Особенности развития связной речи у детей с умственной отсталостью

Отношение к своему телу и психологическое благополучие в подростковом возрасте // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Особенности развития связной речи у детей с умственной отсталостью

Ш.Р. Гусейнзаде Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва

Развитие умственно отсталого ребенка существенно отличается недорозвитием психического и речевого развития, тем самым умственно отсталый ребенок отстает в развитии от нормально развивающего сверстника. Из–за органического поражения головного мозга таким детям присуще общее недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в речевом развитии. Изучая особенности развития речи у детей с органическим поражением мозга, С.Я. Рубинштейн выделила основную причину «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах» (Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1970, с.106.). Устная речь детей с умеренной умственной отсталостью чрезвычайно примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Дети с умеренной умственной отсталостью наблюдается нарушение речевого аппарата и фонематического восприятия, поэтому во второй половине первого года жизни у них не появляется лепет.

С точки зрения развития речи умственно отсталых дошкольников представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности с другой.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению речевой деятельности умственно отсталых дошкольников, до сих пор остается нерешенным вопрос о том, в какой мере овладение дошкольниками связной речью влияет в целом на их речевое развитие. Эта тема достаточно актуальна, так как в логопедии делается акцент на развитие связанной речи у умственно отсталых детей.

Экспериментальная работа проходила на базе коррекционного детского сада компенсирующего вида для умственно отсталых детей. Мной проводилось изучение состояния связанной речи умственно отсталых дошкольников. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Комплексное исследование включало три последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента.

Первая методика заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос:»Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия .Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико–синтаксической задачи. Вторая методика имело целью выявить возможности умственно отсталых детей в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»). Выполнение третьей методики - составление рассказа по серии сюжетных картинок («Медведь и зайцы» по И.В. Бараникову и Л.А. Варковицкой, 1979 г.) дало возможность определить ряд специфических особенностей в проявлениях монологической речи у умственно отсталых детей.

По итогам исследования мы сделали следующие выводы: у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста отмечается значительное отставание в развитии связанной речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние развития словаря детей, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки