и нарушения школьной дисциплины [8]. Успеваемость же девочек в начальной школе оказывается несомненно лучше, чем у мальчиков. В первые годы школьного обучения у мальчиков нет сколько-нибудь значительного превосходства над девочками ни по одному учебному предмету. Правда, в активности на уроках различий между мальчиками и девочками не отмечается. Не выявлены такие различия и в отношении школьных предметов, которые требуют мышления и конкретных знаний (математика, чтение). Однако в отношении учебных предметов, успешность освоения которых связана с регуляцией поведения и моторикой (таких как письмо, рисование, музыка), девочки имеют заметное преимущество по сравнению с мальчиками. Это объясняется более высоким уровнем развития у девочек координации движений и способности к сознательному контролю за поведением, которые достигаются за счет более раннего созревания, а также системой воспитания девочек, поощряющей у них соответствующие занятия и виды деятельности. У мальчиков же, вследствие меньшей зрелости и более высокой уязвимости их нервной системы, чаще встречаются энцефалопатические проявления (повышенная моторная Возбудимость, недостаточная сосредоточенность, моторная неловкость), затрудняющие достижение высоких результатов в указанных дисциплинах [12].

Обсуждая отмеченные учителями различия между мальчиками и девочками, необходимо обозначить еще одно существенное основание, определяющее эти различия. Это неодинаковое строение и функционирование мозга представителей разного пола, что обнаруживается уже на ранних этапах развития детей и влияет на различия мальчиков и девочек в восприятии и переработке информации разной модальности, реагировании на эмоциональные стимулы, особенностях поведения и пр. Так, например, для удержания внимания мальчикам требуется большое число разнообразных стимулов, в случае же их отсутствия мальчикам значительно быстрее, чем девочкам, становится скучно, и они перестают воспринимать учебный материал. Поэтому в начальной школе, где обучение сопряжено с необходимостью выполнения большого числа рутинных, однообразных заданий, мальчики оказываются менее успешными и чаще девочек попадают в число нарушителей дисциплины (в нашем опросе склонность мальчиков к освоению нового материала и негативное отношение к рутинным заданиям и упражнениям отметили учителя математики). Установлено также, что в процессе обучения у мальчиков существует выраженная потребность в двигательной активности, которая не только помогает лучшему усвоению информации, но и снижает импульсивность поведения. Потребность в двигательной активности также связана у мальчиков с более низким содержанием серотонина и повышенным обменом веществ. Нередко учителя по собственному опыту знают, что организовать работу непоседливого мальчика на уроке легче, если разрешить ему что-либо вертеть в руке (маленький мячик и пр.), или давать по ходу урока поручения, требующие двигательной активности (раздать тетради, вытереть доску и др.). Более свойственная мальчикам потребность в движении, использовании большего пространства (известно, что мальчики превосходят девочек в зрительно-пространственных способностях), отражается и в их игровых предпочтениях: мальчики любят бегать, бросать предметы в цель и пр. Если же имеющееся в распоряжении мальчиков пространство ограничено в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф и т.д. Девочки предпочитают игры в небольшом, ограниченном пространстве [5, 6]. Именно эти особенности мальчиков и девочек отметили участвовавшие в нашем опросе учителя, охарактеризовав мальчиков как «более подвижных».

Обращает на себя внимание еще один факт, отмеченный учителями начальной школы при характеристике мальчиков и девочек. Среди особенностей школьниц учителя называют их стремление к успеху, первенству, лидерству. Выдвижение девочек на первые позиции в учебной и внеучебной деятельности в период обучения в начальной школе вполне закономерно ввиду их более высокой успеваемости, большей организованности, исполнительности, самостоятельности и пр. Однако у современных девочек потребность в первенстве, лидерстве может быть обусловлена также и изменившимися в последнее время тенденциями гендерной социализации. Согласно результатам психологических исследований, у большинства девочек 8-10 лет под влиянием семьи и телевизионных образцов (прежде всего, изменившейся ролевой модели женщины, включающей такие качества, как активность, целеустремленность, смелость, ранее считавшиеся мужскими), формируется андрогинное представление о себе, содержащее не только феминные, но и маскулинные качества. У мальчиков этого возраста, как и прежде, формируется маскулинное представление о себе и ориентация на традиционные ролевые модели: маскулинные для мужчин, феминные – для женщин [11].

2. Школьная успешность и преимущества мальчиков и девочек в овладении разными учебными предметами.

Ряд поставленных перед учителями вопросов были посвящены проблеме успешности мальчиков и девочек в учебной работе.

На вопрос о том, кто из учащихся – мальчики или девочки – лучше учатся в школе, большинство учителей как начальной, так и средней школы (63% и 67% соответственно) не отметили различий между детьми разного пола; около трети (33% в начальной школе и 29% - в средней) отдали предпочтение девочкам, причем среди педагогов средней школы, считающих девочек лучше успевающими, были преимущественно учителя, преподающие предметы гуманитарного цикла: русский язык и литература, английский язык, музыка, ИЗО. И лишь в единичных случаях учителя посчитали лучше успевающими мальчиков (4% в начальной школе и 5% - в средней).

Подавляющее большинство учителей не делают скидку на пол детей при изучении своего предмета (100% в начальной школе и 86% в средней), а также не ожидают более высоких успехов на своих уроках от мальчиков или от девочек (96% в начальной школе и 81% в средней). Правда, отдельные педагоги- предметники (9%) ждут больших успехов от мальчиков – это учителя химии и математики, или от девочек (9 %) – это учителя музыки и изобразительного искусства.

При ответе на вопросы о способностях мальчиков и девочек в изучении разных учебных предметов, мнения учителей разделились. В отношении изучения математики примерно половина из них (50% учителей начальной школы и 43% - средней) отдают предпочтение способностям мальчиков, тогда как остальные (50% - в начальной школе и 57% - в средней) не делают различий между мальчиками и девочками. В отношении русского языка и литературы соотношение оказалось несколько иным: не видят различий между учащимися разного пола 54% учителей младших классов и 71% учителей средней школы; считают более способными девочек 46% учителей начальной школы и 24% учителей в средней; более высокие гуманитарные способности мальчиков отмечают только 5% учителей-предметников.

По мнению большинства опрошенных учителей (92% в начальной школе и 76% - в средней), в изучении иностранных языков нет существенных различий в способностях мальчиков и девочек; в начальной школе немногие педагоги отдают предпочтением либо мальчикам, либо девочкам (по 4%); в средней школе 10% учителей считают более способными в освоении иностранных языков мальчиков, и столь же немногие (14%) – девочек.

В целом можно сказать, что мнение учителей в отношении математических и гуманитарных способностей мальчиков и девочек выглядит более стереотипным, соответствующим закрепившемуся в общественном сознании представлению о том, что у мужчин более развиты математические способности, а у женщин – языковые. Между тем, современные исследования в области способностей и одаренности показывают противоречивые результаты в отношении гендерных различий в этой сфере. Одаренность, в том числе и математическая, - это разноуровневое и многокомпонентное образование, которое в разные возрастные периоды может иметь свою специфику и подвержено множеству разнонаправленных влияний, в том числе со стороны культурного, образовательного контекста [3, 10, 18]. Исследования гендерных различий в математических способностях свидетельствуют о том, что если девочки получают достаточную поддержку и поощряются в изучении математики, то они достигают не меньших, а порой даже и более высоких результатов, чем мальчики. Однако в школе, как правило, учителя ожидают более высоких успехов в отношении математики именно от мальчиков: чаще их спрашивают, вызывают к доске, чаще поощряют [1]. Тем самым гендерные стереотипы учителей приводят в действие широко известный в педагогической практике «эффект Пигмалиона»: более высокие учебные достижения показывают именно те дети, от которых учитель ожидает высокой успешности. При этих обстоятельствах девочки, на успехи которых учителя обычно не рассчитывают, оказываются в менее благоприятных условиях и не всегда могут обнаружить свои математические способности.

Несмотря на то, что большинство опрошенных нами учителей видят своеобразие психологических особенностей мальчиков и девочек, а также отмечают некоторые различия в их способностях, каких-либо различий между детьми разного пола на своих уроках учителя не делают. Таких учителей оказалось абсолютное большинство как в начальной школе – 96%, так и в средней – 81%. Поясняя свои ответы, педагоги ссылаются на то, что учебная программа предъявляет одинаковые требования к школьникам, независимо от их пола («Все должны в полном объеме усвоить требования ФГОС», «ЕГЭ сдают все – и мальчики, и девочки», «Обучать требуют всех, поэтому не до различий»), а также отмечают, что для них важен интерес ребенка к предмету, что не зависит от пола. Те немногие учителя, кто на своих уроках принимают во внимание различия мальчиков и девочек (19% учителей средней школы), указывают на их разные интересы и разную мотивацию и, как следствие этого, – необходимость подбирать на уроке разные примеры, разные задания, разные формы работы.

3. О раздельном обучении мальчиков и девочек.

Обсуждение проблемы гендерных различий и их влияния на школьную успешность закономерно влечет за собой постановку вопроса о целесообразности совместного или раздельного обучения мальчиков и девочек.

В ходе опроса учителей просили оценить возможности своей работы в однополых классах по параметрам: легче / труднее, интереснее / скучнее, более напряженно / более спокойно. Оценивая перспективу работы в классе, состоящем из одних девочек, большинство учителей указывали на то, что в таком классе работать было бы: легче (70%), скучнее (75%) и более спокойно (84%). Оценивая возможность работы в классе, состоящем из одних мальчиков, учителя отметили, что в таком классе им было бы работать: труднее (64%), скучнее (63%) и более напряженно (75%). О том, что в мужских классах работать действительно сложнее, свидетельствуют и педагоги, участвовавшие в экспериментальной программе по организации раздельного обучения мальчиков и девочек, осуществлявшейся в 1990-х годах в школе № 139 г. Санкт-Петербурга. Сложности были связаны не только с большими усилиями по поддержанию дисциплины, но и с необходимостью выдерживать в мужских классах более высокий темп урока, поскольку мальчики воспринимают информацию быстрее и, как правило, не нуждаются в повторении, что оказалось по силам не каждому учителю [14].

Отвечая на вопрос о целесообразности раздельного обучения мальчиков и девочек, большинство опрошенных педагогов (61% в начальной школе и 86% - в средней) считают, что мальчикам и девочкам лучше учиться вместе; меньшая часть учителей (26% в начальной школе и 14% - в средней) согласились с мнением, что в младших классах предпочтительнее совместное обучение мальчиков и девочек, а в средней и старшей школе – раздельное; и лишь 13% учителей начальных классов полагают, что мальчики и девочки должны учиться в разных классах (школах). Таким образом, большинство участвовавших в опросе педагогов не поддерживают идею раздельного обучения мальчиков и девочек.

Вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек активно обсуждается в современном мире, хотя основания для такого типа организации обучения детей разного пола могут быть далеки от научных [4, 15, 16, 17]. Необходимость раздельного обучения мальчиков и девочек не бесспорна и требует серьезного обоснования. Однако знание некоторых принципов, разработанных на основе уже имеющихся знаний о фундаментальных природных различиях представителей разного пола, может помочь учителю в повышении эффективности учебной работы мальчиков и девочек и в условиях смешанного класса.

Основываясь на обобщении многочисленных данных о своеобразии функционирования мозга мальчиков и девочек, и связанных с этим особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения детей разного пола, М. Гариен [5, с.182-183] дает описание ключевых моментов организации оптимально среды обучения в начальной (элементарной) школе, важных для мальчиков и девочек. В качестве примера приведем некоторые из них:

Для мальчиков:

  • информировать учителей об особенностях развития мужского мозга и темпа обучения мальчиков, который часто отличается от темпа обучения девочек;
  • использовать при необходимости только группы, состоящие из мальчиков;
  • уметь пользоваться энергией обычного мальчишки Гекльберри Финна и направлять ее в русло учебы и воспитания правильного характера;
  • обращать особое внимание на более чувствительных, менее соревновательных и менее агрессивных мальчиков в классе;
  • разрешать мальчикам физически двигаться, а также вовлекать их в физическую деятельность: от объятий и дружеских прикосновений до «борцовской» возни на переменах;
  • удостовериться, что в учебной жизни мальчика определенную роль играют мужчины;
  • до третьего класса не допускать, чтобы стулья стояли в ряд и были прибитыми, предоставлять мальчикам как можно больше пространства;
  • в классе предлагать больше рассказывать и выдумывать, чтобы посредством придумывания различных историй помочь мужскому мозгу развивать воображение и вербальные навыки;
  • давать мальчикам больше вещей пощупать, потрогать или ощутить иным образом, особенно во время обучения чтению и письму.

Для девочек:

  • обучать учителей тому, как учится женский мозг;
  • учить девочек азам математики с помощью наглядных пособий и различных предметов; преподавать более высокие уровни математики, требующие абстрактного восприятия и ориентированные на мужской мозг, не только на доске, но и с помощью графиков, таблиц и иллюстративного материала на отдельных листах бумаги;
  • предоставлять девочкам возможность во время изучения естественных наук потрогать или иным образом воспринять наглядные пособия;
  • рассказывать различные истории и использовать воображение девочек, а также моделировать различные варианты женского поведения;
  • когда требуется, организовывать группы, состоящие только из девочек;
  • совмещать уроки математики и по естественным наукам с оформлением записей в тетрадях, чтобы девочки могли использовать свое преимущество в письме для освоения математических расчетов и понимания научных данных;
  • стимулировать здоровую соревновательность, чтобы девочки не чувствовали себя отстающими от мальчиков (которые могут естественным образом найти «дух соревнования» в других аспектах жизни);
  • обеспечивать здоровую и постоянную обратную связь, чтобы ободрять девочек и поддерживать в них убежденность, что учителя ждут от них многого.

Итоги проведенного пилотажного опроса, позволяют сделать следующие выводы:

  1. Представления учителей о психологических различиях между мальчиками и девочками в целом носят стереотипный характер, отражая наиболее общие, не всегда соответствующие научным данным сведения. Представления учителей начальной школы о своеобразии мальчиков и девочек более стереотипизированы, чем у учителей средней школы.
  2. Подавляющее большинство учителей как в начальной, так и в средней школе, не делают различий на своих уроках между мальчиками и девочками, что свидетельствует о «бесполом» характере отечественной системы образования.
  3. Учитывая имеющиеся в современной науке знания о существенных природных различиях мужчин и женщин, мальчиков и девочек, значимых для понимания особенностей функционирования их познавательной и эмоциональной сфер, особенностей поведения и деятельности, необходимо вести просветительскую работу среди учителей, побуждая их использовать научные знания в практике своей работы.

Литература:

  1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.
  2. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 64-69.
  3. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63-71.
  4. Воронина Д. Мальчики налево, девочки направо [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2015/03/25/reg-urfo/klass.html (Дата обращения: 22.12.2016).
  5. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! = Boys and girls learn differently!: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. / М. Гариен. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 301 с.
  6. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб.: «Тускарора», 2003. 184 с.
  7. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. 688 с.
  8. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 89-95.
  9. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47-57.
  10. Крюкова Е.А. Математическая одаренность: индивидуальные, гендерные и возрастные особенности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Пермь, 2001. 24 с.
  11. Лабутина Е.В. Формирование полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2011. 23 с.
  12. Мейер-Пробст Б., Пиатковски Ю., Тайхман Х. Значение биологических и социальных факторов риска в психическом развитии и школьной успеваемости / Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. С. 197-215.
  13. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М.: Педагогика, 1981.
  14. Решетникова О. Мальчики налево, девочки направо // Школьный психолог. № 20 (68). Май, 1999.
  15. Степанов С. Слитно или раздельно? // Школьный психолог. № 20 (68). Май, 1999.
  16. Фартушная А. У публичного образования однополое будущее [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/295/ (Дата обращения: 22.12.2016).
  17. Шабынина Ж. Как Китай, Россия и США возвращают раздельное обучение в школах [Электронный ресурс]. - URL: http://mel.fm/2016/02/04/segregation? nomr=1 (Дата обращения: 22.12. 2016).
  18. Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 56-66.

Высшее учебное заведение: